Универсальные связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Универсальные связи бытия
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Сам факт связи вещей, событий заметить нетрудно: жизнь ежечасно, ежеминутно дает тому массу примеров. Труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, «всего со всем». Человечество шло к этой идее долгим и сложным путем.

Работа содержит 1 файл

универсальные связи.docx

— 59.08 Кб (Скачать)

Универсальные связи бытия

Важное место  в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Сам факт связи  вещей, событий заметить нетрудно: жизнь  ежечасно, ежеминутно дает тому массу  примеров. Труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи  объектов, «всего со всем». Человечество шло к этой идее долгим и сложным  путем.

В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие все бытие. Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое искусство, была проблема «единого и многого». Она не утратила своего значения и по сей день. Различия стран, народов, людей и общечеловеческие ценности, интересы — вот одно из современных проявлений этой «вечной» проблемы. И в веках она приобретала все новые обличья: связь единичного, а общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т.д. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики.Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.

Категории диалектикиФилософское мышление открывает всеобщие черты, отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления — категориях. Философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике, образуют группу категорий диалектики. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы разумения, исследования.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений «причина — следствие», «случайность — необходимость», «возможность — действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В со-четании, взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия. В жестких формах мышления этого сде-лать нельзя. Хорошо разработанный аппарат диалектических понятий — показатель зрелости философской мысли, миропонимания.

Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, обогащается, приводится в систему. Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения. Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон.

По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями. Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих  в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке. Языки различных народов  — носители человеческой интеллектуальности. Их основу составляет  категориальный «каркас» — система категорий, отражающая схему универсальных связей бытия и выступающая как своего рода «грамматика» миропонимания. Такие понятийные схемы формируются и действуют в мышлении различных эпох. Философская же мысль делает их, как уже говорилось, предметом специального внимания. Философский анализ выявляет (эксплицирует) категориальные схемы из реальных структур мышления (текстов и т.д.), осмысливает взаимосвязи категорий, дает им более четкое выражение. В результате категориальный аппарат из стихийно работающего превращается в продуманный, осознанный. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.

В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи  явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли — познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И  чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с  этим о единстве онтологического (объективное  знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий.

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически  выделяло различные типы всеобщих связей. «Единичное — общее», «многое — единое», «сходство — различие», «качество — количество», «простое — сложное», «часть — целое», «конечное — бесконечное», «форма — содержание» и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих «устройство», «организованность» бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: «явление — сущность», «причина — следствие», «случайность — необходимость», «возможность — действительность» и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать «горизонтальным», второй — «вертикальным». Смысловое разъяснение тех и других начнем с представляющих их категориальных пар «единичное — общее» и «явление — сущность».

Основные категории философии: Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий.

  Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия  категории. Даже самая простая мысль, например: «Три желтых листа упали на землю», заключает в себе такие понятия, как «предмет» (листья, земля), «качество» (желтый), «количество» (три), «движение» (падать). Без понятий, категорий не возможны мышление, познание свойств, предметов, их связей с другими предметами, их развитие. Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие-либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Итак, о мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.

Каждая область  знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследственность», «изменчивость» и др. Но наряду с этими люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении. Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области: физик изучает физические причинные связи, биолог — биологические и т.д. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии.

Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Это, прежде всего  категории материи, движения, пространства, времени, конечного, бесконечного и  др. Но этим далеко не ограничивается система  категорий. История философии выработала и такие категории, как причина  и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность  и действительность и др. Эти и  другие категории формировались  в сознании по мере того, как человек  миллиарды раз сталкивался и  учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения  вещей, их .качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Выражая как  бы каркас мира, категориальная структура  мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий. Сравните, например, то, как понимали материю в древности и как  эта категория осмысливается  в системе современной картины  мира.

Являясь результатом  отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством  познания действительности с целью  ее дальнейшего более широкого и  более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую  методологическую роль в науке. Без  них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Каждая из категорий  отражает какой-либо общий закон, принцип  бытия сущего, а все вместе они  охватывают мир как целое, отношение  человека к миру. Единая система  категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий  основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и  движения познания от простого к сложному. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим. В такой же последовательности совершается и познание.

Исходной  философской категорией является категория  бытия. По существу, все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств, отношения, развитие су-щего: движение — способ существования сущего, пространство и время — формы его существования. Качество, количество, причина и следствие, и другие категории- все это также характеристика бытия.

Категории взаимосвязаны  между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения  качества, следствие превращается в  причину и т д. Эта текучая  взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений  действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а «старые категории наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

Всеобщая связь и взаимодействие: В мире нет ничего стоящего особняком. Любой предмет — звено в бесконечной цепи, соединенное как бы «крючочками» с окружающими звеньями. И эта вселенская цепь нигде не разорвана: она объединяет все предметы и процессы мира в единое целое, она носит всеобщий характер. В бесконечной паутине связей — жизнь мира, его история. В неорганической природе существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействие либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. Живая природа характеризуется более сложными связями — биологическими, которые выражаются в различных внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. Например, вся жизнь на Земле связана с Солнцем. А как многообразны связи клеток, органов внутри организма. В общественной жизни связи усложняются: образуются производственные, классе-вые, семейные, родственные, национальные, государственные, меж-дународные связи и др. Связи существуют не только между предметами в рамках данной формы движения материи, но и между всеми ее формами, образуя как бы единый, бесконечно гигантский клубок. В нашем сознании не может возникнуть мысли, которая не выражала бы реальных связей и в свою очередь не была бы связью представлений, понятий.

Связь — это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные.

Связи бывают самыми причудливыми и замысловатыми. Так, существует связь между количеством  кошек в данной местности и  урожаями клевера. Клевер опыляется  шмелями. Полевые мыши разрушают  гнезда шмелей. Кошки, истребляя мышей, защищают тем самым клевер. Связь  — это не предмет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне  того, что связано. Любая связь  имеет свое основание, благодаря  которому возможна та или иная связь. Например, гравитационные свойства материальных систем обусловливают силовую связь  космических объектов; заряд ядра атома — связь в периодической  системе элементов; материальное производство и общность интересов служат основанием связи людей в обществе. Для  реализации той или иной связи  необходимы определенные условия. Они  различны для различных систем. Так, гравитационная связь возможна лишь при условии определенного расстояния между объектами.

Явления мира находятся  не только во взаимной зависимости, они  взаимодействуют: один предмет воздействует определенным способом на другой и  испытывает его воздействие на себе. При рассмотрении взаимодействующих  объектов необходимо иметь в виду, что одна из сторон взаимодействия может быть ведущей, определяющей, а  другая — производной, определяемой.

Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия пагубно сказывается в практических делах. Во Вселенной в целом значительное место занимают циклические процессы, например взаимопревращение элементарных частиц. Если в одних конкретных системах Вселенной преобладает поступательное развитие, то в других возможна деградация. Согласно современным представлениям, известная науке ветвь поступательного развития состоит из до звездной, звездной, планетной, биологической, социальной и гипотетической метасоциальной ступеней структурной организации сущего.

Принцип развития имеет огромное методологическое значение. Чтобы проникнуть в тайну вещи, нужно разведать тайну ее происхождения. Правильное понимание истории становления  явления помогает уяснить суть развитого  явления. Вместе с тем по мере углубления в настоящее состояние объекта  мы открываем все новые углы зрения на прошлое: низшие формы развития лучше  понимаются лишь в свете тех тенденций, которые полностью выявляются на уровне зрелого состояния изучаемого объекта.

Информация о работе Универсальные связи