Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:14, реферат
Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. В работе я постараюсь отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока.
Вплоть до II века н.э. монастырь развивался, затем наступил трехвековой перерыв, и новое строительство в Аджанте началось уже во второй половине V века н.э. Планировка монастырских храмов-чайтий остается прежней, однако ступа, стоящая в чайтье, теперь украшена изображением стоящего или сидящего Будды.
В классических росписях Аджанты мы видим Просветленного изображенным практически в тех формах, которые затем станут каноническими для общебуддийского искусства. Будда стоит или сидит в одной из символических поз (их мы разберем в главе, посвященной тибетской иконографии), за его спиной и вокруг головы - сияние, причем внутренняя часть ауры прописана синим, а внешняя - оранжевым или золотистым. По ауре радиально расходятся золотистые лучи.
Буддийское содержание искусства Аджанты вполне сочетается с достаточно мирскими формами: сюжеты многих композиций представляют собой дворцовые сцены, а также передают жизнь других сословий. Это превращает росписи Аджанты в драгоценное свидетельство культуры того времени. Жанровые сцены отделены одна от другой изображением элементов архитектуры (чаще всего это колонны), так что повествование разворачивается последовательно и в то же время дискретно.
Из композиций Аджанты наиболее известны изображения двух бодхисаттв - Падмапани и Ваджрапани. Падмапани (наиболее известен под именем Авалокитешвары) - это воплощение милосердия; в руке он держит лотос - символ мудрости, постигаемой не умом, но сердцем, в озарении, интуитивно. Весь облик бодхисаттвы дышит покоем, он словно светится изнутри. Это поистине один из шедевров буддийского искусства, зримое воплощение философских идей в художественном образе. Бодхисаттва Ваджрапани, символ силы, разрушающей препятствия на пути к Просветлению, изображен более сложно, поскольку он воплощает в себе качества, на первый взгляд, противоположные: разрушение и благо. Тело бодхисаттвы - коричневое, то есть более "земное", чем у Падмапани, более приземистое и мускулистое, корона менее высокая и более широкая. Если в образе Падмапани доминирует вертикаль (высокое в переносном смысле воплощается как высокое буквально), то в образе Ваджрапани - скорее горизонталь, облик бодхисаттвы силы более земной, полный мощи. Возможно, ему приданы черты одного из неарийских племен. Однако лик Ваджрапани столь же одухотворен, как и у бодхисаттвы милосердия. Так изобразительным языком художник передает сущность бодхисаттвы - мощь, готовая встать на защиту духа.
Включение индуистских богов в буддийскую космологию привело к тому, что героем одной из фресок Аджанты является летящий громовержец Индра. Эта композиция впечатляет своей динамичностью.
Язык буддийских композиций подчас представляет собой идеограммы. Это касается не только фресок, примеры подобного можно найти и в каменной резьбе ограды и ворот ступ. Ярким примером идеограммы служит один из фризов Аджанты, где под восьмью фигурами будд изображены восемь пар влюбленных. Смысл этой идеограммы таков: Учение Будды - это махасукха, "великое наслаждение". Разумеется, счастье от постижения Учения разительно отличается от любовного наслаждения, но традиция передавать восторг просветленного духа через упоение любви в буддизме оказалась очень сильна.
Таким образом, в
своей работе я постаралась показать,
насколько сильно идеи буддизма повлияли
на культуру и искусство восточных
стран. Благодаря этим идеям недосказанность
- это один из основных принципов
искусства. Появление и распространение
буддизма явилось катализатором
всех творческих сил Дальнего Востока.
Как пишет В. С. Поликарпов: «Весь
Дальний Восток обязан Индии буддизмом,
который способствовал
Список литературы
Информация о работе Влияние идей буддизма на искусство (Индии, Китая, Японии)