В чем различия фатализма и волюнтаризма в постановке проблемы свободы;Дж. К. Гелбрейт об основах индустриального общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Свобода – одна из философских категорий, характеризующих «способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков». Другими словами, свобода – это способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не по принуждению.
Джон Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов – родился в 1908 г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В 1941 – 1943 гг. – сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 – 1963 гг. – посол США в Индии.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИя 2.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     Основной  положительной целью техноструктуры является рост фирмы. Затем этот рост становится важнейшей целью планирующей  системы и – как следствие – общества, в котором доминируют крупные фирмы. 

     Крупная фирма может, за редкими исключениями, лучше, чем небольшая фирма, контролировать свои цены и издержки, убеждать своих потребителей и управлять ими. В силу этих обстоятельств она способна ограждать себя от снижения прибылей в результате конкуренции и, таким образом, ограждать свои доходы, а вместе с ними и свой источник капитала. Она имеет больше возможностей избавиться от тех затрат на рабочую силу, которые она не в состоянии регулировать, а также обеспечить себе соответствующее мнение среди общественности и добиться необходимых действий со стороны государства. Это значит, что крупная фирма способна более надежно оградить себя от нежелательных для нее изменений в уровне доходов, что могло бы вызвать вмешательство в ее дела акционеров или кредиторов, а также в связи с неблагоприятной реакцией со стороны общественности повлечь за собой вмешательство профсоюзов, потребителей или правительства.

     Рассматривая  современное "западное общество", Гэлбрейт акцентирует внимание на коренном изменении его социально-экономической  сущности, на преодолении капиталистической, буржуазной природы. По его суждению, Маркс был прав по отношению к прошлому, но в современных условиях все изменилось: капиталисты утратили свое господствующее положение. Власть переходит от собственников капитала к "техноструктуре", т.е. к коллективу специалистов-управляющих. Эта техноструктура занимает автономное положение в корпорациях и определяет иные цели, нежели нажива.

 

     То, что Гэлбрейт называет техноструктурой, фактически представляет собой рабочий  аппарат управления корпорациями. Он полагает, что буржуазия сходит с исторической арены. Вместе с тем идет "депролетаризация" рабочего класса. Основанием для этого он считает процесс возрастания доли наемных рабочих, занятых в большей или меньшей мере умственным, квалифицированным трудом, так что рабочий класс размывается. Гэлбрейт делает заключение о том, что антагонизм интересов, ранее характерный для отношений рабочих и предпринимателей, теперь устранен.

 

     Принципиальное  различие социально-экономических  систем капитализма и социализма с точки зрения теории индустриального общества представляется несущественным. Будущее, по Гэлбрейту, - это конвергенция, т.е. сближение и слияние различных систем, представляющих собой лишь особые разновидности индустриального общества.

 

     Наряду  с теориями "индустриального общества" широкое распространение получила концепция "постиндустриального общества", основу которой заложили З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают становление этого общества с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации знанию в постиндустриальном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в данном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными" сообществами.

      С моей точки зрения, Дж. Гэлбрейт очень точно определил основы индустриального общества: 1) Применение все более сложной и совершенной техники в сфере материального производства, связанное с укрупнением производства; 2) Расширение сферы деятельности корпораций; 3) Произошло разделение предпринимателя-собственника, организатора производства и получателя дохода; 4) Изменились взаимоотношения между государством и экономикой; 5) Начался упадок профсоюзов; 6) Произошли структурные изменения в профессиональном составе рабочей силы (высшее образование); 7) Возросла роль планирования; 8) Потребительский спрос становится объектом управления; 9) Развитие техноструктуры.  Такое определение основ индустриального общества является первоосновой для дальнейшего развития свободные рыночных отношений, повышения роли и роста экономики любой страны на международном уровне и более качественное регулирование спроса и предложения. 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос №3 А.Печчел. О глобальных проблемах и смысле «человеческой революции».

      Представитель “Римского клуба” А. Печчеи ещё в 70-х  годах уповал на некую  “человеческую революцию”, которая должна была приобщить всех людей Земли к глобальному видению проблем, мобилизовать их силы на борьбу за свое “выживание”. Но можно ли рассчитывать на подобную просветительскую утопию в мире, где насчитывается свыше 1 млрд. неграмотных и голодающих, где политики, озабочены сохранением собственной власти, не слушают ученых, а “массы” заняты своими заботами?

     Особенность современного этапа развития человечества заключается в том, что на него выпало бремя одновременности протекания этих культурных процессов, обусловливающих революционный скачок в достижении человеческой свободы. А. Печчеи (организатор и первый президент Римского клуба) весьма удачно назвал этот скачок «человеческой революцией». Отличая тот факт, что неуправляемое развитие человечества, подчинившего себе планету, достигло переломного момента, Печчеи усматривает в дальнейшем две альтернативы. Либо создать неустойчивость своего положения и достичь уровня культурной зрелости, чтобы научиться управлять планетарными процессами. Либо пасть жертвой своего же внутреннего кризиса и отказаться от роли защитника и главного арбитра жизни на планете. «Если мы хотим, - пишет Печчеи, - поднять уровень самосознания и организации всей человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должны стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качества и способности всего человеческого сообщества»

     Человеческая  революция представляет собой трансформацию  человеческого существования. Она в свою очередь является сутью «революционного гуманизма», способного «восстановить культурную гармонию человека, а через нее и равновесие и здоровье всей человеческой системы». Печчеи усматривает свободу выбора, свободу воли в том, что современный человек разгадал множество тайн природы и научился подчинять себе ход событий. Но именно поэтому он «наделен невидимой, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете – включая и свою собственную жизнь».

     Пафос рассуждений А. Печчеи очевиден: только через разносторонние культурные творчества человека, гармонизирующее его отношение  с природой, ему может быть уготовано  возможность не только «заглядывать в будущее», но и «создавать» его. Природные процессы и явления, включенные в социум, социальное бытие благодаря человеческой деятельности обусловливают возможностью создания будущего.

     С моей точки зрения, человеческую революция неразрывно связана с глобальными проблема человечества. Кроме того, большое влияние на человеческую революцию оказывает как само государственное устройство стран мира , так и те политические режимы, которые введены в этих стран.

     Путем решения глобальных проблем человечества необходимо сплотить людей. В настоящее время число глобальных проблем возросло, но самой «страшной» среди них является проблема ядерной войны. В результате «Холодной войны» пригонке вооружения было создано оружие массового поражения, которое в дальнейшем получило свое развитие, появились ядерные державы. И в настоящее время ядерного оружия создано такое количество, которого хватит уничтожить планету Земля трижды. Главной проблемой человечества является то, что люди – это и есть та сила, которая либо может самостоятельно себя уничтожить, либо жить дальше, развиваться, создавать все новое и новое во всех отраслях жизни. К сожалению, человек старается сам себя уничтожить, не понимая самой главной цели: нас создали для того, чтобы мы жили, любили и радовались. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     1. . Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

     2. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.,1976.

     3. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 182

          4. Фридрих Ницше, Воля к власти, издательство «REFL-book», Москва.1994.

     5. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М.: Норма – Инфра. М, 1999. С. 84.

     6. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. М., 2005. — с. 672. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе В чем различия фатализма и волюнтаризма в постановке проблемы свободы;Дж. К. Гелбрейт об основах индустриального общества