Учение французских материалистов об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 07:00, реферат

Описание работы

Французский материализм является высшей формой материалистической мысли XVIII в. Подготовка французской буржуазной революции, общественное движение и борьба в этом периоде, все это придало материализму во Франции действие на политику и участие в разработке важных вопросов того времени.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возникновение материализма во Франции 5
Философская мысль во Франции XVIII века…………………………………………………5
Взгляды французских материалистов………………………………………………………….8
Глава 2.Учение об обществе французских материалистов 10
1) Учение об обществе в работах французского материалиста Клода Адриана Гельвеция (1715-1771) 14
2) Философские идеи французского материализма Поля Анри Гольбаха и Денни Дидро 19
3) Учение об обществе в воззрениях Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо 24
Заключение 30
Список использованной литературы: 32

Работа содержит 1 файл

философия реферат-1.docx

— 68.21 Кб (Скачать)

Особого рассмотрения заслуживает  вопрос о понимании Вольтером  детерминизма, который нельзя отождествлять  с детерминизмом механического  материализма. Вольтер ограничил  свободу человеческой воли принципом  мирового порядка, который заключался в том, что человек, который отвергает всеобщую закономерность, не детерминистские понимает свободу воли, слишком отклонился от порядка целесообразно обустроенного мира. В стихотворении «О гибели Лиссабона» он решительно выступает против теологии, но, однако, весьма близко ее касается и подходит к ней. «Принцип          детерминизма   распространяется       Вольтером          (с   конца      30-х    гг.)    и  на    область      психики. С    этой    точки      зрения       подвергается   критике   идеалистическое   учение   о   «свободе воли»: «Все     имеет     свою      причину, и твоя воля, следовательно, тоже причинно обусловлена»»29

Все произведения Вольтера в области  философии, публицистики, художественной литературы (история культуры) –  является предвестиями социальных конфликтов, вылившихся в Великую французскую  буржуазную революцию через некоторое  время после его смерти. Вольтер  был представителем буржуазии и  был ограничен прогрессивностью этого общественного класса, что  обусловило сущность его философии.

Жан Жак Руссо (1712-1778), в  отличие от Вольтера, который являлся  представителем высших слоев, буржуазии, был из самого низшего слоя. Его  творчество обогащено и выглядит весьма пестрым, если судить о нм по названиям отдельных работ. «Бесспорно, наиболее радикальные          группировки,  которые находились  у кормила правления  в период   высочайшего   подъема французской революции,  были      по    своей идеологии          руссоистскими,  а   мировоззрение   Руссо,    включая его   версию        «деизма       чувства»,  довольно  сильно   отличается   от    вольтеровского «деизма  разума»,       даже      противостоит  последнему     в  ряде     важных        пунктов.       Но     из   всех     разновидностей   французского деизма   XVIIIв»30  Руссо занимался целым рядом проблем: критика науки и цивилизации («О влиянии наук на нравы»), экономическая проблематика («Рассуждения о политической экономии»), социально-политические вопросы («Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми»), критика основ государства и права («Об общественном договоре»), так же занимался театральным творчеством. Он написал обширный педагогических трактат «Эмиль, или О воспитании», роман «Новая Элоиза», являвшийся проектом естественной и лучшей морали. Его творчество имеет один централизованный мотив, несмотря на видимую тематическую разбросанность. Проблема социального неравенства и пути его преодоления занимают центральное место в его идеях. Уже в первом его труде «О влияниях наук на нравы» неравенство между людьми занимает особое место. В этой работе он критиковал современное общество как общество неравное и отстаивал мнение о том, что развивающаяся наука не помогает совершенствованию нравов никоим образом. «О свободе Руссо говорит много и в разных местах «Общественного Договора»: он подчеркивает, что в   естественном   состоянии   (status   naturalis) люди были равны друг другу, хотя и не в физическом смысле (в последнем случае они как раз не равны). Общественное состояние (status civilis) заменяет естественное равенство (и физическое неравенство) гражданским равенством всех перед законом»31

Первая часть этой работы посвящена основам общественной жизни и составлениям ими телесных потребностей, а духовные потребности их украшают. Он материалистически по сути подходит к общественной проблеме. Руссо как бы создатель определенной основы для понимания всех надстроечных явлений, так как видел он основу жизни в сфере телесных потребностей. «для   Руссо   это   чувства — чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему. Для энциклопедистов стимулом к общественной жизни становится разумный эгоизм; для Руссо — альтруизм, вытекающий из перечисленных чувств. Они запечатлены в сердцах, они порождают совесть, являющуюся не голосом тела, но голосом души»32

 Хотя Руссо и отстаивал тезис о том, что наука и культура не принесли человечеству ничего хорошего, корни общественных проблем и бесправия он видел совсем в другой сфере — в области общественного развития. «Главный источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве, которое он понимал прежде всего как неравенство имущественное.»33

Основной чертой естественного  состояния была нравственная неиспорченность. Там, где нет собственности, не может  быть и несправедливости. Эта «идиллия»  первобытного общества, однако, закончилась, когда появилась собственность. «Секрет популярности Руссо заключался в том, что созданный им идеал человека оказался наиболее демократичным и, следовательнонаиболее понятным большинству членов тогдашнего французского общества»34

Руссо считает объединенный народ. Только такой суверен выгоден  всем, он является гарантом правильного  и полезного развития всех членов общества. Верховная власть объединенного  народа не нуждается, согласно Руссо, ни в каких гарантиях. ««Следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными, ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим членам». Объявляя народ сувереном, носителем высшей законодательной власти, Руссо противопоставляет свое убеждение богословской трактовке, данной в том числе в словах апостола Павла из «Послания к римлянам»: всякая власть — от Бога»35

Французское Просвещение, подчеркивая  момент активности человека, обращало внимание на анализ социальной практики того времени и тем самым в  немалой степени способствовало познанию действительных закономерностей  развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Во Франции с середины XVIII в. Появилось множество мыслителей, одновременно просветителей, многие из них явились представителями материализма. Развитие французского материализма стало новой ступенью в истории материалистической философии, которая имела значительное отличие от материалистических учений предыдущих веков. Гольба, Ламетра, Дидро, Руссо, Вольтер – французские материалисты 18 века привнесли свои замечательные идеи в общество того времени. Они обращаются к дворянству и буржуазии, к правителям современных государств. Они излагают свои идеи в форме изданий, которые были бы доступны всем и каждому, такие как специальные статьи, энциклопедии, памфлеты, полемические статьи и т.д. таким образом они преподносят обществу свои взгляды силой нравственного убеждения. Начатые в Англии, Франции и Нидерландах материалистические традиции, французских материализм 18 века развивает дальше, привнося в него новые мысли, эти мысли кажутся еще оригинальнее этическими, общественными, политическими.

Основные мысли философии  французского материализма посвящены  учениям о человеке и обществе, и природе. Во взглядах на общество они все еще идеализируют его, но критикуют идеалистически-теологический подход к пониманию истории человечества. Они доказывают, что прогресс просвещения и человеческий разум движут историю человечества. Говоря о человеческой природе, воспитании человека, об организации общества и государства они выделяют детерминизм, что означает причинную обусловленность человеческих действий и поступков.

Человек, по их мнению, может  освободиться от ответственности за совершенное им действие для общества, хоть и является просто совокупностью  физических условий и внешних  сил. Совершаемые человеком поступки должны нести заслуженное наказание, т.к. преступления вредны для общества, и даже то, что они совершены в силу закона, не теряют своего вреда. Так же наказание помогает предотвратить совершения преступления в будущем.

На опыте основываются учения о нравственности. Человеку свойственно стремление к удовольствию и отвращение к сострадании, так же как и все существа. Человек сравнивает полученные им удовольствия и выбирает наибольшие из них, ставит цели по их достижению и ищет средства для этого. То, что движет человеческими поступками – это эгоизм и личный интерес. Когда кажется, что люди стремятся к истине и добру, в основе этого стремления лежит личный интерес. Приносимая им польза, является критерием ума. С помощью воспитания и надлежащих культуры и обучения можно достичь успеха в любой сфере деятельности.

Французские материалисты с  помощью новой философии, разработанной  ими, заставили социальное общество переосмыслить мировоззренческие  проблемы и принципы их жизни. Свободомыслие, с которым они излагали свои идеи, произвело революцию во взглядах людей. Английские теоретики являлись сторонниками абсолютизма и аристократии, что во мнениях французских материалистов подверглось колоссальному изменению. Преобразование материализма во Франции стало таковым, что послужило основой решительной борьбы с  феодализмом. 

Список  использованной литературы:

 

  1. Богута И.И. «История философии», изд-во «Мысль». М., 1995 г.-577 с.
  2. Гельвеций К. А. Об уме. М.: Мысль, 1974. - 687с.
  3. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. - 322с.
  4. Гольбах П.А. Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным. – Изд-во Акад. наук СССР,-М. – 1956. – 427с.
  5. Гольбах П.А. Система природы. – М.:1770. – 365с.
  6. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи  Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.
  7. Кузнецов «Западноевропейская философия XVIII века». М., 1988 г.-368 с.

1 Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

2 Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

3  Богута И.И. «История философии», изд-во «Мысль». М., 1995 г.-577 с.

4 Богута И.И. «История философии», изд-во «Мысль». М., 1995 г.-553 с.

5 Богута И.И. «История философии», изд-во «Мысль». М., 1995 г.-553 с.

6 Кузнецов «Западноевропейская философия XVIII века». М., 1988 г.-368 с.

7 Гельвеций К. А. Об уме. М.: Мысль, 1974. - 687с.

8 Гельвеций К. А. Об уме. М.: Мысль, 1974, 687с.

9 Гельвеций К. А. Об уме. М.: Мысль, 1974, 687с.

10 Гельвеций К. А. Об уме. М.: Мысль, 1974, 687с.

11 Гельвеций К. А. Об уме. М.: Мысль, 1974, 687с.

12 Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. 322с.

13 Гельвеций К. А. Об уме. М.: Мысль, 1974, 687с.

14 Гельвеций К. А. Об уме. М.: Мысль, 1974, 687с.

15 Гольбах П.А. Система природы. – М.:1770. – 365с.

16 Гольбах П.А. Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным. – Изд-во Акад. наук СССР,-М. – 1956. – 427с.

17 Гольбах П.А. Система природы. – М.:1770. – 365с.

18 Гольбах П.А. Система природы. – М.:1770. – 365с.

19 Гольбах П.А. Система природы. – М.:1770. – 365с.

20 Гольбах П.А. Система природы. – М.:1770. – 365с.

21 Гольбах П.А. Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным. – Изд-во Акад. наук СССР,-М. – 1956. – 427с.

22 Гольбах П.А. Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным. – Изд-во Акад. наук СССР,-М. – 1956. – 427с.

23 Гольбах П.А. Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным. – Изд-во Акад. наук СССР,-М. – 1956. – 427с.

24 Гольбах П. А. Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным. – Изд-во Акад. наук СССР, - М. – 1956. – 427с.

25 Кузнецов «Западноевропейская философия XVIII века». М., 1988 г.-270 с.

26 Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

27 Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

28Длугач Т.Б. Три портрета эпохи  Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

29 Кузнецов «Западноевропейская философия XVIII века». М., 1988 г.-368 с.

30 Кузнецов «Западноевропейская философия XVIII века». М., 1988 г.-368 с.

31 Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

32 Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

33 Момджян «Философия Французского Просвещения XVIII века». М. 1995 г.-143с.

34 Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

35 Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. – 2006. – 256с.

 


Информация о работе Учение французских материалистов об обществе