Утопия Томаса Мора и Тамза Компанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть и сравнить проекты идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.
Задачи, решаемые в реферате:
1) Рассмотреть модели идеального коллективистского государства Т. Мора и Т. Компанелы.
2) Произвести сравнение работы «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Компанеллы.

Содержание

Введение 2
I. «Утопия» Томаса Мора 3
1. Автор «Утопии», её предыстория и идеи «Платонизма» в ней 3
2. Структура произведения 4
2.1. Устройство или семья как базовая ячейка общества 5
2.2. Власть равных над равными 6
2.3. Право или рабы при всеобщем равенстве 6
2.4. Миролюбивые вояки 7
2.5. Экономика 8
2.6. Религия 8
II. Модель идеального коллективистского государства Т. Кампанеллы 9
1. Т. Компанелла и предпосылки создания «Города Солнца» 9
2. Устройство города Солнца 9
2.1. Власть 10
2.2. Система права 11
2.3. Менталитет 11
III. Сравнение идеального коллективистского государства «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы 12
1. Сходство и различие сюжета 13
2. Быт утопийцев и солярисов. Винтики системы 13
3. Достижимо ли равенство? 14
Заключение 17
Используемая литература 18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

       Большому  Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права  Совета в контроле, критике и смене  должностных лиц — здесь ему  принадлежит решающее слово. Должностным  лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

       Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться во всех вопросах управления обществом.

    1. Система права

       В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан  на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

       Кампанелла  порицал аморализм политиков  и тиранов, придумавших понятие "государственная  необходимость", которое сводится, как он писал, к выгодному только им правилу — "для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон".

    1. Менталитет

       Основная  причина зла по Кампанелле – в  людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних желание жить за счет других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине».

       Ломать  человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не о других, Кампанелла хочет тоже с помощью полицейского государства, при котором любое  инакомыслие пресекается.

       Другие  причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание  необходимости перехода к новому, более совершенному общественному  порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию  и воспитанию.

       С момента рождения дети начинают обучаться  и воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Идея, кстати, это свежая и интересная. Да и город украшает, если художник хороший попадётся.

       C 10 лет начинается практическое  обучение детей, не по картинкам.  При этом дети проходят, и тут  Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное  дело и сельское хозяйство.

       В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться  душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Все. Можно представить, как им это надоест. Государство  вмешивается и сюда, заставляя  людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.

       Утопические черты в учении Кампанеллы, черты  грубой уравнительности и аскетизма  были характерны для того времени. Однако эти черты не могут умалить  большого значения «Города Солнца», в котором Кампанелла на заре капиталистического общества увидел отдаленные очертания  общества, свободного от угнетателей.

    1. Сравнение идеального коллективистского государства «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы

       Что же за книги эти были - "Утопия" и "Город Солнца", одна из которых  привела своего автора на плаху, а  другого заставила провести жизнь  в нужде и неволе? "Утопию" Т. Мора и "Город Солнца" Т. Кампанелла объединяет то, что они создавались  в соответствующих условиях периода  первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями  раннего утопического социализма. В  их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и предпролитариата.

 

  1. Сходство  и различие сюжета

       Сюжет этих книг довольно прост: в них описываются  порядки на острове Утопия и в  Городе Солнца и образ жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где  все трудятся и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора - это остров Утопия, у Кампанеллы - отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и от имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну. В обществе, созданным Мором и Кампанеллой должны быть все равны. Однако в "Утопии" Мора встречается такой класс людей как рабы, "которые не только постоянно пребывают в работе, но и находятся в цепях". И в "Утопии" Мора и в "Городе Солнца" Кампанеллы существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру, что явно противоречит подлинному равенству. А "наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство" (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм. Сами люди как "перекати-поле", не имеют ни корней, ни привязанности ни друг к другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города в деревню и наоборот.

  1. Быт утопийцев и солярисов. Винтики системы

       Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами. И вообще у них все регламентированно, все делается по звонку - ложатся спать. а в предрассветные часы устраивают публичные чтения, причем участвуют в них только те, кто были кем-то отобраны для науки. Люди одеты у обоих авторов совершенно одинаково - "одежду носят они белого цвета, и стирается она ежемесячно, а поскольку люди заняты в основном сельским хозяйством, можно себе представить эти сомнительные "белые одежды". Но выбор одежды это мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для продолжения рода, как скот: "Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же - с худыми, а худые - с полными дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга". "Вскормленный грудью младенец передается на попечение" неких старцев, которые обучают их говорить, а впоследствии "эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска" и т.д. "Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое",  как пишет Кампанелла у жителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии. "Должностные лица получают большие и лучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям, выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на военных занятиях". Угощение объедками - "считается одной из величайших почестей". Итак, и у Мора и у Кампанеллы - "производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являются частями государства". Из этого следует, что человек - не индивидуум, а лишь маленький винтик большой машины, называемой государство. Прочтя обе работы можно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентированно, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остается одна малость - где найти такого правителя и столько умных и "совершенно чуждых скаредного корыстолюбия" начальников, чтобы они могли справедливо и разумно управлять людьми.

  1. Достижимо ли равенство?

       В трудах Мора и Кампанеллы не говорится  о путях преобразования  существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.

       Отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что равенство в значительной степени реализовано в ряде западных государств, неуклонно стремящихся к высокому статусу правового государства. Однако полное равенство, как мне кажется, существовать не может, хотя бы потому что каждый человек изначально будет различаться по своим личностным качествам. Абсолютов не существует, и это неоспоримый факт, а идея полного и абсолютного равенства не менее утопична, чем государства Мора и Кампанеллы. Но, тем не менее, к этому идеалу можно приблизиться, и это мы видим на примере ряда стран Западной Европы и Северной Америки, а так же некоторых стран Северо-Восточной Европы.

       Это равенство прав и возможностей, чего вполне достаточно. Не хочешь быть эксплуатируемым  – заработай денег и эксплуатируй за них других. Каждый равен каждому, но это равенство не внешнее (одинаковая одежда и распорядок дня у утопистов), не материальное (отсутствие денег  и частной собственности), а равенство  в правах.

       На  Западе сегодня люди абсолютно равны в своих возможностях. Кто хочет жить хорошо и готов трудиться для достижения высокого положения общества, тот добивается его (в отличие от Средневековой Европы или дореволюционной России, когда положение человека в обществе зачастую было совершенно невозможно изменить, поскольку его будущий статус определялся его рождением, было полное отсутствие социальной мобильности).

       У Мора и Кампанеллы же равенство принудительное. Люди не могут ни в чем отличиться от себе подобных. В утопиях не только равенство прав и возможностей, но и принудительное материальное равенство. И все это сочетается с тотальным контролем и ограничением свобод. Этот контроль и нужен для поддержания материального равенства: людям не дают выделиться, сделать больше, превзойти себе подобных (став таким образом неравным). А ведь это естественное стремление, заложенное в подсознании у каждого человека.

       Ни  в одной социальной утопии не говорится  о конкретных людях. Всюду рассматриваются  народные массы, либо отдельные социальные группы. Индивид в этих произведениях  ничто. «Единица – ноль, единица  – вздор!»

       Проблема  социалистов-утопистов в том, что  они думают о народе в целом, а  не о конкретных людях. В результате реализуется полное равенство, но это  равенство несчастных людей.

       Возможно  ли счастье людей при утопии? Счастье  от чего? От побед – так они  совершаются всеми в равной степени. От отсутствия эксплуатации? Так при  утопии она заменяется общественной эксплуатацией: человек вынужден всю  жизнь работать, но не на капиталиста  и не на себя, а на общество. Причем эта общественная эксплуатация еще  страшнее, так как тут у человека нет возможности выхода.

       Если, работая на капиталиста, можно уволиться, то от общества скрыться невозможно. Да и переезжать куда-либо запрещено.

       Сложно  назвать хотя бы одну свободу, которая  соблюдается в Утопии (исключение составляет свобода совести). Нет  свободы перемещения, нет свободы  на выбор того, как жить. Человек, загнанный обществом в угол без  права выбора, глубоко несчастен. У него нет никакой надежды  на перемены. Он чувствует себя рабом, запертым в клетке. Люди, как и  певчие птицы, не могут жить в клетке. Они хотят перемен. Но это невозможно.

       Общество  утопийцев – общество глубоко несчастных, подавленных людей. Людей с подавленным сознанием и отсутствием силы воли.

       Поэтому следует признать, что те модели развития общества, которые нам предложили господа Мор и Кампанелла, казались идеальными лишь в 16-17 веках. В дальнейшем, с возрастанием внимания к личности, они потеряли всякий смысл реализации, ибо если и строить общество будущего, то это должно быть общество индивидуальностей, общество сильных личностей, а не посредственностей.

 

Заключение

       Наряду  с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий  буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это  учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени  Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые выражали интересы угнетенных народных масс. Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее. Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала", вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества, организации идеального общества и государства, в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.

       В сочинениях утопических социалистов  были по-новому поставлены вопросы  государства и права. К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии"

       В их работах рассматриваются и  вопросы о деятельности-будущего идеального государства по организации  производства и распределения в  интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и  анализируются многие другие вопросы  внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность

Информация о работе Утопия Томаса Мора и Тамза Компанеллы