Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа
Ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н. э.) численность населения Земли достигала 3 млн. человек., к концу неолита (2 тыс. лет до н. э.) - 50 млн. человек, в начале нашей эры на Земле было уже 230 млн. человек, к концу 1-го тыс. н. э. - 275 млн. человек, в 1900 - 1,6 млрд. человек, ныне население мира достигло около 6,5 млрд. человек (2006 год). Ежегодно прирост населения составляет около 70 млн. человек, несмотря на значительное снижение за последние десятилетия, уровень рождаемости, при котором число рождаемых детей превышает то, которое необходимо для простого воспроизводства поколений, остается достаточно высоким.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Основы учения Мальтуса………………………………………..4
Глава 2. Критическая оценка мальтузианства…………………………..15
Глава 3. Мальтузианство и современность……………………………...19
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….24
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы учения Мальтуса………………………………………..4
Глава 2. Критическая оценка мальтузианства…………………………..15
Глава 3. Мальтузианство и современность……………………………...19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….24
Введение.
«…Человек, пришедший в уже занятый мир, если родители не в состоянии прокормить его или если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на Земле. На великом жизненном пиру для него нет места…»
Т.Р. Мальтус
Ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н. э.) численность населения Земли достигала 3 млн. человек., к концу неолита (2 тыс. лет до н. э.) - 50 млн. человек, в начале нашей эры на Земле было уже 230 млн. человек, к концу 1-го тыс. н. э. - 275 млн. человек, в 1900 - 1,6 млрд. человек, ныне население мира достигло около 6,5 млрд. человек (2006 год). Ежегодно прирост населения составляет около 70 млн. человек, несмотря на значительное снижение за последние десятилетия, уровень рождаемости, при котором число рождаемых детей превышает то, которое необходимо для простого воспроизводства поколений, остается достаточно высоким.
Именно на таких цифрах в 1798 году английский экономист, философ Томас Роберт Мальтус основывал свою теорию народонаселения, в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Его «закон народонаселения» имел ошеломляющий успех у читающей и мыслящей публики. У его теории было такое же множество последователей, как и противников. Его резко критиковали Ф. Маркс и В.И. Ленин, У. Годвин называл его мрачным и ужасным гением, готовым погасить всякую надежду рода человеческого.
С экономической точки зрения говорили, что все его предвидения были опровергнуты фактами, с моральной точки зрения его учение насадило отвратительнейшую практику, и многие считают его ответственным за сокращение народонаселения в некоторых странах.
Глава 1. Основы учения Мальтуса
Томас Роберт Мальтус родился в 1766 году в состоятельной дворянской семье, в имении Рукери, графство Суррей. Обстановка, в которой рос мальчик, была благоприятна для его развития - он не знал бедности и лишений, но в то же время не был избалован и большим богатством.
Отец его, Даниэль Мальтус, был человеком своеобразным: поступив в Королевский колледж Оксфордского университета, вскоре его оставил, вследствие отсутствия тяготения к внешним отличиям, не получив ни диплома, ни степени, посвятив все свободное время самообразованию. Даниэль Мальтус был большим поклонником и последователем величайшего философа тех лет - Жан-Жака Руссо и, к тому же, другом Дэйвида Юма и воспитывал сына в духе гуманной, освободительной философии XIII века. Соседи относились к Мальтусу-старшему весьма уважительно, как к человеку умному, любезному, однако несколько эксцентричному, довольствовавшемуся обществом детей и немногих знакомых.
Начальное образование Мальтус-младший получил дома, так как Даниэль Мальтус к обычному воспитанию в общественных заведениях чувствовал большое недоверие.
В 1784 году 18 летний Томас (свое среднее имя он обычно опускал) поступил в Джизус-колледж Оксфордского университета, где учился на отлично, изучая математику, риторику, латынь и греческий язык. После успешно завершенного обучения юный Мальтус был посвящен в духовный сан англиканской церкви, что вовсе не подразумевало под собой даже формальную веру в Бога. Окончив колледж, Мальтус не перестает заниматься наукой, посвятив себя в основном гуманитарным наукам. Что в 1797 году приносит плоды – он получает степень магистра и становится адъюнкт-профессором. В том же году Томас Роберт Мальтус принял приход в маленьком городке Олбери, графство Суррей. В Англии того времени это означало лишь государственную должность с небольшой заработной платой и не особо обременительными обязанностями.
Многочисленные дискуссии с отцом относительно совершенства общества утвердили Мальтуса в решении изложить свои идеи письменно. Первым сочинением Мальтуса был политический трактат под названием "Кризис", заключавший в себе резкую критику действий стоявшего у власти Питта, однако, по совету отца, этот памфлет остался не опубликованным.
В 1798 Томас Мальтус анонимно опубликовал труд «Опыт о законе народонаселения» (полное название – "Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества", с замечаниями на размышления Годвина, Кондорсе и других сочинителей (An Essay on the Principle of Population as it affects the Future Improvement of Society, with remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M.Condorcet, and other Writers), который сразу же сделал его автора знаменитым. Труд этот вырос из дискуссий с отцом относительно идей де Кондорсе и У.Годвина. Годвин верил в способность человеческой породы к безграничному совершенствованию и в наступление золотого века для всего человечества, в своей главной работе «Политическая справедливость» он развивал идею отказа от частной собственности и критиковал государство как антипод блага отдельных граждан. По мнению Годвина, богатства хватило бы на всех, если бы оно распределялось равномерно. Данных убеждений придерживался и Даниэль Мальтус.
Оспаривая взгляды Уильяма Годвина и доказывая неосуществимость его системы полного равенства, Мальтус выделял одну страсть человека, разрушающую все идеальные построения Годвина: половое влечение, стремление к воспроизведению себе подобных. Да, соглашается Мальтус, если все национальное богатство разделить поровну, бедность действительно исчезнет, однако только на непродолжительный, относительно истории человечества, момент. Достаток пищи для всех снимет все преграды для размножения. Это вызовет неограниченный рост населения, далеко выходящий за пределы возможности его прокормить. Возникнет такой голод, которого еще не было. Воцарится беспросветная нужда, «чувство взаимной любви исчезнет, дурные страсти вновь обнаружатся, проснется присущий людям инстинкт самосохранения, и личный интерес станет опять царить между людьми, заглушая всякие другие побуждения»1. Чем лучше те материальные условия, в которых находится человек, тем сильнее проявляется в нем эта страсть, или, иначе говоря, как только материальные условия это позволяют, на свет появляется новый член общества. Следовательно, увеличивающееся население, создавая новые рты, постоянно и неизбежно понижает уровень благосостояния всего народа. Только нищета и преступления сдерживают рост населения на уровне имеющихся запасов пищи, при уничтожении же этих препятствий в идеальном строе Годвина должны тотчас же обнаружиться все бедствия перенаселения. Таким образом, неразумно укорять правительство за нищету народных масс и неправильно видеть в политической реформе спасение от того зла, которое порождено неустранимыми законами природы. В «Опыте о законе народонаселения…» Мальтус впервые четко сформулировал свой взгляд на вопрос народонаселения - рост населения имеет тенденцию к опережению производства продуктов питания.
В основу своей теории Мальтус
положил результаты исследований динамики
изменения численности
В своем эссе он представил свои взгляды в довольно жесткой форме, утверждая, что население увеличивается в геометрической прогрессии (то есть экспоненциально, как числа 1, 2, 4, 8, 16…), а производство продуктов питания растет лишь в арифметической прогрессии (то есть линейно, как числа 1, 2, 3, 4, 5…). Именно этот разрыв и является причиной многих общественных бед – бедности, голода, эпидемий, войн. Эту концепцию впоследствии назовут законом убывающего плодородия земли. В качестве ограничителей быстрого темпа увеличения населения могут быть использованы
- поствентивные: высокая смертность, связанная с болезнями, войнами или голодом: «вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод»4.
Можно выделить три основных тезиса, заключающихся в «Опыте…»
Здесь Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а “вечными” законами природы.
Указанная работа принесла Мальтусу огромный успех, которого он не ожидал (именно из-за боязни не понимания и, в меньшей степени, осуждения Мальтус и опубликовал «Опыт…» анонимно). В ситуации, в которой находилась Англия на рубеже веков - разрушение старых экономических сил, заложение нового ветка экономики, связанные с этим волнение народных масс, работа Мальтуса была книгой, устанавливающей порядок в хаосе противоречивых суждений и с полной твердостью указывающей на действительную причину всех бедствий. "Перенаселение" - это было новое слово, новый лозунг, за который многие ухватились, он мог служить отличным оправданием их эгоизма.
Несмотря на оглушительный успех «Опыта…» Мальтус осознавал всю его несовершенность и необходимость доказывания своей теории на фактических примерах. Поэтому уже в 1803 году в свет вышло второе издание «Опыта…», главным изменением которого по существу состояло в том, что нищету и преступления он не считает теперь уже единственными препятствиями чрезмерному возрастанию народонаселения, но присовокупляет к ним нравственное воздержание или сознательный отказ от деторождения, то есть превентивные меры: поздние браки (при этом контрацепция, как и любое другое средство избегания рождения, греховна) и воздержание как до, так и после вступления в брак: «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния», а так же пороки: «распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи»5. Во втором издании своей книги Мальтус остановился главным образом на предупредительных средствах и тем скрасил зловещие перспективы, открывшиеся в первом издании. Сообразно такому добавлению, являющемуся как бы уступкой Годвину, который тоже возлагал большие надежды на подавление разумом страстей. Во втором издании «Опыта …» Мальтус предложил практические меры, позволяющие бороться с последствиями прироста населения - отказ от вступления в брак малообеспеченных людей, соблюдение строгих норм морали до вступления в брак, отказ от программ социальной помощи бедным, однако выступал против контроля над рождаемостью, полагая, что, если бы супружеские пары имели возможность легко ограничивать число детей, первичный стимул к социально-экономическому прогрессу оказался бы утраченным: люди стали бы вести праздный образ жизни и в обществе наступил бы застой. По той же причине Мальтус считал неприемлемыми правовые ограничения на вступление в брак. Неэффективна, по Мальтусу, и политика поощрения эмиграции, которая может принести пользу лишь в том случае, если люди будут практиковать воздержание; в противном случае отток населения будет быстро восполнен высоким уровнем рождаемости.
Хотя и не Мальтусу принадлежит первая мысль о геометрической прогрессии роста населения на Земле, именно после выхода в свет «Опыта…» о ней заговорили в серьез.
Центральным понятием мальтузианской
теории общества является понятие народонаселения.
Народонаселение - совокупность людей,
осуществляющих свою жизнедеятельность
в рамках определенных социальных общностей:
человечество в целом; групп стран;
отдельных стран; различных региональных
подразделений внутри этих стран
вплоть до конкретных поселений. В социологическом
плане народонаселение, его рост,
плотность, расселение рассматриваются
как одно из необходимых материальных
условий жизни общества. В экономической
теории народонаселение понимается
как источник трудовых ресурсов и
субъект потребления. Для демографии
народонаселение - это совокупность
поколений людей, различающихся
по численности, возрасту и полу. В
демогеографии под
И вывел «закон народонаселения». «Закон народонаселения» - незыблемый закон природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи.
Как уже отмечалось, Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, тогда как средства существования растут в арифметической прогрессии. Через два столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три — как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым.
Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения…», заключался в том, что нищета, бедность трудящихся масс — это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях. «Главная и непрерывная причина бедности,— писал Мальтус,— мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание;— поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения»6.
Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения — она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей между бедными окажет благотворное влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.