Вклад О. Конта в возникновение и развитие социологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:03, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - определить вклад Конта в развитие социологии как науки. Чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 определить как Конт ввел термин «социология»;
 изучить позитивизм как обоснование науки;
 определить социологию как науку, а также определить объект социологии, метод социологии, рассмотреть социальную статистику и социальную динамику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...………………………..………………………………..……….3
1 О. Конт и термин «социология»……….………..……….………..……….5
2 Позитивизм как обоснование науки…….………..………………..………9
3 Социология как наука……………….………………….……….….……..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………......….……...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………..…..25

Работа содержит 1 файл

Вклад О.Конта в возникновение и развитии социологии как науки.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» при­чин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в сво­их сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше при­знаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех ста­дий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неиз­менных естественных законов - условие существования науки; их позна­ние с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Систематика наук, по Конту, представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. «Иерархия основных наук» выглядит так: математика – астрономия – физика – химия -  биология - социология.

Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияния этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее». Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственные, обусловленные спе­цификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии тео­логическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3       Социология как наука

 

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общест­во, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее тео­ретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дис­циплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением. Ее еще предстоит создать, и основатель позитивизма ощущает себя призванным сделать это.[8] [№3]

    Объект социологии. Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили даль­нейшее развитие в социологии.

    Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту, - это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения этой реальности он использует различ­ные термины: «общество», «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование» и т. п. Человек по при­роде своей социален, социальность - его естественное состояние. Но и эгоизм - также естественное состояние, поэтому социальность требует на­учения и усваивается индивидом посредством воспитания. Будучи изна­чально естественным образованием, общество становится «искусственным и добровольным порядком».

Человек не может по своей воле создавать социальные явления, но он может их видоизменять при условии учета естественных законов. Можно увеличить или уменьшить интенсивность уже существующих социальных тенденций, можно изменить их скорость, но невозможно сменить порядок их следования или перескочить через промежуточные этапы. Изменчивость социальных явлений может вызываться такими факторами, как раса, кли­мат или собственно социальные действия, но доминирующим при этом остается действие универсальных неизменных законов.

Общество состоит из индивидов, обладающих отдельным и независи­мым существованием и думающих, что они действуют согласно «своим личным импульсам». В действительности они постоянно участвуют в об­щем развитии, как правило, не задумываясь над этим. Будучи социальным реалистом, Конт постоянно подчеркивает примат общества над индиви­дом.

Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей, отмечая «воздействия и обратные воздейст­вия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы...». Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. По Конту, общество основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности; собственно, это одно и то же качество, взятое в первом случае - в пространственном, во втором - во временном аспектах.

Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максималь­ная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и из­менчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком.

Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как че­ловечество в миниатюре, а человечество - как расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и са­мая «реальная» социальная реальность. Конт исходит из концепции «рас­ширяющегося общества», имеющего своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная тенденция к образованию «все более обширных ассоциаций». Структура и развитие общества, в конечном счете, определяются «фундаментальными законами человеческой природы», а социология включена в «позитивную теорию человеческой природы».

Неразличение общества и человечества усиливалось верой в универ­сальный прогресс и эволюционистским представлением, в соответствии с которым все общества неизбежно проходят в своем развитии одни и те же фазы. Достаточно изучить наиболее «передовые» общества, чтобы понять путь, по которому раньше или позже пойдет все человечество. Поэтому Конт выбирает и рассматривает в каждой значительной исторической эпо­хе «элиту, или авангард человечества», прослеживает судьбы «из­бранного» народа, который несет эстафету цивилизации и передает ее другому. Начиная с нового времени он изучает только западные европей­ские нации (а с XVII в. - прежде всего Францию), так как, с его точки зре­ния, их историческим путем неизбежно пойдет все человечество.

Таким образом, у Конта общество и человечество рассматриваются не только как однопорядковые явления, но и как явления тождественные по сути, хотя и различные по объему. Во-первых, человечество рассматрива­ется как максимальное по объему общество. Во-вторых, некоторые обще­ства в определенные исторические периоды выступают как представители всего человечества, прокладывающие для него маршруты его дальнейшего движения.

Подобная позиция имела двойственное теоретическое значение. С од­ной стороны, она содержала понимание реального единства человечества, тождества или сходства многих социальных признаков у различных наро­дов. С другой - она приводила к упрощенному взгляду на пути развития различных обществ и к игнорированию их своеобразия. Смешение общест­ва и человечества, социальности и человеческой природы означало сведе­ние социологии к своего рода антропологии и психологии, что противоречило исходному замыслу Конта создать социологию как особую науку.[9]

Методы социологии. Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статичес­кой и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. По­этому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс». Для со­циальной статики высшая цель - обнаружение законов социального поряд­ка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, со­циальная динамика - социальная физиология, изучающая его функциони­рование. Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения».

Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим общест­вам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, по Конту, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья.

Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится пови­новаться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она при­вивает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим: «...Всегда будет чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера...». Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерар­хию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Се­мья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последова­тельном стремлении к человечеству. Но семья - это «союз», основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация. Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.

Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундамен­тальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жиз­ни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой се­мье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотде­лимую от всей системы общественную функцию.

Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социаль­ной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики».

В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».

Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса хара­ктерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и поз­воляет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения мо­гут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социоло­гии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие сво­его существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...».[10]

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие луч­ше заменить понятием «развития». Социальная динамика лишена оптимиз­ма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории «органические» периоды чередуются с «критическими», когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в це­лом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный харак­тер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидар­ность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее беременно буду­щим».

Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологичес­кую, метафизическую и позитивную стадии.

В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоеватель­ные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.

Информация о работе Вклад О. Конта в возникновение и развитие социологии как науки