Универсальные связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Универсальные связи бытия
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Сам факт связи вещей, событий заметить нетрудно: жизнь ежечасно, ежеминутно дает тому массу примеров. Труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, «всего со всем». Человечество шло к этой идее долгим и сложным путем.

Работа содержит 1 файл

универсальные связи.docx

— 59.08 Кб (Скачать)

У организма  имеются не части в собственном  смысле слова, а органы: само слово  «организм» указывает на это. Высшей формой выражения органической целостности  является общество и различные социальные образования — семья, государство, наука, искусство и т.д.

Чтобы вести  научный анализ в нужном направлении, необходимо, чтобы изучаемый объект постоянно «витал» в нашем  сознании как нечто целое. Этот метод  характерен и для художественного  творчества. Метод художника также  представляет собой восхождение  от целого к частям. Так, первоначально  идея «Гамлета» возникла у Шекспира как нечто целостное, а на основе представления о целом он создал различные характеры действующих  лиц. Исследуя какое-либо целое, мы путем  анализа выделяем в нем соответствующие  части и выясняем характер связи  между ними. Та или иная система  может быть понятна как целое  лишь в результате уяснения природы  ее частей. Например, природу атомов нельзя было определить до тех пор, пока не были получены данные об их сложном  строении и пока теоретически они  не были представлены как системы. Недостаточно изучить части без их связи  с целым: знающий только части еще не знает целого. Обилие частностей может заслонить целое (это характерная ошибка «ползучего эмпиризма»). Любой единичный предмет может быть правильно понят тогда, когда он анализируется не в отрыве от целого, а в связи с ним.

Каждый орган  выполняет соответствующую функцию, и его строение организовано в  согласии с этой функцией. По способу  своего действия он определен не только своим внутренним строением, но и  природой того организма, органом которого он является. Мы заведомо обрекли бы себя на бесполезную трату сил, если бы попытались понять природу человека вне его связи с обществом.

С точки зрения механицизма части целого всегда обладают меньшим числом свойств, чем  целое, и, в конечном счете, качественное многообразие вещей рассматривается  лишь как различные комбинации частиц материи. Такой взгляд позволяет  мириться со всевозможными упрощающими  построениями.

Отвергая так  называемый суммативный подход, механически сводящий целое к сумме частей, мы не должны и фетишизировать целостность.

Итак, целое —  это не сумма частей, а нечто  большее, и это большее создается  за счет определенного способа связи  элементов данной структуры. Известно, что масса ядра меньше суммы масс всех входящих в ядро частиц протонов и нейтронов. Это объясняется  тем, что масса ядра не складывается механическим образом из масс слагаемых  частиц: она зависит также от энергии  связи этих частиц.

Никакая область  знания не может обойтись без категорий  части и целого. Эти категории  имеют огромное методологическое значение не только в науке, но и в искусстве. Художники, например, хорошо знают, что  в правильном соотношении части  и целого хранится сокровенная тайна  художественности произведения. Когда  слушаешь хорошую музыку, то чувствуешь, что в ней каждая нота определена общей темой. Проблема ансамбля в  архитектуре точно так же связана  с удивительным отношением целого и  его частей.

Содержание и  форма, симметрия и асимметрия: Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен.Содержание — это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. Структура — это как бы душа содержания. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные вещи. Например, записи разных слов — «ток» и «кот» — состоят из одних и тех же элементов — букв, и хотя эти объекты обладают общностью элементов, они отличаются друг от друга структурой. По способу связей элементов в данном предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и качественную определенность объекту. Структура — это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Она есть единство содержания и формы. Форма — это способ выражения и существования содержания. Форма может быть внутренней и внешней. Например, внутренней формой художественного произведения является, прежде всего, сюжет, способ связи художественных образов, идей, составляющих содержание произведения. Внешнюю форму составляют чувственно воспринимаемый облик произведения, его внешнее оформление, например в литературном произведении — художественный язык, стиль. Внутренней формой воды является  способ связей посредством электрических сил притяжения ее молекул Н2О в жидко-капельном состоянии, а принятие водой формы ведра, в которое ее помещают, — это ее внешняя форма. Внешняя; форма выражает связь данного объекта с другими.

Формы различаются  по степени своей общности. Форма  может; быть способом организации и  законом жизни « развития единичного предмета, некоторого класса предметов  и бесконечного множества предметов».

Форма и содержание едины: нет, и не может быть бесформенного  содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что  определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной является содержание: форма организации  зависит от того, что организуется. Изменение обычно начинается с содержания. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет развитие содержания. В ходе развития неизбежен период, когда старая форма перестает  соответствовать изменившемуся  содержанию и начинает тормозить  его дальнейшее развитие. Наступает конфликт между формой и содержанием, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возникновения формы, соответствующей новому содержанию. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствует его развитию. Так, в развитии живых организмов изменения, как правило, начинаются с изменений деятельности органов тела под влиянием изменяющихся условий жизни. Строение же органов остается до поры до времени без существенных изменений. Противоречие между новым содержанием жизнедеятельности организма и старой формой разрешается тем, что происходит изменение строения. Заметьте: то, что птица умеет летать, видно и тогда, когда она ходит. Об этом свидетельствуют «обтекаемые» линии ее тела, приспособленного рассекать воздух, легкость и тонкость костной системы, наличие и форма крыльев. Внешность птицы являет собой как бы овеществленную идею полета. Таким образом, функция организует структуру. Функция зрения определила строение глаза, а труд — наши руки. Но, будучи организованной, форма производно определяет функцию. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Проникая в тайны жизни, биохимия показала, что огромное разнообразие белковых веществ зависит преимущественно от порядка последовательного расположения аминокислот в молекулах. Относительная самостоятельность формы выражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Изменение формы представляет собой перестройку порядка связей внутри предмета. Этот процесс развертывается во времени, осуществляется через противоречия, коллизии, поэтому он «запаздывает» по сравнению с изменением самого содержания. Отставание формы от содержания означает несоответствие одного другому. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и в том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.

Категории формы  и содержания, их гармоническое единство имеют колоссальное значение в процессе художественного творчества, где  без свободного владения формой невозможно создавать произведения значительного  содержания. Чем больше форма художественного  произведения соответствует его  идее, тем оно удачнее. И великие  творения искусства очаровывают  нас своей красотой потому, что  их форма и содержание находятся  в органическом единстве.

Понятия симметрии  и асимметрии возникли в рамках частных  наук: математике, кристаллографии  и др. В последнее время они  начали приобретать более общий  характер, становясь философскими категориями, имеющими существенное методологическое значение. Симметрия — это соразмерность частей в составе целого. Структурное многообразие мира обусловливает многообразие форм симметрии. В природе даже кристаллы по своей структуре далеки от идеальной симметрии: в них всегда наблюдаются элементы асимметрии. Уже давно было подмечено, что по мере повышения структурной организации материи в противоречивом единстве симметрии и асимметрии все более преобладает асимметрия. Исследование свойств симметрии живого вещества на молекулярном уровне показало, что наиболее существенные структурные элементы — белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и т.п. — организованы асимметрично. Асимметрияотсутствие или нарушение симметрии.

Ученые придерживаются разных взглядов на симметрию и асимметрию, но все едины во мнении, что эти  категории в истории познания природы служили существенным средством  теоретического предвидения, способом открытия ранее неизвестных явлений. Так, кристаллограф Е.С. Федоров и математик Г. Шенфлис на основе идей симметрии и принципов атомизма предсказали существование в природе 230 типов кристаллических решеток. Принцип единства корпускулярно-волновых свойств, лежащий у истоков квантовой механики, связан с идеей симметрии.

Категории симметрии  и асимметрии играют большую роль в современных теориях элементарных частиц.

Идея внешнего и внутреннего: Каждый объект состоит из внутренних и внешних сторон, свойств и отношений. Все, что мы видим, — это жизнь в ее внешних проявлениях. Внешнее—     это  обнаружение вовне внутреннего, это то, что характеризует предмет со стороны его связи с предметами другой системы отношений. Так, растение обладает рядом внешних свойств — цветом, запахом, размерами и т.д., но ни одно из этих свойств в отдельности, ни их совокупность еще не определяют растение. Процесс общественного развития, взятый со стороны своего внешнего проявления, выступает как переплетение и чередование множества исторических событий и фактов, как результат столкновения бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий.

Категория внешнего выражает и необходимые условия  суще-ствования и развития предмета. Например, среда, в которой живет орга-низм, — это внешнее по отношению к организму; природные условия — внешнее по отношению к обществу.

Внутреннее — это то, что характеризует содержание, сущность, причину, противоречия, законы движения и развития вещи Понятия внешнего и внутреннего соотносительные: одни предметы внешние по отношению к другим, а внутри этих предметов одни части внешние по отношению к другим частям. То же самое с внутренними.

Внешняя и внутренняя стороны вещей всегда находятся  в единстве, взаимно проникают  друг в друга. На скорлупу и на ядро бесцельно. Делить природу, все в  ней нераздельно... Внешние особенности  выражают так или иначе внутренние свойства вещей. В единстве внешнего и внутреннего определяющим является внутреннее:  в конечном счете, источник всякого развития — внутренние противоречия. Внешние факторы определяют жизнь организма, лишь преломляясь через специфику внутренних условий. Внешнее для организма действие микроба оказывает влияние на его внутреннее состояние. Как внешнее микроб может действовать лишь в том случае, если его действие становится элементом внутренней системы жизнедеятельности организма. При этом патогенез представляет собой, прежде всего внутренний механизм защиты организма, детерминированный всей его родовой и индивидуальной историей жизни.

Единство внутреннего и внешнего противоречиво. Например, между духовным содержанием личности, ее внутренним, душевным миром и «выражением» есть и определенная связь, единство, и порой разительное несоответствие.

«Как при рассмотрении природы, так и при рассмотрении духовного мира очень важно надлежащим образом понять характер отношения  внутреннего и внешнего и остерегаться ошибки, будто лишь первое есть существенное, что только оно, собственно говоря, имеет значение, а последнее, напротив, есть несущественное и безразличное».

В процессе познания мы идем от внешнего к внутреннему: вначале схватываем существенные внешние стороны вещей, потом во внешнем вскрываем внутреннее, т.е. сущность, закон, причину. Таким образом, внутреннее выступает как одна из ступеней научного познания мира; Понять внутреннее в предмете — значит вскрыть присущие ему противоречия. Познание внешнего означает раскрытие того, как обнаруживается внутреннее. Если внутреннее можно понять лишь через внешнее, то истинная природа внешнего может быть понята только при условии понимания внутреннего, глубинного, сущности, которая нам является во внешнем.

Понятие сущности и явления: Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, к  более глубокому, скрытому — к сущности. Сущность вещей — нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность — это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, «сидящее» в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием «существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира есть существенная связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей.

Явление — это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности.

Сущность как-то проявляется. В сущности, нет ничего, что не проявлялось бы. Но явление  богаче, красочнее сущности хотя бы потому, что оно индивидуализировано  и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное связано с несущественным, случайным. Явление может, соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. В одних явлениях сущность выступает полно и «прозрачно», а в других наоборот. Диалектический метод мышления позволяет отличать существенное от несущественного, являющегося, усматривая критерий для этого различия в практике. Вместе с тем он указывает на то, что их объективное различие не абсолютно, а относительно. Например, в свое время существенным свойством химического элемента считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома, но атомный вес не перестал быть существенным свойством. Оно существенно в первом приближении, являясь сущностью менее высокого порядка, и свое объяснение оно получает через свойство более высокого порядка — заряд ядра атома.

Видимость, или кажимость и действительность: В процессе чувственного восприятия мы нередко сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть видимость, или кажимость. Но видимость не порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на субъект реальных отношений в условиях наблюдения. Видимое зависит и от глаз, которые, смотрят. Тот, кто признавал вращение Солнца вокруг Земли, тем самым принимал видимое явление за действительное. Глядя на убегающие вдаль железнодорожные рельсы, можно подумать, что они скрещиваются. Как заметил кто-то из футуристов, мы видим, что у бегущей лошади не 4, а 24 ноги. Категория видимости, или кажимости, выражает, прежде всего, факт несоответствия сущности и ее внешнего обнаружения. Это несоответствие нередко принимает характер явной противоположности. Действительность - в метафизическом смысле бытие того сущего, к которому приложим предикат «действительный», т. Е. действительное бытие сущего.Действительностьто, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного, непосредственного бытия: действительность противопоставляется или соотносится с возможностью, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Например, желудь — это дуб в возможности. Действительность — это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Понятие действительного употребляется и в значении полноты проявления какого-либо качества. Так, о том, кто живет полной, богатой творческой жизнью, говорят: «Это настоящая, действительная жизнь, а не прозябание!» Из анализа категорий сущности, явления и видимости вытекает важный методологический вывод: чтобы правильно понять то или иное событие, разобраться в нем, необходима критическая проверка данных непосредственного наблюдения, четкое различие кажущегося ирреального, поверхностного и существенного. Быть и казаться—  это такие стороны объекта, которые требуют постоянного различения, необходимого и в науке, и в искусстве, и в быту, и в личных отношениях.

Информация о работе Универсальные связи