Автор: r***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:12, доклад
Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.
Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм Эмпиризм [от греч. empeiria - опыт] - философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания, недооценивающее роль рационального познания (понятий, теорий). с теологией Теология - совокупность религиозных учений о Боге и догмах религии; богословие., натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.
Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко дифференцирована.
Классификация системы наук и роль философии.
«Наиболее правильным
разделением человеческого
Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое включаются медицина, косметика, атлетика, «искусство наслаждения», т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и «гражданская наука» (которая делится в свою очередь на три учения - о взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве). Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был, правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук, на что не преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду с физикой или медициной фигурировали теология и магия. Но тот же Гегель с признательностью отмечал: «Этот набросок, несомненно, должен был вызвать сенсацию у современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную картину целого, о которой раньше не помышляли».
По стилю своего философствования Ф. Бэкон - великий систематизатор и классификатор, что надо понимать не в чисто формальном смысле. Вся его работа философа и писателя строится так, что любая глава книги служит как бы частью заранее составленной и строго выполняемой классификаторской схемы.
Понятие опыта в философии Ф. Бэкона
"Опыт" - главная
категория в философии Бэкона,
ибо с него начинается и
к нему приходит познание, именно
в опыте проверяется
Индуктивный метод
С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, считает Бэкон, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т. е. двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.
Индукция по мнению Френсиса Бэкона может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет”. Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые - задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал - ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт - полезные знания, способные изменить мир для блага человека.
Учение о методе
Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и ее закона - с другой. «Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который есть как бы божественный огонь»11 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 109.
Бэкон выступает
против тех людей, чей разум
«пленен и опутан привычкой,
кажущейся целостностью вещей
и обычными мнениями», кто не
видит настоятельной
Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение не есть самоцель, но средство для выделения наиболее простого, наиболее легкого Бэкон характеризует данное требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна быть разложена на «простые природы», а затем выведена из них. Во-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, «конкретные тела, как они открываются в природе в ее обычном течении».
Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует «открывать форму данной природы, или истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)11 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 80». Речь идет, собственно, об открытии закона и его разделов (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие «формы»), причем такого закона, который мог бы служить «основанием как знанию, так и деятельности». Но если простое есть одновременно закон, сущность, «форма» (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного, интеллектуального «рассечения».
Высоко оценивая
необходимость реального
Четвертое требование
метода отвечает на эти вопросы. «Прежде
всего, - пишет Бэкон, - мы должны подготовить
достаточную и хорошую
Семнадцатый век
открывает страницу в истории
развития философской мысли, которая
получила название «философия Нового
времени». Такое название дано не случайно.
В Европе началась полоса смены феодального
общественного строя
Бэкон о путях построения научного метода.
Основоположником
эмпиризма считается
Подобно тому, как
искусства в эпоху Возрождения
достигли расцвета, необходимо восстановить
науки во всём их величии, какое за
ними признавалось в античности. В
этом состоял замысел
Бэкона в целом
можно считать материалистом,
хотя он признавал наличие
Бога и говорил: «
Бэкон предложил классификацию наук, основывающуюся на способностях, свойственных человеку. На основе памяти у людей возникает история, на способности воображения базируется поэтическое искусство, основой же философии является рассудок. Философию Бэкон подразделяет на 1. учение о природе (физика и математика), 2. учение о человеке и 3. учение о Боге. Причём Бэкон считал, что Бога необходимо познавать через его проявления в природе. Бэкон делил все научные построения (опыты, теории) на плодоносные и светоносные. Плодоносные приносят пользу человечеству, расширяя его силы и возможности, а светоносные содействуют познанию мира (проливают свет знания), не принося непосредственной пользы.
Прежде чем заняться формированием совершенного научного метода, надо устранить помехи на пути истинного знания, вводящие в заблуждение. Их Бэкон называет идолами. Всего он выделяет 4 разновидности идолов: 1. Идолы рода – они происходят от несовершенства наших органов чувств и ограниченности нашего ума. Сколь бы ни были полезны органы чувств в качестве источника информации о внешнем мире, они не могут дать вполне истинную картину действительности. Люди имеют склонность примешивать к эмпирическим данным наклонности собственного духа. Отрицательное воздействие идолов рода можно ликвидировать посредством применения измерения и предназначенных для этого приборов. 2. Идолы пещеры – это индивидуальные вариации идолов рода, получившиеся в результате условий воспитания, личных склонностей, восприятия чужих мнений и т. д. Каждый из нас как бы находится в некоей пещере, состоящей из собственного видения мира, предпочтений, то есть всего субъективного. Чтобы минимизировать влияние идолов пещеры, необходимо исключить всё субъективное, оставив только объективное (не зависящее от сознания) содержание знаний. 3. Идолы рыночной площади – они проистекают из особенностей социальной жизни человека. Их характеризует подверженность воздействию распространённых взглядов, предрассудков, заблуждений (подобно тому, как на рынке различные слухи и сплетни распространяются с чрезвычайной быстротой). Очень часто такие идолы возникают вследствие словесной путаницы, неправильного употребления понятий (в этом Бэкон обвиняет и представителей схоластики и гуманистов). Чтобы уничтожить идолы рыночной площади следует, считает Бэкон, произвести ревизию языка, разобраться в значениях слов, ликвидировать их многозначность и т.д., то есть создать чёткий, правильно построенный язык науки. 4. Идолы театра – они возникают в результате некритического усвоения философских, научных и религиозных учений, преклонения перед ложными авторитетами. Как писал Бэкон, «сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». Бэкон утверждал, что «Истина есть дочь времени, а не авторитета». Поэтому ко всем авторитетам, даже к таким выдающимся умам, как Аристотель, необходимо относиться критически, отбрасывая всё, что не получило подтверждения в науке. Идолы рынка и театра носят не врождённый, а приобретённый характер и поэтому могут быть исправлены быстрее.