Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:39, контрольная работа
В 20 веке философская мысль получила дальнейшее развитие. Она находилась под непосредственным воздействием противоречивого и даже драматичного существования человеческой цивилизации. Наше время оказалось эпохой социальных катастроф, антигуманных политических режимов, многочисленных локальных и даже мировых воин, эпохой разрушения природной среды и кризиса гуманистических ценностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2стр.
Экзистенциализм – философия существования……………………4стр.
Фрейдизм как философское мировоззрение……………………….16стр.
Основные идеи неотомизма…………………………………………20стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..29стр.
Фрейд
действовал методом "свободных ассоциаций".
Больные должны были говорить, что
пришло им первым в голову, первыми
пришедшими на язык словами. И из фактов,
кажущихся бессвязными и
Исходя из анализа сновидений, различного рода ошибочных действий
(ошибки
речи, письма, памяти, значительная
часть несчастных случаев)
Новым
этапом в развитии учения явилась
теория психосексуального развития,
согласно которой за инстинктами
самосохранения следуют сексуальные
влечения, обладающие способностью трансформации,
порождающей наиболее богатую психодинамику.
В отличие от инстинкта самосохранения,
сексуальные влечения не требуют
непосредственного обладания
Развивая свои взгляды на строение психики, Фрейд пришел к выводу, что пространство психики включает три инстанции:
- бессознательное;
- предсознательное;
- сознание.
Фрейд
доказал, что бессознательное наделено
своими собственными свойствами. В
нем сосредоточены
Предсознательное является посредником между сознанием и бессознательным. Это еще не сознание (хотя актуализация воспоминаний может сделать их осознанными), но и не бессознательное, так как оно отделено от последнего цензурой, барьером вытеснения. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, предсознательное сопротивляется асоциальным, сексуальным, эгоистическим желаниям и инстинктам, стремящимся проникнуть в сознание, и вытесняет их обратно в бессознательное.
В начале 20-х годов пространство психики стало иметь иной уровень классификации: "Я", "Сверх-Я" и "Оно". Сознательное "Я" (Ego) является полем борьбы двух сил: "Оно" (id) – исходящего из биологической сферы влечений и "Сверх-Я" (Super Ego) - установок общества. К содержанию "Оно" относится унаследованное, врожденное, "происходящее в первую очередь из телесной организации влечений". В "Сверх-Я" как бы конденсируется зависимость ребенка от родителей – их требования, запреты семьи, воспитателей, установление социума и народных традиций. Отсюда следует, что для "Я" опасны и "Сверх-Я" (механизмы подчинения индивида обществу) и импульсы "Оно".
В 30-х годах Фрейд, очевидно под влиянием внезапно пробудившегося интереса к философии, фактически сводит свое учение к вечной борьбе двух мировых сил – Эроса и Танатоса, то есть влечения к жизни и к смерти, которое у него становится тотальностью человеческой истории и культуры вообще.
В 1911 –
1913 годах разногласия в
Альфред Адлер (1870 – 1937) полностью отказывается от понятия "сексуального бессознательного" Фрейда и игнорирует ряд важных "механизмов" психологической деятельности. Свою систему Адлер назвал "индивидуальной психологией", сосредоточив внимание на "стиле жизни", который, по его мнению, приобретается в первые годы жизни ребенка, оставаясь в последствии постоянным.
Подобно Адлеру, Карл Густав Юнг (1875 – 1961) освобождает себя от необходимости считаться с основными тезисами психоанализа Фрейда. Он отказывается от таких фрейдовских понятий, как "эдипов комплекс", вытеснение", "сублимация", считая их нереальными, символическими и непонятными. Сам Юнг неоднократно подчеркивал, что лейтмотивом его работ является стремление объяснить вопросы истории, рассматривая конкретные исторические темы через призму бессознательной деятельности души современного человека.
Особое
место в дальнейшем развитии философии
психоанализа занимают работы Эриха
Фромма (1900 – 1980). Пытаясь применить
психоанализ к философии, социологии
и науке о религии, Фромм выходит
за узкие рамки психоанализа. Великолепно
ориентируясь в философии и психологии,
он создает самостоятельное
Функция
"общественного характера" как
основы экономической системы и
общественного порядка
- пассивная ориентация ("источник всех благ" находится во внешнем мире);
- эксплуатационная ориентация (чтобы получить "источник благ", необходимо силой, хитростью отобрать его у другого);
- накопительная ориентация (главное – "владеть, обладать", как можно больше "принести" внутрь своей "крепости" и как можно меньше вынести из нее);
- рыночная ориентация ("человек озабочен только тем, чтобы не утратить способности продаваться"; основной его принцип: "Я таков, каким вы меня хотите видеть; главное иметь успех").
Этот четвертый тип характера Фромм открыл и сформулировал сам.
Все эти четыре ориентации – непродуктивные для общества, но могут использоваться для оценки экономических и социальных феноменов, для восприятия жизни как полной бессмыслицы.
Фромм
также говорил о существовании
продуктивной ориентации – это биофилия,
влечение к принципу жизни и роста
во всех существующих сферах жизнедеятельности.
"Мой идеал, – неоднократно повторял
Фромм, – что человек должен развиваться
сам до высшей зрелости или совершенства
своей личности".
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НЕОТИЗМА
Неотомизм - это одно из влиятельных
направлений западно-
Начало
неотомизма датируется появлением энциклики
папы Льва XIII "Aesterni Patres" (Вечные отцы),
которая была опубликована в 1789 году.
В ней философия св. Фомы провозглашалась
единственной философской доктриной,
соответствующей основам
Главные центры неотомистской философии - римская Академия святого Фомы (основана в 1891 г.) и Лувенский университет в Бельгии, при котором в 1893 году был создан Высший институт философии. Позже возникли католические университеты в Париже, Милане, Мюнхене, Фрейбурге и ряде других европейских городов.
Наиболее значительные представители неотомизма: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, И. Де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г.Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) и др.
Так же,
как и средневековый томизм, современный
неотомизм не является единым и монолитным
философским учением. Существует большое
число школ и направлений внутри
неотомизма, которые в большей
или меньшей степени
экзистенциальная философия, критический
реализм и др.).
Наиболее
ортодоксальной (близкой к средневековому
томизму) является Римская школа. Наиболее
влиятельное направление внутри
неотомизма - это так называемый
"экзистенциальный" томизм, наиболее
значительные представители которого
Жак Маритен и Этьен Жильсон.
Главная составляющая неотомистского
учения - это онтология -философская теория
бытия. Онтология классического неотомизма
исходит из различия бытия "самого по
себе" (esse) и "существующего" (ens)
- т.е. всего того, что не есть само бытие,
но лишь обладает бытием - то, чему присуще
бытие. Это различие ведет к своеобразному
дуализму бытия и сущего. Бытие - есть то,
что существует само по себе или "из
самого себя", тогда как сущее - есть
лишь нечто, наделенное бытием или приобретшее
бытие. Иными словами, различие между бытием
и сущим есть различие между нетварным
и тварным бытием, между богом и миром.
Бог, таким образом - есть чистое бытие,
или бытие как таковое. Бытие составляет
сущность Бога: Бог есть тот, чья сущность
есть само бытие.
Напомним, что сущность (essencia) какой-либо вещи в классической философии - это ее идея, т.е. полная информация о данной вещи. Сущности вещи противопоставляется существование (exsistencia). Для вещей тварного мира сущность и существование не совпадают - из наличия идеи вещи не вытекает с необходимостью, что данная вещь существует в действительности (например, существует идея динозавров, а сами динозавры не существуют). Для Бога же христианская теология постулирует тождество сущности и существования - поскольку Бог существует не случайно, а с необходимостью.
Возможны,
однако, две различные интерпретации
формулы сущность равна существованию.
В традиционной августинианской
теологии в этой формуле акцент делается
на сущности: сущность Бога такова, что
из нее с необходимостью вытекает
его существование. Иначе говоря,
достаточно лишь образовать верную идею
Бога, чтобы признать его существующим
(на этом принципе, в частности, строится
знаменитое доказательство бытия Бога
Ансельма Кентерберийского). Существование
Бога, таким образом, нуждается в
особых доказательствах, его существование
с этой точки зрения самоочевидно.
Святой Фома, а вслед за ним и неотомисты,
переворачивает эту формулу (сущность=существованию)
и делает акцент на существовании.
Не из сущности Бога вытекает его существование,
а, напротив, сущность Бога и есть существование
как таковое. Таким образом, сущность здесь
есть нечто производное от существования.
Именно эта идея примата существования
над сущностью (которую св. Фома заимствовал
из философии Аристотеля) и определяет
наиболее существенные черты философии
томизма и неотомизма.
В частности,
из примата существования над
сущностью следует
требует доказательства.
Бели августинианская теология искала и находила Бога в глубинах человеческой души (Бог, согласно св. Августину, обнаруживает себя прямо и непосредственно в душе человека - это самораскрытие Бога в душе и есть содержание религиозного опыта), то томистская теология пытается обосновать существование Бога косвенным образом - исходя из анализа тварного мира.
Исследуя
тварный мир, мы с необходимостью
индуктивно восходим от него к его
первопричине - Богу. Бог по отношению
к миру выступает как первопричина
(Творец), перводвигатель, эталон совершенства,
цель, к которой устремлен мир
в его развитии. Бог также, есть
сила, правящая миром, благодаря которой
мир являет нам свое совершенство
и гармонию.
Тождество в Боге сущности и существования
интерпретируется неотомистами как всеполнота
божественного бытия. Поскольку Бог и
есть бытие как таковое, он не есть какое-либо
конкретное, определенное бытие. Он есть
"все", то есть завершенное, полное
бытие, в котором все помышленное уже осуществлено,
существует в действительности.
Сущность же трактуется как "ограничение"
бытия, то есть это не бытие как таковое,
а "именно это", вполне конкретное,
определенное, ограниченное бытие. На
основе сущностей (аристотелевских "форм")
создаются Богом все земные вещи, включая
и человека. Следовательно, всякая вещь
- есть ограниченное подобие Бога. Отсюда
вытекает возможность познания Бога "по
аналогии" с миром тварного бытия.