Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:14, реферат
Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. В работе я постараюсь отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока.
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Реферат
По философии
На тему:
Влияние идей буддизма на искусство
Выполнила: студентка 31 группы
Специальность: 050144
«Дошкольное образование»
Гринёва Любовь
Дмитриевна
Орел 2012
Буддизм оказал глубокое
влияние на становление принципов
традиционного восточного искусства.
В работе я постараюсь отметить тесную
связь между незавершенностью в
восточном искусстве и
Именно буддизм
с его учением о вечно
Первой страной, искусство
которой я буду рассматривать, является
Китай. Буддизм, особенно чань-буддизм,
сыграл немалую роль в расцвете классической
китайской живописи, в том числе
эпохи Сун (X-XIII вв.). Тезис чань-буддизма
о том, что Истина и Будда везде
и во всем - в молчании гор, в журчании
ручья, сиянии солнца или щебетании
птиц и что главное в природе
- это великая бескрайняя Пустота,
оказал большое влияние на художников
сунской школы. Для них, например,
не существовало линейной перспективы,
а горы, в обилии присутствующие
на их свитках, воспринимались как символ,
иллюстрировавший Великую Пустоту
природы.
С буддизмом связано в истории Китая очень
многое, в том числе и, казалось бы, специфически
китайское. Вот, например, легенда о возникновении
чая и чаепития. Чань-буддисты в состоянии
медитации должны были уметь бодрствовать,
оставаясь неподвижными, в течение долгих
часов. При этом уснуть в таком состоянии
прострации считалось недопустимым, постыдным.
Но однажды знаменитый патриарх Бодхидхарма
во время медитации уснул. Проснувшись,
он в гневе отрезал свои ресницы. Упавшие
на землю ресницы дали ростки чайного
куста, из листьев которого и стали затем
готовить бодрящий напиток. Конечно, это
лишь легенда. Однако фактом остается
то, что искусство чаепития действительно
впервые возникло в буддийских монастырях,
где чай использовался как бодрящее средство,
а затем чаепитие стало национальным обычаем
китайцев. «Вкус чань тот же, что вкус чая
(чая)», - гласит китайская поговорка.
Образ мира, представленный в китайском искусстве, никогда не мыслился китайскими мастерами как отражение или слепок некоей «объективной действительности», но имел прежде всего символическое значение: он был призван указывать на незримые глубины опыта. От китайского живописца вообще не требовалось рисовать с натуры; ему следовало выписывать воображаемый, всецело внутренний мир. И если китайская картина кажется вполне реалистической и даже содержит точное обозначение изображенной местности и даты ее создания, то лишь потому, что правда «духовного превращения» не существует вне конкретности события, как чистое зеркало - вне отражаемых им образов. Но в картине настоящего мастера, по китайским представлениям, обязательно должен быть секрет. Не потому, что живописец должен намеренно что-то скрывать от зрителя. Просто его произведение требует не любования внешними предметами, а усилия внутреннего прозрения. Как говорили в Китае, подлинная картина (или, если угодно, подлинное в картине) - вне картины. Истинный же секрет живописи заключается не в утаенности предмета живописного изображения, а именно в неразличимости внутренней реальности жизни и ее внешнего образа, неразличимости глубины и поверхности нашего опыта. Если картина - это маска реальности, то маска тем утонченнее, чем менее заметна она со стороны» (В.В. Малявин. «Молния в сердце»).
«Итак, китайская
картина - это не копия какого бы
то ни было предмета материального
или идеального мира, а пространство
«совместного рождения» (бин шэн) всего
сущего - пространство активное, энергетически
заряженное и функциональное по своей
природе. В классическом китайском
пейзаже подчеркивается несоизмеримость
естественного мира и человека в
его внешнем, так сказать, «человекоподобном»
образе. Такой человек ничем не
выделяется здесь из тьмы существ, населяющих
мир, он кажется песчинкой, затерянной
в необозримых просторах
Под воздействием идей
буддизма расцвело садовое искусство.
Никакая другая религия не была так
тесно связана с растительным
миром, с красотой природы, как буддизм.
Буддийские монахи разводили вокруг
своих монастырей целые рощи. Для
этого у них было достаточно досуга,
и жили они в окружении мирной
природы, столь благоприятствующей
душевному покою. Вот почему садовое
искусство того времени тесно
связано с храмами и
Ведь именно сад, выступая посредником
между цивилизацией и природой, внутренним
и внешним в человеческом бытии скрадывает
различие между тем и другим и позволяет
ощутить постоянство жизни.
Китайский сад собирает в себе дом и космос, порядок и волю, труд и досуг. Он есть подлинное средоточие, фокус Пути как преемственности человеческого и небесного. Но этот фокус заведомо выше формальных определений. Настолько выше, что неясно даже, имеет ли право на существование самое понятие «китайский сад»? Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Ни один из китайских садов не похож на другой, и ни один из огромного множества составляющих его элементов не повторяется в нем. Как замечает Цзи Чэн, автор главной книги об искусстве сада в Китае - «Устроение садов» (1634 г.), «в устройстве сада не существует правил, каждый должен сам выказать свое умение». Бытие китайского сада не подчиняется каким-либо отвлеченным правилам, оно есть не что иное, как раскрытие пространства и времени, вечное самообновление.
Это хаос, который взывает к предельному единству бытия. Китайский сад отличается поразительной стилистической убедительностью именно как целостное явление, взятое в единстве всех его аспектов - утилитарных и эстетических. Ибо китайский сад - это не просто оазис «художества» в пустыне житейской рутины. Он предназначен не только для того, чтобы в нем развлекались и мечтали, но и для того, чтобы в нем жили и трудились. Он не является «окном в мир», пограничной зоной между естественным и человеческим - местом предосудительных увеселений или демонстрации
триумфа человеческого разума (история европейских садов, кстати сказать, в изобилии дает примеры и того и другого). Но это и не окно в прекрасный мир идеала, прорубленное в темнице земного бытия. Перед нами сад как дом - фокус эстетически осмысленного быта, охватывающий все стороны человеческой деятельности...
Говоря о символических и художественных ценностях китайского сада, надо иметь в виду, что сады в Китае всегда сохраняли свое значение мира в миниатюре, прообраза полноты бытия. В них неизменно должны были присутствовать все элементы природного мира - земля, вода, камни, растительность. Сад в китайском понимании - это целый мир, вмещающий жизнь человека, «мир в мире»...
Все же главное назначение китайского сада, как и любого творчества в китайской традиции, - порождение символического мира, бесчисленного сонма символических миров. Искусство сада по-китайски - это умение сказать как можно больше, явив как можно меньше. Классический китайский сад вырос из понимания того, что никакая сумма конечных образов сама по себе не произведет эффекта бесконечности. Этот сад заставляет ощутить ограниченность любой перспективы, уткнуться в предел всякого видения.
Частично рассказав про искусство Китая, мне хочется перейти к другой стране - Японии.
Понять законы японского искусства невозможно, не принимая во внимание идею дзен-буддизма, то есть идею иллюзорности бытия, реальности неявленного мира, отношения к бытию как страданию, а к нирване - как к блаженству. Существует несколько принципов этого ответвления буддизма:
-"Одно во всем
и все в одном" то есть
способность человека
-"Увидеть солнце
в полночь". Это попытка приблизиться
к непроявленному миру, к Дао,
т.е. увидеть невидимое,
-Мир - это океан,
он не возникает и не исчезает.
Волны, приливы, отливы то
-Умение передать
извечное в преходящем. Ценится
способность художника
-"Знающий - не
говорит, говорящий - не знает".
Буддийская культура - это культура
молчания. Слова Будды бессловесны.
Истина невыразима в слове,
она передается "от сердца к
сердцу". Распространены знаки,
символы, условные позы, жесты,
язык веера, цветов. Принцип минимализма
пронизывает все виды
-Идея индивидуального
пути в дзэн: "Где живут другие,
я не живу. Куда идут другие,
я не иду". Исповедующий дзэн
художник - единственный хозяин своих
мыслей - состояния сатори достигает
исключительно собственными
В японском языке не было термина "искусство". Искусство не понималось как создание чего-то нового, оно понималось как продолжение жизни, т.е. произведение искусства естественно рождается, проявляется, как и все в этой жизни, оно живет, дышит. Произведение искусства - не самоцель, а лишь средство раскрытия истины, достижения единства с миром. Главное - не форма, а дух.
Художник, согласно
доктрине дзэн, в своих произведениях
передает истину. Но истина - по дзэн - это
Будда. И если Будда вездесущ, то
он находится всюду: и в сердце
человека, и в каждом уголке природы.
Чтобы отразить реальность, учат наставники
дзэн, художнику нужно прочувствовать
дух жизни, слиться с окружающими
его вещами. Художник должен не копировать
вещи, а выражать свой внутренний мир,
свое видение действительности и
каждого отдельного ее элемента - животного,
дерева, цветка, тростинки, травинки и
т. д. Японские художники, придерживающиеся
доктрины дзэн, прежде чем сделать
первый штрих кистью, вводят себя в
состояние, которое дает им возможность
пережить единение с природой. Классический
буддизм такое состояние
Информация о работе Влияние идей буддизма на искусство (Индии, Китая, Японии)