Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:46, реферат
Цель данной работы: рассмотреть и сравнить проекты идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.
Задачи, решаемые в реферате:
1) Рассмотреть модели идеального коллективистского государства Т. Мора и Т. Компанелы.
2) Произвести сравнение работы «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Компанеллы.
Введение 2
I. «Утопия» Томаса Мора 3
1. Автор «Утопии», её предыстория и идеи «Платонизма» в ней 3
2. Структура произведения 4
2.1. Устройство или семья как базовая ячейка общества 5
2.2. Власть равных над равными 6
2.3. Право или рабы при всеобщем равенстве 6
2.4. Миролюбивые вояки 7
2.5. Экономика 8
2.6. Религия 8
II. Модель идеального коллективистского государства Т. Кампанеллы 9
1. Т. Компанелла и предпосылки создания «Города Солнца» 9
2. Устройство города Солнца 9
2.1. Власть 10
2.2. Система права 11
2.3. Менталитет 11
III. Сравнение идеального коллективистского государства «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы 12
1. Сходство и различие сюжета 13
2. Быт утопийцев и солярисов. Винтики системы 13
3. Достижимо ли равенство? 14
Заключение 17
Используемая литература 18
Оглавление
Введение 2
I. «Утопия» Томаса Мора 3
1. Автор «Утопии», её предыстория и идеи «Платонизма» в ней 3
2. Структура произведения 4
2.1. Устройство или семья как базовая ячейка общества 5
2.2. Власть равных над равными 6
2.3. Право или рабы при всеобщем равенстве 6
2.4. Миролюбивые вояки 7
2.5. Экономика 8
2.6. Религия 8
II. Модель идеального коллективистского государства Т. Кампанеллы 9
1. Т. Компанелла и предпосылки создания «Города Солнца» 9
2. Устройство города Солнца 9
2.1. Власть 10
2.2. Система права 11
2.3. Менталитет 11
III. Сравнение идеального коллективистского государства «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца»Т.Компанеллы 12
1. Сходство и различие сюжета 13
2. Быт утопийцев и солярисов. Винтики системы 13
3. Достижимо ли равенство? 14
Заключение 17
Используемая
литература 18
Введение
Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон.
Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями времен и стран, в атмосфере которых они возникли. Художественный процесс без них невозможен так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю литературы.
А что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. Вот тут-то и появляется в литературе такой жанр, как утопический роман. Попросту говоря, просвещенные люди (умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного) писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые их окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы.
Определение социальной утопии, ее сущность, классификации, понятие утопического сознания, роль утопии в мировом историческом процессе, соотношение утопии и реальности – эти и многие другие вопросы остаются предметом пристального интереса философов, социологов и историков. Идея о достижении лучшего обустройства общественной жизни сопутствовала людям на протяжении всей истории человечества. Утопический импульс присутствует во всех произведениях, в которых прослеживается направленность на совершенствование мира.
Сейчас наиболее известны две из дошедших до нас утопий. Это «Остров Утопия» англичанина Томаса Мора и «Город Солнца» итальянца Кампанеллы, сделавшие имена своих авторов бессмертными. Ниже мы посмотрим, как себе представляли идеальное общество эти два мыслителя, сравним и проанализируем их точки зрения.
Цель данной работы: рассмотреть и сравнить проекты идеального государства в «Утопии» Т.Мора и «Городе Солнца» Т. Кампанеллы.
Задачи, решаемые в реферате:
Англичанин Томас Мор (1478 – 1535), правовед по образованию, был канцлером у одного из самых жестоких из английских королей – Генриха 8. Таким образом, о государственных делах он знал не понаслышке. В то же время, багаж накопленных обществом к тому времени политологических знаний был настолько мал, что вряд ли даже столь выдающийся человек мог предложить работающую модель общественного строя. В то же время Мор видел несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе «Утопия», название которого впоследствии стало нарицательным.
Вообще-то книжка называлась «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и его новом острове Утопии». Само слово «Утопия» переводится с латыни как «место, которого нет и не может быть», что наводит на мысль о том, что и сам автор не верил в возможность осуществления того, о чем он пишет. Это, однако, не мешало советским исследователям называть Мора чуть ли не первым коммунистом.
Попытки изобретения идеального общественного устройства были и до Мора. В частности, в трактате «Политика» Платона, который сам Мор хорошо знал и из которого заимствовал многие идеи. «Достаточно внимательно прочитать "Государство" Платона и "Утопию" Т. Мора, чтобы убедиться, насколько велико было влияние первого на второго. Совпадают не только отдельные положения и принципы устройства идеального государства у одного и другого мыслителя, но порой даже и словесные выражения. Современные исследователи и комментаторы вскрывают целые пласты "платонизма" в "Утопии".» Однако у Платона идеальное государство существовало в мире идей, а Мор сравнивает свою Утопию с реально существующими, тем самым как бы овеществляя её, перенося и мира идей в реальный мир.
Своё произведение Мор создал во время поездки во Фландрию в составе посольства. Сочинение написано в форме диалога: якобы некий мореплаватель Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим.
«Правда,
в отличие от «Государства» Платона,
у Мора мы не встретим той раскаленной
атмосферы диалектического
Вскоре
после опубликования этой книги
английский король Генрих VIII приблизил
к себе Мора, назначая его на высокие
государственные должности
Последующие теоретики раннего коммунизма испытали на себе сильное влияние "Утопии", в том числе и новых идей о государстве и праве.
В первой части сочинения Мор дал резкую критику огораживания и кровавого законодательства современной ему Англии. Порицая жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Мор, — частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые "подвергаются ежедневной каре, но не обузданию", общество само "создает воров и одновременно их карает".
Взгляд на собственность как основу общества позволил Мору сделать ряд новых выводов о сущности государства и права. "При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств, — писал Мор, — я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах".
Богачи используют государство, "во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими частной собственности противопоставлялась "общность имуществ" (omnia sunt communia — все должно быть общим). Исходя из терминологии того времени, а также принципов организации труда, распределения, быта в проектах Мора, Кампанеллы и их последователей в XVI—XVIII вв. их идеалы по традиционной классификации являлись коммунистическими.
Отличные от них идеалы социализма, как указывал Ф. Энгельс, возникли в начале XIX в. для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами".
Во второй
части книги описываются
Утопия — своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова — перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др.
На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.
Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.
Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это на практике выльется.
Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать, правда, позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать.
Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются "деревенские семьи" (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока).