Заблуждения и подозрения Мальтуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н. э.) численность населения Земли достигала 3 млн. человек., к концу неолита (2 тыс. лет до н. э.) - 50 млн. человек, в начале нашей эры на Земле было уже 230 млн. человек, к концу 1-го тыс. н. э. - 275 млн. человек, в 1900 - 1,6 млрд. человек, ныне население мира достигло около 6,5 млрд. человек (2006 год). Ежегодно прирост населения составляет около 70 млн. человек, несмотря на значительное снижение за последние десятилетия, уровень рождаемости, при котором число рождаемых детей превышает то, которое необходимо для простого воспроизводства поколений, остается достаточно высоким.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Основы учения Мальтуса………………………………………..4
Глава 2. Критическая оценка мальтузианства…………………………..15
Глава 3. Мальтузианство и современность……………………………...19
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Заблуждения и подозрения Мальтуса.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

После «Опыта …» у Мальтуса было еще несколько крупных работ, развивающих его теорию народонаселения,  основными среди которых  были  «Природа и возрастание ренты» (1811 г.), «Замечания на хлебные законы» (1815 г.), «Начала политической экономии» (1820 г.).

Когда в 1820 году Мальтус выступил со своей "Политической экономией", экономическая наука обладала уже  многими капитальными сочинениями, среди которых особо значимыми были "Основания политической экономии" Рикардо и «Исследование о природе и причинах богатства народов Адама Смита». «Политическая экономия не математика, говорил Мальтус, и та искусственная простота, которую стараются придать ее выводам, служит только в ущерб ей, отдаляя ее от действительной жизни... Первая задача всякой философии это объяснить вещи как они есть, а не как они могут представиться нашему воображению... И пусть ни соображения временного удобства, ни опасение нарушить стройность общего правила не побуждают нас никогда сходить с прямой дороги к истине или скрывать такие факты, которые могут не согласоваться с нашими общими положениями"7. Мальтус отвергал трудовую теорию стоимости в редакции Д. Рикардо, его претензии к ней, главным образом, заключались в том, что эта теория не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Почему, например, владелец мельницы получает примерно такой же доход, что и страхователь морских грузовых перевозок или держатель королевских купонных облигаций? К тому же, если заработная плата рабочего является лишь частью стоимости, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, то есть очевидное нарушение законов рыночной экономики. Кроме того, Мальтусу хочется доказать, что труд, употребленный на производство данного предмета, не может служить мерилом его ценности; по его мнению, мерилом является то количество труда, которое можно купить данным предметом. Это как раз обратное тому, что утверждает Рикардо в своих "Началах политической экономии".

Вслед за Ж.Б. Сэя, Т.Р. Мальтус стал развивать «нетрудовой» вариант теории стоимости Адама Смита. В соответствии с этой теорией стоимость товара определяется не только затратами «живого труда», но и прочими издержками производства, к которым Смит отнес «овеществленный труд», т.е. затраты, связанные с использованием средств производства (капитальных благ), а также прибыль на вложенный капитал.

И здесь тема стоимости  становится тесно связанной с  проблемой реализации и перепроизводства. Т.Р. Мальтус первым в истории социально-экономической мысли осуществил постановку этой проблемы. Томас Мальтус данную проблему видит следующим образом - при реализации товаров возникает выручка, из которой покрываются издержки и образуется прибыль. Издержки, связанные с использованием труда, будут оплачены рабочими, а издержки, связанные с использованием средств производства – капиталистами (при продажах товаров друг другу); но кто оплатит прибыль?- спрашивал Мальтус, ведь, если прибыль не будет оплачена, то, естественно, часть товаров не будет куплена, и возникнет кризис перепроизводства.

По мнению Т.Р. Мальтуса, прибыль будет оплачена так называемыми «третьими лицами», т.е. людьми, которые только потребляют, ничего при этом не производя. К ним он относит военных, государственных должностных лиц, священников, землевладельцев и т.д. Мальтус предполагал, что существование указанных лиц представляет собой необходимое условие для существования рыночной, капиталистической экономики.

Очевидным недостатком теории реализации Т.Р. Мальтуса является то, что он не объяснил, откуда «третьи лица» возьмут финансовые средства для оплаты прибыли. Например, если такие средства поступят им в виде ренты, налогов и прочих платежей, то это будут вычеты из доходов рабочих и капиталистов, в итоге суммарный спрос в не изменится. Таким образом, отделив прибыль от труда, Мальтус пришёл к выводу, что прибыль имеет своим источником продажу товара по цене выше его себестоимости. В результате Мальтус утверждал, что реализация любого количества товаров и услуг не может быть обеспечена за счёт совокупного спроса рабочих и капиталистов вследствие продажи товаров на рынке выше их стоимости. Решение проблемы реализации Мальтус видел в постоянном росте непроизводительного потребления упомянутых «третьих лиц», якобы могущих создать необходимый дополнительный спрос на всю массу производимых в обществе товаров.

По мнению современных  исследователей и историков экономической  науки, основная заслуга Т.Р. Мальтуса состоит здесь в самой постановке проблемы реализации, нашедшей развитие в трудах последующих поколений экономистов, главным образом приверженцев и продолжателей кейнсианства.   

 Анализ ренты, ее  особенностей и причин составляет  главную заслугу Мальтуса в теории политической экономии. Для понимания же научных заслуг и экономических взглядов Мальтуса исследование это имеет особенную важность.

В то время как Адам Смит главной причиной ренты считал монопольный  характер поземельной собственности, Мальтус решительно отрицает такую  тесную связь между рентой и монополией. Искусственные меры правительства  и монополия землевладельцев  сыграли действительно свою роль в истории ренты, ускорив ее возрастание, но сам факт существования ренты  имеет более глубокую причину, коренящуюся  в различном плодородии отдельных  земельных участков. Цена продуктов  земледелия определяется расходами  по их добыванию на наименее плодородных  участках, которые потому дают своим  собственникам минимальную выгоду, не превышающую среднего дохода с  капитала в данной стране и в данное время. Поэтому, если приложенный к  земле низшего качества капитал  дает 30 на 100, в других же случаях 40 и 50 на 100, то ренту будут составлять именно эти излишки, равные 10 и 20. Дело нисколько не изменится от того, что землей будет обладать большее  или меньшее количество лиц; если даже земля станет общей собственностью, и тогда рента все-таки не исчезнет.

Главная, основная причина  ренты, по Мальтусу, лежит в особенном  свойстве земли доставлять земледельцу  больше продуктов, чем нужно ему  для собственного потребления. Именно это свойство и позволяет землевладельцу получать ренту с земли, которую обрабатывает арендатор. Вторая причина заключается в том, что продукты первой необходимости всегда находят сбыт, даже при их достатке, потому что они сами себе создают спрос, давая толчок к возрастанию населения. В тех же случаях, когда рост населения не поспевает за массой добываемых продуктов они становятся непотребленными, не бывает ренты. Последняя причина ренты лежит в сравнительной редкости плодородных участков.

Несмотря на, в большей части, несостоятельность его теорий он внес значительный вклад в философию и экономические науки. Именем Мальтуса названа социально-экономическая теория - мальтузианство - широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века.

 

Глава 2. Критическая оценка мальтузианства.    

Фактически сразу же после  опубликования основные положения  теории Мальтуса стали предметом  обсуждения среди исследователей и общественных деятелей. Как уже указывалось, помимо последователей теории обнаружились и её критики, некоторые из которых были весьма конструктивными. Труды Мальтуса оказали определяющее влияние на развитие теории Дарвина. Немалое значение теории Мальтуса и её влиянию на «социальную теорию либерализма» придавал Людвиг фон Мизес. Он отмечает следующее: «Мальтус был весьма далек от понимания борьбы за выживание как необходимого социального института. Он не всегда понимает эту борьбу как взаимное истребление живых существ в схватке за обладание территорией, добычей и самками. Он использует это выражение в переносном смысле, метафорически, чтобы показать взаимозависимость живых существ и связь их с окружающей средой. Принимать это выражение в буквальном смысле – грубая ошибка. Когда естественный отбор трактуют как борьбу на истребление, а затем конструируют социальную теорию на необходимости этого уничтожения, мы получаем еще более тяжкие последствия»8. По мнению Л. фон Мизеса, теория народонаселения Мальтуса есть не что иное, как часть социальной доктрины либерализма.

Отличным от взглядов фон Мизеса было мнение о теории Мальтуса у классиков марксистко-ленинской идеологии. Большая Советская Энциклопедия определяет мальтузианство как «систему буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения»9. По мнению А.П. Судоплатова, человеконенавистнические концепции Мальтуса тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки.

Фридрих Энгельс настаивал на реакционной сущности мальтузианства, называя его самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата. На взгляд основоположников марксизма-ленинизма, каждому общественному строю присущ свой закон народонаселения; в условиях капитализма существует относительное перенаселение, т.е. безработица, как этим утверждением трудно не согласиться.

Классики марксизма-ленинизма  неоднократно подчёркивали необходимость  решительной, бескомпромиссной и беспощадной  борьбы против мальтузианства во всех его разновидностях, «…против попыток  навязать это реакционное и трусливое  учение самому передовому, самому сильному, наиболее готовому на великие преобразования классу современного общества»10, - писал Ленин В.И. Они обнаруживают существенный недостаток в построениях Мальтуса: в них игнорируются реальные возможности современного общества сознательно преобразовывать окружающую среду. В условиях социализма по утверждению Карла Маркса, ассоциированные производители рационально регулируют обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее благоприятных и адекватных для человека.

С точки зрения марксизма, объективная необходимость регулирования  демографических процессов может  быть реализована не в рамках мальтузианских призывов к ограничению деторождения, а комплексом широких и прогрессивных  социально-экономических преобразований, способных изменить условия труда  и жизни людей. Маркс показал, что основная методологическая ошибка Мальтуса заключается, с одной стороны, во внеисторическом подходе к народонаселению, а с другой - в идеалистической трактовке исторического процесса.

Помимо этого, несостоятельность мальтузианства, убедительно показана в трудах социалистов-утопистов (Р. Оуэн, У. Томпсон, Дж. Брей, Ш. Фурье), представителей прогрессивной социально-экономической мысли России - В. А. Милютина и Н. Г. Чернышевского, противопоставивших мальтусовской апологетике эксплуататорского общества требование социалистического равенства, а социальному пессимизму Мальтуса - перспективу технического прогресса, поставленного на службу гуманистическим идеалам.

Несмотря на то, что Томас  Мальтус внес большой вклад в  развитии экономики своей работой  «Начала политической экономии», главной его работай все же остаются «Основные опыты …», тезисы которых, как видно из вышесказанного не раз опровергались критиками. Основной ошибкой Мальтуса в разработке теории народонаселения является то, что она не была обоснована фактически. Его пример увеличения населения в два раза за 25 лет в Северной Америке, был ошибочным -  главной причиной увеличения населения колоний Северной Америки были миграционные процессы, а не биологическое размножение.

В дальнейшем, а именно двадцатом веке, была обнаружена несостоятельность "арифметической прогрессии" Мальтуса - объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем темпы роста населения. В виду этого, мальтузианство в конце девятнадцатого века стало терять свои лидирующие позиции a филослофии и демографии. Однако основная мысль мальтузианства не канула в Лету: мальтузиансво эволюцианизировало в неомальтузианство, наиболее значительными представителями которого выступали У. Томпсон, Г. Ражо, Э. Ист, К. Вит-Кнудсен.

Это идейное течение зародилось в конце девятнадцатого века в форме, так называемых, неомальтузианских обществ, лиг, союзов и т.п. Если классическое мальтузианство полностью игнорирует и отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в неомальтузианстве это воздействие признается, однако приравнивается к воздействию биологических факторов. Так, например, американский демограф Дж. Шпенглер предпринял попытку "примирить" биологическое и социальное в мальтузианстве. В его теории Мальтус представляется в качестве поборника повышения занятости населения и даже как революционер. Причем, "революционное зерно" мальтузианской теории усматривается Шпенглером в тезисе о "половом влечении", отрицательные последствия которого якобы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объема продовольствия.

Неомальтузианство не ограничивается чистой теорией, в своих практических рекомендациях это течение выделяет в первую очередь биологическую  сферу воспроизводства человеческого  рода и отодвигает на задний план как  незначимые мероприятия по преобразованию, повышению эффективности экономики, подъему уровня жизни населения. Таким образом, неомальтузианство  игнорирует социальную сторону процесса воспроизводства людей. Ведущие  современные демографы США оценивают  воздействие именно на биологический  механизм рождаемости, как "основной элемент" стратегических программ по отношению к народонаселению  мира, на деле игнорируя необходимые  общественные, экономические преобразования. Ученые, опровергающие теорию народонаселения Мальтуса, указывали на то, что его постулат о способности биологического вида к бесконечному прогрессирующему размножению в условиях отсутствия врагов теория не имеет места быть в связи с тем,  что:

многие биологические  виды в прошлом максимально приспособились, остались без естественных врагов, однако, вымерли;

многие из ныне живущих  биологических видов, которые хорошо приспособлены и не имеют естественных врагов, обладают низкой плодовитостью  и внесены в Красную книгу;

Информация о работе Заблуждения и подозрения Мальтуса