Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:08, реферат
Вопросы общественного развития всегда находились в поле зрения философов. По мере накопления знаний выделилась специальная философская дисциплина – социальная философия. Становление знаний об обществе представлено различными школами и направлениями. Главными из них являются: социологический идеализм; географизм; исторический материализм; биологизм, психологизм, техницизм. Идеализм в социологии исходит из признания первичности духовной стороны общественного развития (Логос, Бог, идея, сознание).
Введение.............................................................................................................3
1.Определение общества....................................................................................4
2. Социальная система и общественные отношения.........................................5
3. Общественное бытие......................................................................................7
4. Производственные отношения......................................................................10
5. Общественное сознание.................................................................................13
6. Тенденции развития общества.......................................................................15
Заключение.........................................................................................................19
Список литературы............................................................................................21
Исходя из принципа социального детерминизма, необходимо раскрыть также
взаимодействие различных сторон общественного бытия, их взаимозависимость,
носящая причинный и закономерный характер. Такой подход неизбежно подводит к анализу роли материального производства в развитии общества.
Это одна из тех проблем социальной философии, которая ставится и решается со своих позиций представителями разных направлений.
Наверное, каждому ясно, что без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет, если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потребности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и т.д. Поэтому любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, социального обеспечения и развития духовной культуры. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.
Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, историческом процессе. Однако дело не ограничивается этим. Материальное производство непосредственно обуславливает развитие социальной структуры общества, т.е. существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено разделением труда, а также экономическими отношениями собственности на средства производства и распределения создаваемых в обществе материальных благ. Этим обусловлено деление людей на различные профессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам.
Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средствами они решают многие свои социально- экономические, политические и идеологические проблемы. Способ производства влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, производство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.) так и в тои смысле, что существующие экономические отношения воздействуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.
4. Производственные отношения
Как видно, способ производства материальных благ воздействует на все стороны
жизни общества. Способ производства материальных благ имеет две стороны:
производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это прежде всего люди с их знаниями, умениями и навыками к труду, а также
средства производства, включающие в себя орудия труда, сырье, материалы,
транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство.
Производственные отношения есть отношения между людьми в процессе
производства. Производственные отношения – это также отношения обмена
деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда. Их суть
заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим
людям и обществу свой труд, но при этом пользуется результатами труда и
услугами других людей, скажем, земледельца, врача, учителя, ученого и т.д.
Таким образом, осуществляется обмен деятельностью между представителями разных профессий и видов труда. Производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, распределения обмена и потребления материальных благ. Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого производства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы
производственной деятельности, чтобы эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении производительные силы, прежде всего способности производителей, а также возможности средств производства, в том числе техники и технологии.
От того, каким образом и насколько решается эта фундаментальная проблема в любом обществе, зависит подъем производства и рост общественного богатства,
что создает
возможности решения
Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода общественные отношения, а также многочисленные формы меж личностного общения людей
Общество – это определенный мир материальной и духовной культуры. Большой вклад в толкование общества как системы дано в учении К.Маркса об общественно-экономической формации. Исходя из работ К.Маркса и Ф.Энгельса,
общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на
определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.
Важно и
то, что понятие “общественно-
Единство исторического процесса выражено прежде всего в последовательной
смене общественно-экономических формаций друг другом. Это единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-
экономической формации. Но поскольку между логическим, теоретическим, идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим, с другой, всегда неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается также и значительным многообразием.
При рассмотрении различных подходов к анализу исторического процесса нельзя не сказать о цивилизационном подходе. Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным членением общества. При цивилизационном подходе обогащаются наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного общества, его менталитете. Цивилизационный подход вполне согласуется с современными представлениями о культуре как внебиологическом, чисто социальном способе деятельности человека и общества. С цивилизационным подходом к изучению общества может сочетаться формационный подход. Сочетание формационного и цивилизационного подходов позволяет выработать более конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом и
многовариантном процессе. Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. В неи осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.
5. Общественное сознание
Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий,
отражающих те или иные стороны общественной жизни. Общественное сознание
имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей как
результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в
ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные
явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях – это две стороны практической деятельности людей. Содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.
Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность. Итак, мы сделали анализ общества как социальной системы, рассмотрели ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное общество с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет назад. Из данного сравнения видно, насколько ушли вперед в своем развитии материальное производство, в том числе техника, технология, организация производства и экономические отношения людей, а также социальная структура и политическая система общества, равно как и его духовная культура. Видно какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось и продолжает развиваться.
С некоторых пор все страны мира развиваются в тесном взаимодействии друг с
другом, которое проявляется в форме их экономических, политических и других
отношений, сотрудничество во всех сферах общественной жизни. Из данного
взаимодействия складывается исторический процесс развития человечества. Таким образом, надо иметь в виду как исторический процесс развития общества какой- то страны, так и исторический процесс развития всего человечества.
Исторический процесс есть поступательное развитие общества от низших его
состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов
производства, обновления социальных структур, политических систем и духовной
жизни. Исторический процесс сам весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным
факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй. Субъективные факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Важнейшими составляющими субъективного фактора выступают сознание и в целом духовный мир людей, их имение и навыки к производственной деятельности, социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества.
Объективные и субъективные факторы исторического процесса диалектически
взаимодействуют между собой. Объективные факторы, прежде всего объективные
потребности людей, заставляют их действовать в определенном направлении,
исходя при этом из сложившихся объективных условиях, природных и социальных.
С того момента, когда люди осознают объективные обстоятельства своей жизни,
свои
потребности и оптимальные
не стихийно, а сознательно. Речь идет о сознательности этих явлений в
масштабе не только личной жизни отдельных индивидов, а всего общества.
Но осознать все условия общественной жизни равно как и все ближайшие и
отдаленные последствия действий людей, очень сложно и, по сути, невозможно.
Поэтому в общественном развитии всегда есть элементы стихийности. Их
становится меньше по мере того, как с развитием науки и социального опыта
общество получает возможность шире и глубже осмысливать происходящие процессы в области экономики, социальной, политический и духовной жизни. Но полностью избавиться от элементов стихийности нельзя.
Таким образом, речь идет о соотношении стихийности и сознательности в
обществе на каждом этапе его развития. Главное в том, чтобы предельно сузить
область стихийного и расширить область проявления сознательного начала в