Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 12:35, контрольная работа
Целью данной работы является: рассмотрение теоретических основ понятия как простейшей формы мысли, решение практических задач.
Главные задачи:
Рассмотреть теоретические основы понятия, как форму мысли, отражающую общие существенные и отличительные признаки предмета мысли.
Решить практические задачи.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие……………………………………………………………………. 5
2. Решение задач (вариант 1)………………………………………………. 9
Заключение………………………………………………………………….. 16
Список литературы………………………………………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие……………………………………………………………
2. Решение задач (вариант 1)………………………………………………. 9
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы виды понятий и отношение между ними.
Актуальность этой темы:
1. Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие. Очень важно для раскрытия темы дать определение, которое позволит увидеть основу более сложных форм мышления. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли.
2. Деление понятий на виды по их содержанию и объему имеет немаловажное значение в логике. Оно позволяет в огромном материале, накопленном науками и повседневной практикой людей, выделять немногие наиболее крупные и распространенные группы, а также более или менее отчетливо представлять особенности этих групп. Знание видов понятий – одно из необходимых условий, обеспечивающих точность и ясность всякого мышления. Это тем более важно в юридической теории и практике. Чтобы правильно оперировать понятием, необходимо не только четко знать его содержание и объем, но и уметь давать ему логическую характеристику.
Логика занимает особое место в системе наук. Особенность ее положения определяется тем, что она выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных формах и методах мышления. Предмет логики – это формы мысли.
Мысль о предмете выражается в слове, которое обозначает предмет, и в то же время материализует мысль. Мысль о каком-либо предмете отражает бесконечное множество, присущих ему свойств, общих и одновременно отличительных, а именно существенных. Простые мысли, выраженные отдельными словами или словосочетаниями, в логике называются понятиями. Например, «дом», «человек», «студент заочного отделения». Сложные мысли образуются из нескольких простых, связанных между собой определенным образом. К сложным мыслям относятся: суждение, умозаключение, доказательство и опровержение.
Целью данной работы является: рассмотрение теоретических основ понятия как простейшей формы мысли, решение практических задач.
Главные задачи:
Таким образом, работа состоит из двух глав.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов понятия. В ней рассмотрены возникновение понятия, его определение и функции. А также рассмотрены предметы, входящие в объем понятия, закон обратного отношения объема и содержания и др.
Вторая глава посвящена решению практических задач.
Данная
структура предопределила используемую
литературу для написания работы.
1.
ПОНЯТИЕ
В истории логики при решении вопроса о понятии допускались, прежде всего, две крайности. Одна – это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение увидеть органическую связь с ней. А другая – отожествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его глубокое качественное отличие, его специфику. Чтобы избежать этих крайностей, необходимо вначале установить происхождение понятия и раскрыть его сущность.
Возникновение
понятий – объективная
Образование понятия предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
Образование понятия включает в себя множество логических приемов:
1. Анализ – это мысленное разложение предметов на его признаки.
2. Синтез – мысленное соединение признаков предмета в одно целое.
3. Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.
4. Абстрагирование – мысленное сопоставление одного предмета с другими, выявление признаков сходства и различия.
5. Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.
Все
эти логические приемы тесно связаны
между собой, образуя единый процесс.
Его конечным итогом оказывается
мысль, имеющая безгранично
Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. С изменением и развитием действительности возникают новые понятия. Так, с возникновением частной собственности появляется возможность и ее нарушения – кража, а также средством ее защиты от кражи – прав. Возникновения новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей отношений. [3 с. 45]
Понятия выполняют две основные функции:
Являясь
наиболее простой формой мышления,
понятие имеет сложную
Как
форма мысли понятие
Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике также классом или множеством. Класс (множество) состоит из подклассов (подмножеств). Например, класс явлений, охватываемых понятий «право», включает в себя такие подклассы (подмножества), как исторические формы права – рабовладельческое, феодальное буржуазное, уголовное и т.п. один класс может быть подклассом другого, более широкого, например, право – подкласс общественных явлений. А подкласс, в свою очередь, может выступать как самостоятельный класс (гражданское право по отношению к наследственному праву).
Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом. Например, римское право, современное российское право по отношению к праву в целом. Класс предметов может быть:
Содержание
и объем понятия связаны между
собой. Эта связь состоит в
том, что определенному содержанию
понятия соответствует свой определенный
объем, и наоборот. Внутренним законом
структуры понятия является закон
обратного отношения объема и
содержания. Увеличение объема ведет
к сокращению его содержания, а
увеличение содержания – уменьшение
объема и наоборот. [5 с. 39]
2.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
(ВАРИАНТ 1)
Задание
1. Выражают ли следующие слова одни
и те же понятия? а) Бесплатный проезд.
Безбилетный проезд, б) Событие. Происшествие.
Случай.
Ответ: а) Слова выражают одни и те же понятия, т. к. если человек не заплатил, то у него и билета не окажется.
б) Слова
выражают разные понятия так как имеют
разный масштаб.
Задание
2. Определите логические отношения
между следующими понятиями и выразите
эти отношения с помощью круговой схемы:
Пистолет. Оружие. Орудие. Патроны. Огнестрельное
оружие.
Ответ:
Вид отношений – соподчинение.
Задание
3. Обобщите следующие серии понятий:
а) Стойкость, смелость, малодушие, коварство,
лицемерие, б) Сержант, лейтенант, генерал,
артиллерист.
Ответ: а) Эти понятия обобщаются в "человеческие качества".
б)
Эти понятия обобщаются в "воинское
звание".
Задание
4. Заключено ли в следующих примерах
деление понятий? В
делениях установите: вид деления, делимое
понятие, члены деления, основание деления.
Если деление неправильное, то укажите,
какие требования не соблюдены, а) Гражданский
кодекс РФ состоит более чем из четырех
сотен статей, б) Сделки бывают односторонние
и двусторонние.
Ответ: а) Деление заключено в понятии и является делением по видообразующему признаку.
б)
Деление заключено в понятии и является
дихотомическим.
Задание 5. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений, распределенность в них терминов. Выразите отношение между терминами с помощью круговых схем: а) Некоторые ранения - огнестрельные, б) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Ответ:
а) логическое строение «S есть P», многосоставное
простое суждение, «ранение» - субъект,
«некоторые» – кванторное слово, «огнестрельные»
- предикат.
б) Это
многосоставное сложное суждение. «Отмерь»
- субъект, «отрежь» - предикат, «семь раз»
и «один раз» - кванторные слова.