Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 12:35, контрольная работа
Целью данной работы является: рассмотрение теоретических основ понятия как простейшей формы мысли, решение практических задач.
Главные задачи:
Рассмотреть теоретические основы понятия, как форму мысли, отражающую общие существенные и отличительные признаки предмета мысли.
Решить практические задачи.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие……………………………………………………………………. 5
2. Решение задач (вариант 1)………………………………………………. 9
Заключение………………………………………………………………….. 16
Список литературы………………………………………………………….
Задание 6. Могут ли быть одновременно истинными суждения в каждой из следующих пар? а) Организатором ограбления кассы был Н. - Организатором ограбления кассы был Т. б) Большая часть машин находилась в парке. - В парке не было ни одной машины.
Ответ:
Суждения А и Б не могут быть одновременно
истинными, так как они взаимоисключающими.
Задание
7. Является ли первое в каждой паре суждение
основанием для второго суждения: а) Иванов
хорошо выполняет свои обязанности. - Иванов
достоин повышения в должности, б) Данное
определение соразмерно. - Данное определение
правильное.
Ответ: а) Здесь первое суждение является основанием для второго.
б)
Первое суждение не является основанием
для второго, так как в суждении
могут содержаться и другие ошибки.
Задание
8. Определите термины, большую и меньшую
посылки, заключение: укажите фигуру и
модус силлогизма. Правильно ли сделано
заключение? Если нет, то какое именно
правило силлогизма нарушено? а) Лица,
совершившие должностной подлог, привлекаются
уголовной ответственности. Гражданин
Т. привлекается к уголовной ответственности.
Следовательно, он совершил должностной
подлог, б) Мошенничество - преступление,
а поскольку все преступления наказуемы,
то мошенничество тоже наказуемо.
Ответ: Умозаключения, в которых вывод получается из нескольких посылок, называются опосредствованными. Широко распространенным видом опосредствованных умозаключений является простой категорический силлогизм, вывод в котором получается из двух категорических суждений. Таким образом, простой категорический силлогизм состоит из трех категорических суждений, два из которых являются посылками, а третье – заключением.
В отличие от терминов суждений – субъекта (S) и предиката (P) – понятия, входящие в состав силлогизма, называются терминами силлогизма. Различают меньший, больший и средний термины.
Меньшим термином силлогизма называется понятие, которое в заключении является субъектом. Большим термином силлогизма называется понятие, которое в заключении является предикатом. Меньший и больший термины называются крайними и обозначаются соответственно латинскими буквами S (меньший термин) и P (больший термин).
Каждый из крайних терминов входит не только в заключение, но и в одну из посылок. Посылка, в которую входит меньший термин, называется меньшей посылкой, посылка, в которую входит больший термин, называется большей посылкой.
Для
удобства анализа силлогизма посылки
принято располагать в
Посылки различаются не их местом в силлогизме, а входящими в них терминами.
Вывод в силлогизме был бы невозможен, если бы в нем не было среднего термина. Средним термином силлогизма называется понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в заключении. Средний термин обозначается латинской буквой М (от лат. medius – средний).
Итак, простой категорический силлогизм – это умозаключение об отношении двух крайних терминов на основании их отношения к среднему термину.
В посылках простого категорического силлогизма средний термин может занимать место субъекта или место предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые называются фигурами.
В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылке.
Во второй фигуре – место предиката и в большей, и в меньшей посылках.
В третьей фигуре – место субъекта в обеих посылках.
В четвертой фигуре – место предиката в большей и место субъекта в меньшей посылке.
Описанные выше фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов.
Итак, фигуры силлогизма – это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.
Посылками
силлогизма могут быть суждения, различные
по качеству и количеству: общеутвердительные
(А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные
(I) и частноотрицательные (О). Например,
большая и меньшая посылки
– общеутвердительные суждения (АА),
большая посылка –
АА АЕ IA OA
AE (EE) IE (OE)
AI EI (II) (OI)
AO (EO) (IO) (OO)
Очевидно, в 4-х фигурах число комбинаций равно 64.
Разновидности силлогизма, различающиеся количеством и качеством посылок, называются модусами простого категорического силлогизма.
а)
Заключение сделано неверно –
гражданин Т мог быть привлечён
к уголовной ответственности
по другой причине. Термины – «уголовная
ответственность», «должностной подлог»,
большая посылка – «
б)
Заключение сделано правильно. Термины
– «мошенничество» и «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной контрольной работе была рассмотрена логическая категория как понятие.
По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Как форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем отражает собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми, существенными и отличительными признаками. Содержание – элемент структуры понятия, характеризующий совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Как и всякая деятельность, мышление имеет свои специфические приемы и методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, научное объяснение и другие, с помощью которых формируются высказывания и теории.
Наиболее общими чертами правильного мышления являются определенность, последовательность и доказательность. Логическая правильность мышления является необходимым условием гарантированного получения истинных результатов в решении задач, возникающих в процессе познания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берков В.Ф. «Логика». Учебник – Мн.: НТООО «Тетра Системс», 1997, 480 с.
2. Бочаров В.А., Маркин В.И. «Основы логики». Учебник – М.: ИНФРА-М, 1997, 296 с.
3. Иванов Е.А. «Логика». Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996, 309 с.
4. «Логика», Библиографический справочник/ авт. Сост. Антонов О.А., Милославов А.С., СПб: Наука, 2001, 488 с.
5. Солодухин О.А. «Логика для юристов», Ростов н/ Д.: Феникс, 2003, 384 с.
6. Локтионов В.И. «Логика». Уч. пособие. – М.: Право и закон XXI, 2004, 128 с.
7. Демидов И.В. «Логика». Учебное пособие для юр. вузов. – М: Юриспруденция, 2000, 272 с.