Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа
Свобода – одна из философских категорий, характеризующих «способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков». Другими словами, свобода – это способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не по принуждению.
Джон Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов – родился в 1908 г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В 1941 – 1943 гг. – сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 – 1963 гг. – посол США в Индии.
Дж. Гэлбрейт – один из видных представителей институционализма. В своих научных трудах Дж. Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые и привели к образованию гигантских корпораций (акционерных обществ). Он показывал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию новейшей техники и технологии и приходу к руководству предприятиями так называемой техноструктуры – технических специалистов-администраторов. С этим связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по мнению Дж. Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы – «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.
Исходя
из качественно изменившихся в XX в.
объективных условий
Эти взгляды на современную экономическую действительность Дж. Гэлбрейт изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1978).
Трактуя современный капитализм как "новое индустриальное общество", Гэлбрейт считает его главным составным элементом индустриальную систему, под которой разумеет систему крупных корпораций. Крупную корпорацию, составляющую основу индустриальной системы, он трактует как олигополию, осуществляющую несовершенную, т.е. неполную монополию. Тенденция развития индустриального общества - усиление экономических позиций крупных корпораций. Последние контролируют все сферы хозяйства, производство, научно-технический прогресс, рынок, капиталовложения.
Дж. Гэлбрейт отмечает следующие основные нововведения и изменения, произошедшие в экономической жизни в XX веке:
1. Применение все более сложной и совершенной техники в сфере материального производства, связанное с укрупнением производства. Всё это требуют крупных вложений капитала, а также высококвалифицированных специалистов. Из этих перемен вытекает необходимость и возможность создания крупных хозяйственных организаций. Только такие организации в состоянии привлечь необходимый для современного производства капитал; только они могут мобилизовать рабочую силу требуемой квалификации.
2.
Расширение сферы деятельности
корпораций. Если в начале XX века
деятельность корпораций
3.
Произошло разделение
Меллон, Гугенгейм, Форд – были известны всей стране... Те, кто возглавляет теперь крупные корпорации, безвестны... Люди, которые управляют крупными корпорациями, не являются собственниками сколько-нибудь существенной доли данного предприятия. Их выбирают не акционеры, а, как правило, совет директоров, который в порядке взаимности избирают они же сами.
4.
Изменились взаимоотношения
Несколько видоизменились и экономические функции государства. Так, теперь государство берет на себя задачу регулирования совокупного дохода, расходуемого на приобретение товаров и услуг, в масштабе всей экономики.
Оно
стремится обеспечить достаточно высокий
уровень покупательной
5.
Начался упадок профсоюзов. Число
членов профсоюзов в США
6.
Произошли структурные
7. Возросла роль планирования. Привлечение крупного капитала и соответствующая организация производства требуют – задолго до того, как можно будет воспользоваться его результатами, – предвидения и, более того, принятия всех возможных мер, которые гарантировали бы, чтобы это предвидение действительно сбылось
8. Потребительский спрос становится объектом управления. Так, по мнению Гэлбрейта, характер техники и связанные с ней потребности в капитале, а также время, которое занимает разработка и производство продукции, еще более настоятельно диктуют необходимость государственного регулирования спроса. Корпорация, рассматривающая вопрос о производстве автомобиля новой модели, должна иметь возможность убедить людей купить его. Столь же важно, чтобы население располагало необходимыми для этого средствами. Это приобретает решающее значение, когда производство требует весьма крупных и долгосрочных капиталовложений, а продукция может с равной степенью вероятности попасть на рынок и во время депрессии, и во время подъема. Таким образом, возникает необходимость стабилизации совокупного спроса.
Чрезвычайно разросся аппарат внушения и убеждения, связанный с продажей товаров. По средствам, которые расходуются на эту деятельность, и способностям, которые находят в ней применение, она все более соперничает с процессом производства товаров. Гэлбрейт утверждает, что в действительности современная экономическая система, под какой бы формальной идеологической вывеской она ни скрывалась, в существенной своей части представляет собой плановую экономику.
Инициатива в вопросе о том, что должно быть произведено, исходит не от суверенного потребителя, который посредством рынка направлял бы работу промышленного механизма в соответствии со своим, в конечном счете, решающим, желанием. Скорее она исходит от крупной производственной организации, стремящейся установить контроль над рынками (которые она, как это предполагается, должна обслуживать), и более того, воздействовать на потребителя в соответствии со своими нуждами. А поступая таким образом, такая организация оказывает глубокое влияние на систему ценностей потребителя и его убеждения.
Перемены, о которых говорилось выше, отнюдь не происходили равномерно во всей экономике. Малый бизнес все еще остается сферой деятельности индивидуального собственника.
Вплоть до конца второй мировой войны и вскоре после нее термин «планирование» имел известное хождение в Соединенных Штатах. Под этим термином имелась в виду разумная озабоченность тем, что может произойти в будущем, и подготовка мер с целью предупредить те нежелательные события, которых можно избежать. В правительстве Соединенных Штатов имелось Управление планирования национальных ресурсов. Однако с наступлением холодной войны слово «планирование» приобрело идеологический привкус.
Роль планирования в современном индустриальном обществе по-прежнему недооценивается. Помимо того, глубокий инстинкт консерваторов подсказывает им, что экономическое планирование неизбежно означает установление контроля над поведением индивидуума
С
точки зрения экономиста планирование
заключается в том, чтобы заменить
цены и рынок как механизм, определяющий
то, какая продукция будет
Рыночный механизм заменяется тем, что принято называть вертикальной интеграцией. Планирующая организация завладевает источником поставок, в которых она нуждается, или рынком сбыта; таким образом, сделки, в которых предметом торга служат цены и объемы продукции, уступают место передаче продукции внутри планирующей организации.
В экономике западных стран на рынках господствуют крупные фирмы. Они устанавливают цены и стремятся обеспечить спрос на продукцию, которую они намерены продать.
Наиболее
часто упоминаемая особенность рынка
состоит в том, что он уравнивает предложение
и спрос с помощью определенной цены. Как
только возникает излишек предложения
над спросом, в результате падения цены
создается стимул для покупателей, ограничивается
предложение и таким образом устраняется
излишек; если обнаруживается кратковременная
нехватка товара, вследствие повышения
цены стимул получают поставщики, сокращается
активность покупателей и таким образом
устраняется нехватка. Планирование не
содержит в себе аналогичного уравновешивающего
механизма. Тот, кто планирует, должен
сознательно обеспечить такое положение,
при котором планируемое предложение
равнялось бы планируемому спросу. Если
он не сумеет добиться этого, возникнут
излишки и нехватки. Если при этом все
еще не будет использован рыночный механизм,
если не будут снижены или повышены цены,
возникнет неприятная проблема хранения
или уничтожения излишка или же, напротив,
начнется непристойная ссора между теми,
чей спрос не удовлетворяется. Таковы
обычные результаты планирования, и, как
правило, они приводят к резкому падению
престижа того, кто планировал в данном
случае.
Имеется
глубокое концептуальное различие между
малым предприятием, находящимся
полностью под контролем
Разница
между планирующей и рыночной
системами лежит не в стремлении избавиться
от ограничений рынка и обрести контроль
над экономической средой. Она заключается
в инструментах, с помощью которых достигаются
эти цели, и в том, насколько успешными
оказываются такие попытки. Участники
рыночной системы, которые хотят обеспечить
стабилизацию своих цен или добиться контроля
над предложением, должны действовать
коллективно или получить помощь со стороны
правительства. Такие действия слишком
явны и часто неэффективны, безуспешны
и бесплодны. Добровольные коллективные
усилия могут быть подорваны несколькими
дезертирами. Законодатели далеко не всегда
отзывчивы даже к просьбам фермеров. Если
действия и предпринимаются, то это делается
в крайне осторожной форме, поскольку
известно, что господствующая экономическая
теория их не одобряет.
Напротив,
в планирующей системе фирма
автоматически добивается контроля
над ценами без лишнего шума, просто
в силу своих размеров. То же относится
и к объему производства. Фирма
может стать крупной потому, что
ее задачи поддаются решению при помощи
организации. Имеются также проблемы,
для решения которых фирма нуждается в
поддержке со стороны государства. Но
она обращается не к законодательной власти,
а к исполнительной бюрократии. Это менее
заметно. А поскольку бюрократия более
могущественна, действия фирмы, вероятно,
будут более эффективны. Не удивительно,
что в результате фирмы в рыночной системе
привлекают большое внимание, добиваясь
очень немногого путем ослабления рыночных
ограничений или какого-нибудь иного изменения
среды, воздействие которой они подвергаются.
А крупные фирмы в планирующей системе
не привлекают никакого внимания, добиваясь
очень многого.
В
прошлом руководство в