Утопия Томаса Мора и Тамза Компанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть и сравнить проекты идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.
Задачи, решаемые в реферате:
1) Рассмотреть модели идеального коллективистского государства Т. Мора и Т. Компанелы.
2) Произвести сравнение работы «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Компанеллы.

Содержание

Введение 2
I. «Утопия» Томаса Мора 3
1. Автор «Утопии», её предыстория и идеи «Платонизма» в ней 3
2. Структура произведения 4
2.1. Устройство или семья как базовая ячейка общества 5
2.2. Власть равных над равными 6
2.3. Право или рабы при всеобщем равенстве 6
2.4. Миролюбивые вояки 7
2.5. Экономика 8
2.6. Религия 8
II. Модель идеального коллективистского государства Т. Кампанеллы 9
1. Т. Компанелла и предпосылки создания «Города Солнца» 9
2. Устройство города Солнца 9
2.1. Власть 10
2.2. Система права 11
2.3. Менталитет 11
III. Сравнение идеального коллективистского государства «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы 12
1. Сходство и различие сюжета 13
2. Быт утопийцев и солярисов. Винтики системы 13
3. Достижимо ли равенство? 14
Заключение 17
Используемая литература 18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

I. «Утопия» Томаса Мора 3

1. Автор «Утопии», её предыстория и идеи «Платонизма» в ней 3

2. Структура произведения 4

    2.1. Устройство или семья как базовая ячейка общества 5

    2.2. Власть равных над равными 6

    2.3. Право или рабы при всеобщем равенстве 6

    2.4. Миролюбивые вояки 7

    2.5. Экономика 8

    2.6. Религия 8

II. Модель идеального коллективистского государства Т. Кампанеллы 9

1. Т. Компанелла и предпосылки создания «Города Солнца» 9

2. Устройство города Солнца 9

    2.1. Власть 10

    2.2. Система права 11

    2.3. Менталитет 11

III. Сравнение идеального коллективистского государства «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы 12

1. Сходство и различие сюжета 13

2. Быт утопийцев и солярисов. Винтики системы 13

3. Достижимо ли равенство? 14

Заключение 17

Используемая  литература 18 

 

Введение

       Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон.

       Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями времен и стран, в атмосфере которых они возникли. Художественный процесс без них невозможен так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю литературы.

       А что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. Вот тут-то и появляется в литературе такой жанр, как утопический роман. Попросту говоря, просвещенные люди (умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного) писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые их окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы.

       Определение социальной утопии, ее сущность, классификации, понятие утопического сознания, роль утопии в мировом историческом процессе, соотношение утопии и реальности – эти и многие другие вопросы  остаются предметом пристального интереса философов, социологов и историков. Идея о достижении лучшего обустройства общественной жизни сопутствовала  людям на протяжении всей истории  человечества. Утопический импульс  присутствует во всех произведениях, в  которых прослеживается направленность на совершенствование мира.

       Сейчас  наиболее известны две из дошедших до нас утопий. Это «Остров Утопия»  англичанина Томаса Мора и «Город Солнца» итальянца Кампанеллы, сделавшие имена своих авторов бессмертными. Ниже мы посмотрим, как себе представляли идеальное общество эти два мыслителя, сравним и проанализируем их точки зрения.

       Цель данной работы: рассмотреть и сравнить проекты идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.

       Задачи, решаемые в реферате:

  1. Рассмотреть модели идеального коллективистского государства Т. Мора и Т. Компанелы.
  2. Произвести сравнение работы «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Компанеллы.
 
  1. «Утопия»  Томаса Мора
  1. Автор «Утопии», её предыстория и идеи «Платонизма» в ней

       Англичанин  Томас Мор (1478 – 1535), правовед по образованию, был канцлером у одного из самых жестоких из английских королей – Генриха 8. Таким образом, о государственных делах он знал не понаслышке. В то же время, багаж накопленных обществом к тому времени политологических знаний был настолько мал, что вряд ли даже столь выдающийся человек мог предложить работающую модель общественного строя. В то же время Мор видел несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе «Утопия», название которого впоследствии стало нарицательным.

       Вообще-то книжка называлась «Золотая книга, столь  же полезная, сколь и забавная, о  наилучшем устройстве государства  и его новом острове Утопии». Само слово «Утопия» переводится  с латыни как «место, которого нет и не может быть», что наводит на мысль о том, что и сам автор не верил в возможность осуществления того, о чем он пишет. Это, однако, не мешало советским исследователям называть Мора чуть ли не первым коммунистом.

       Попытки изобретения идеального общественного  устройства были и до Мора. В частности, в трактате «Политика» Платона, который  сам Мор хорошо знал и из которого заимствовал многие идеи. «Достаточно  внимательно прочитать "Государство" Платона и "Утопию" Т. Мора, чтобы  убедиться, насколько велико было влияние  первого на второго. Совпадают не только отдельные положения и  принципы устройства идеального государства  у одного и другого мыслителя, но порой даже и словесные выражения. Современные исследователи и комментаторы вскрывают целые пласты "платонизма" в "Утопии".» Однако у Платона идеальное государство существовало в мире идей, а Мор сравнивает свою Утопию с реально существующими, тем самым как бы овеществляя её, перенося и мира идей в реальный мир.

       Своё  произведение Мор создал во время  поездки во Фландрию в составе  посольства. Сочинение написано в  форме диалога: якобы некий мореплаватель  Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим.

       «Правда, в отличие от «Государства» Платона, у Мора мы не встретим той раскаленной  атмосферы диалектического спора, которым насыщено "Государство". Это диалог не спорящих, это диалог, напоминающий скорее атмосферу школьного урока: один из участников больше спрашивает, другой - отвечает и рассказывает.». Да и как тут спорить, когда мифический остров видел лишь один из персонажей романа.

       Вскоре  после опубликования этой книги  английский король Генрих VIII приблизил  к себе Мора, назначая его на высокие  государственные должности вплоть до высшей — лорда-канцлера. Разрыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отставки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был казнен по обвинению в государственной измене, за отказ присягнуть королю как главе церкви. Поскольку Мор пострадал за веру, католическая церковь канонизировала (1886 г.) автора "Утопии".

       Последующие теоретики раннего коммунизма испытали на себе сильное влияние "Утопии", в том числе и новых идей о государстве и праве.

  1. Структура произведения

     В первой части сочинения Мор дал  резкую критику огораживания и кровавого  законодательства современной ему  Англии. Порицая жестокость многочисленных законов, направленных против краж и  бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в  современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и  бедствий, считал Мор, — частная  собственность и обусловленные  ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность  и деньги порождают преступления, которые "подвергаются ежедневной каре, но не обузданию", общество само "создает  воров и одновременно их карает".

     Взгляд  на собственность как основу общества позволил Мору сделать ряд новых  выводов о сущности государства  и права. "При неоднократном  и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств, — писал Мор, —  я могу клятвенно утверждать, что  они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства  о своих личных выгодах".

     Богачи  используют государство, "во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими частной собственности противопоставлялась "общность имуществ" (omnia sunt communia — все должно быть общим). Исходя из терминологии того времени, а также принципов организации труда, распределения, быта в проектах Мора, Кампанеллы и их последователей в XVI—XVIII вв. их идеалы по традиционной классификации являлись коммунистическими.

     Отличные  от них идеалы социализма, как указывал Ф. Энгельс, возникли в начале XIX в. для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства,  значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами".

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопия, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии ("утопия" по-гречески — "место, которого нет"). В Утопии существуют общность имуществ и всеобщая обязательность труда; это  коренным образом отличает общественный и политический строй утопийцев от порядков всех других государств.

    1. Устройство или семья как базовая ячейка общества

       Утопия  — своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова — перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др.

       На  острове построен коммунизм: от каждого  по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь  сельским хозяйством и ремеслом.

       Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.

       Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут  перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это  на практике выльется.

       Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать, правда, позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать.

       Устройство  и управление каждого из городов  одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются "деревенские семьи" (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока).

Информация о работе Утопия Томаса Мора и Тамза Компанеллы