Вклад О. Конта в возникновение и развитие социологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:03, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - определить вклад Конта в развитие социологии как науки. Чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 определить как Конт ввел термин «социология»;
 изучить позитивизм как обоснование науки;
 определить социологию как науку, а также определить объект социологии, метод социологии, рассмотреть социальную статистику и социальную динамику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...………………………..………………………………..……….3
1 О. Конт и термин «социология»……….………..……….………..……….5
2 Позитивизм как обоснование науки…….………..………………..………9
3 Социология как наука……………….………………….……….….……..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………......….……...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………..…..25

Работа содержит 1 файл

Вклад О.Конта в возникновение и развитии социологии как науки.doc

— 117.50 Кб (Скачать)


 

Контрольная работа по социологии на тему

Вклад О. Конта в возникновение и развитие социологии как науки
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...………………………..………………………………..……….3

1  О. Конт и термин «социология»……….………..……….………..……….5

2  Позитивизм как обоснование науки…….………..………………..………9

3  Социология как наука……………….………………….……….….……..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………......….……...21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………..…..25

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от тра­диционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814г. он поступает в Политехническую школу в Па­риже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки, также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он от­личался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: «Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости». При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.

В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой долж­ности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально взаимоотно­шения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы сен-симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотруд­ничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824г. заканчиваются раз­рывом.

В 1826г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829г. С 1830г. по 1842г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных заня­тий, обращается к проповеднической и практической организационной де­ятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857г. в окружении своих учеников.

Цель данной контрольной работы - определить вклад Конта в развитие социологии как науки. Чтобы достигнуть поставленной  цели необходимо решить следующие задачи:

                  определить как Конт ввел термин «социология»;

                  изучить позитивизм как обоснование науки;

   определить социологию как науку, а также определить объект социологии, метод социологии, рассмотреть социальную статистику и социальную динамику.

Для решения поставленных задач была использована специализированная литература. Особое место среди использованной литературы занимает журнал «Социологические исследования».

 

1       О.Конт и термин «социология»

 

В условиях краха феодализма и рождавшегося в революционных потрясениях  нового, буржуазного общества Конт видел свою миссию в том, чтобы дать гражданам Франции и всех передовых стран мира новую философию. В противовес прежним, теолого-метафизическим, спекулятивным концепциям он разрабатывал позитивную философию как целостную систему положительного знания фактов и законов, открываемых научным познанием. На основе этой философии он стремился создать объективную науку об обществе, помогающую людям рационально действовать в соответствии с двумя основными потребностями: в порядке и в прогрессе. Эту науку он вначале назвал социальной физикой, а позднее также и социологией. [1]

В апреле 1822г. Конт по поручению своего учителя Сен-Симона подготовил для его «Катехизиса промышленников» третью тетрадь «План научных работ, необходимых для реорганизации общества». Здесь обнаружилось принципиальное отличие позиции ученика от позиции завершавшего свой творческий и жизненный путь учителя. В качестве главной задачи молодой Конт выдвинул создание позитивной науки об обществе, которая опирается на наблюдения, имеет дело с реальными фактами, открывает объективные законы и которая аналогична наукам о неживой природе, обобщенно именуемой физикой. В отличие от Сен-Симона, который рассматривал науку об обществе как часть физиологии или общей науки об организмах, Конт выделил новую науку о социальных организмах в отдельную область, которую назвал социальной физикой (physique sociale). «Эта социальная физика является, очевидно, такой же позитивной, как любая другая наука, опирающаяся на наблюдения. Свою внутреннюю уверенность она всегда черпает из реальности. Законы, которые она открывает, соответствуют совокупности наблюдаемых явлений, заслуженно применяются и пользуются доверием. Как и все другие, эта наука обладает, помимо прочего, общей способностью к подтверждению, даже независимо от своих необходимых отношений с физиологией».

Таким образом, уже в 1824г. Конт сформировал представление  о связке трех крупных областей науки, именуемых однокоренными терминами: физика (от греч. слова physics – наука о неживой природе) – физиология (наука о природных организмах) – социальная физика (наука о социальных организмах). Их объекты прогрессирующе усложняются. Социальная физика имеет дело с самым сложным и наименее изученным объектом. Она находится на вершине иерархии наук.

В 1825г. В статье « Философские рассуждения о науках и ученых» Конт закрепил использование этого термина и его понимание. «Социальная физика-это наука, подлинную цель которой составляет изучение социальных явлений, рассматриваемых в том же духе, как и явления астрономические, физические, химические и физиологические, то есть как подчиненные неизменным естественным законам, открытие которых составляет специальную цель их исследования».[2]

В 1835г. Конт столкнулся с фактом «узурпации» его термина «социальная физика» известным бельгийским математиком и статистиком А. Кетле. Последний ввел этот термин в название своей книги «О человеке и развитие его способностей, или опыт исследования социальной физики». Кетле привел обширные данные статистики о рождаемости, смертности, преступлениях и других параметрах «среднего человека».

Однако впоследствии концепция «среднего человека» Кетле подверглась серьезной критике со стороны Э. Дюркгейма и других социологов. Кетле не представлял себе всей сложности и объема проблемы операционализации социологических понятий.

Необходима была социологическая теория, позволяющая осуществлять обоснованные переходы от индивида к обществу и обратно. Ознакомившись с иной интерпретацией своего термина «социальная физика» и ее реализацией в книге Кетле, Конт оказался перед трудной задачей. Его ответ был сильным: он не только защитил свой приоритет в конструировании термина, не просто подтвердил собственную позицию, а существенно развил ее, для чего сконструировал новый термин «социология».[3]

Основным научным орудием социологии служит историческое сравнение  последовательных состояний человечества. Хотя этот исторический анализ относится только к области динамической социологии, тем не менее, он имеет значений для всей науки ввиду связи ее различных частей. Из этого вытекает, что первый набросок социологии должен основываться на особом, историческом методе наблюдения.

При помощи нового способа наблюдения социология усовершенствует положительный метод к выгоде всей философии. Исторический метод подтверждает характерное свойство социологии, состоящее в том, что она переходит от целого к частям. Это необходимое условие социологических исследований обнаруживается во всякой исторической работе, которая без него выродилась бы в простое компилирование случайных материалов (Том 3 «Курс позитивной философии»).

В 4 томе «Курса позитивной философии» социологическая наука вычленена из социальной философии. Но она не оторвана от нее, а предпослана социально-философскому анализу исторического процесса.

Труды Конта положили начало ранней теоретической классике социологии. Он создал понятие «социология» и несколько семейств общих социологических понятий:

   социологическая наука, позитивная социология, общая социология, социологический закон, социологическое исследование;

   статическая социология и социальная статика, динамическая социология и социальная динамика, социальное развитие;

   научные методы социологии: простое наблюдение, социологическое наблюдение; обоснованность опытом, научная сила социологических демонстраций; сравнение; социологическое сравнение, сравнительный метод в социологии; исторический метод в социологии; социологический анализ.

Эти общие понятия стали своего рода «оболочкой» программы построения новой области социального знания. Но их автор не нашел способов их операционализации, таких путей их эмпирической верификации, которые позволили бы представлять их в виде количественных данных. По Конту нескольких понятий было достаточно, чтобы переходить к непосредственно наблюдаемым фактам, событиям истории. Но на самом деле по пути к фактам необходимо было вводить целый ряд опосредствующих понятий, например: по пути «статики» - таких понятий, как структура, институт, группа, класс, статус и другие, а по пути от «динамики» - таких, как процесс, конфликт, роль, лидер и иных. В нашем сознании эти понятия возникают как нечто само собой разумеющееся, но во времена Конта они не существовали. В сознании Конта их также не было.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2       Позитивизм как обоснование науки

 

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в дейст­вительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория «пози­тивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэ­тому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения. 

Конт указывает пять значений слова позитивизм:

1) реальное в противовес химерическому;

2) полезное в противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосред­ственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

    Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий» или «трех состояний», ко­торый он считал своим главным открытием.

    Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человече­ство в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стре­мится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стре­мится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта ста­дия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрас­судны и подобны предположению о том, что у низших животных сущест­вует способность предвидеть желания человека или других высших животных. Такой общественный порядок Конт приписывал европейскому Средневековью.[5]

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мыш­ление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теоло­гии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных фа­кторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Этот период начался с Реформации, и характеризуется сильными общественными потрясениями и постоянной борьбой принципов. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.[6]

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения вообра­жения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного оп­ределения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу­ющих между наблюдаемыми явлениями».

Информация о работе Вклад О. Конта в возникновение и развитие социологии как науки