Учение Бэкона

Автор: r***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:12, доклад

Описание работы

Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.
Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм Эмпиризм [от греч. empeiria - опыт] - философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания, недооценивающее роль рационального познания (понятий, теорий). с теологией Теология - совокупность религиозных учений о Боге и догмах религии; богословие., натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.

Работа содержит 1 файл

БЭКОН.docx

— 38.76 Кб (Скачать)

Однако свой главный  вклад философа в теорию и практику науки Бэкон видел в том, чтобы  подвести под науку обновленное  философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные  в единую систему, каждая часть которой  в свою очередь должна быть тонко  дифференцирована.

Классификация системы наук и роль философии.

«Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей  в себе знание» Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978. Т. 1, с. 142-143. История соответствует  памяти, поэзия - воображению, философия - рассудку. Историю, сообразованную с  памятью - Бэкон делит на естественную и гражданскую, а каждую из них  классифицирует еще более конкретно. (Так, гражданская история разделена  на церковную, на историю наук и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая (связанная) с воображением - разделена  на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет ее от «теологии боговдохновения»; подразделения последней он предоставляет теологам. Что же касается философии, то она, прежде всего, разделяется на два больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции Трансцендентный - запредельный по отношению к какой либо определённой сфере, к миру в целом.). В первый блок, или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями). «Великим приложением к теоретической и практической естественной философии» становится математика (в свою очередь дифференцированная).

Бэкон широко и масштабно  мыслит и философию в целом, и  философию человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое включаются медицина, косметика, атлетика, «искусство наслаждения», т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и «гражданская наука» (которая делится в свою очередь на три учения - о взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве). Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был, правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук, на что не преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду с физикой или медициной фигурировали теология и магия. Но тот же Гегель с признательностью отмечал: «Этот набросок, несомненно, должен был вызвать сенсацию у современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную картину целого, о которой раньше не помышляли».

По стилю своего философствования Ф. Бэкон - великий  систематизатор и классификатор, что  надо понимать не в чисто формальном смысле. Вся его работа философа и писателя строится так, что любая  глава книги служит как бы частью заранее составленной и строго выполняемой  классификаторской схемы.

Понятие опыта в философии Ф. Бэкона

"Опыт" - главная  категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и  к нему приходит познание, именно  в опыте проверяется достоверность  знания, именно он дает пищу  разуму. Без чувственного освоения  действительности разум мертв,  ибо предмет мысли всегда черпается  из опыта. “Самое лучшее из  всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. По его мнению, опыты в науке бывают плодоносными  и светоносными, первые приносят  новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним  должен стремиться ученый, хотя  это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать  главные методы познания. Это  не что иное, как индукция (от  частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дедуктивный  метод был хорошо отработан  в Логике Аристотеля и более  поздних работах. Заслуга Бэкона  в философском обосновании индукции.

Индуктивный метод

С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных  положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, считает Бэкон, не является результативным, он мало подходит для  познания природы. Всякое познание и  всякое изобретение должны опираться  на опыт, т. е. двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.

Индукция по мнению Френсиса Бэкона может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет”. Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые - задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал - ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт - полезные знания, способные изменить мир для блага человека.

Учение  о методе

Философия XVII столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы, обособлении, отдельном  изучении конкретных тел и процессов, а также в раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и ее закона - с другой. «Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который есть как бы божественный огонь»11 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 109.

 Бэкон выступает  против тех людей, чей разум  «пленен и опутан привычкой,  кажущейся целостностью вещей  и обычными мнениями», кто не  видит настоятельной необходимости,  в том числе во имя созерцания  целого, единого, расчленить целостную  картину природы, целостный образ вещи.

Второе требование метода, конкретизирующее специфику  самого расчленения, гласит: расчленение  не есть самоцель, но средство для выделения  наиболее простого, наиболее легкого  Бэкон характеризует данное требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна быть разложена  на «простые природы», а затем выведена из них. Во-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, «конкретные  тела, как они открываются в природе в ее обычном течении».

Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует  «открывать форму данной природы, или  истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас  слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)11 Бэкон  Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие), 1978.-575 с. 80». Речь идет, собственно, об открытии закона и его разделов (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие  «формы»), причем такого закона, который  мог бы служить «основанием как знанию, так и деятельности». Но если простое есть одновременно закон, сущность, «форма» (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного, интеллектуального «рассечения».

Высоко оценивая необходимость реального эмпирического  исследования, владеющего различными способами разложения и обнаруживающего  неоднородность целого, признавая, что  «необходимо разделение и разложение тел». Но как же предотвратить опасность, исходящую от лавины эмпирических опытов? Как перекинуть мостик от эмпирического к философскому, теоретическому содержанию?

Четвертое требование метода отвечает на эти вопросы. «Прежде  всего, - пишет Бэкон, - мы должны подготовить  достаточную и хорошую Естественную и Опытную Историю, которая есть основа дела»22 Бэкон Ф. Сочинения  в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское  наследие), 1978.-575 с. 88. Иными словами, мы должны тщательно суммировать, перечислить  все то, что говорит природа  разуму, «предоставленному себе, движимому  самим собой». Но уже в ходе перечисления, предоставления разуму примеров необходимо следовать некоторым методологическим правилам и принципам, которые заставят эмпирическое исследование постепенно превратиться в выведение форм, в  истинное истолкование природы.

Семнадцатый век  открывает страницу в истории  развития философской мысли, которая  получила название «философия Нового времени». Такое название дано не случайно. В Европе началась полоса смены феодального  общественного строя буржуазным. В 1609 г. совершилась первая буржуазная революция в Европе.

Бэкон о путях построения научного метода.

 Основоположником  эмпиризма считается английский  философ Френсис Бэкон (1561 –  1626). Бэкон сделал блестящую политическую  карьеру, вершиной которой стал  пост лорд-канцлера. Однако, попав  в водоворот предреволюционной  борьбы короля и парламента, Бэкон  был обвинён во взяточничестве, отстранён от должности и отдан  под суд. Бэкон был помилован  королём, но к политической  деятельности более не возвращался,  сосредоточившись на занятиях  философией и науками. Самые  значительные из написанных им  произведений следующие: «Великое  восстановление наук», «Новый  Органон», «Новая Атлантида», «Опыты  политические и моральные». Обратим  внимание на то, что Бэкон как  бы пытается обновить, заново  переосмыслить философское наследие  прошлого – труды Платона (легенду  об Атлантиде) и Аристотеля («Органон), приспособив их к требованиям науки Нового времени.

Подобно тому, как  искусства в эпоху Возрождения  достигли расцвета, необходимо восстановить науки во всём их величии, какое за ними признавалось в античности. В  этом состоял замысел осуществляемого  Бэконом «Великого восстановления наук». Однако Бэкон не призывал слепо  следовать за античными образцами, он полагал, что необходимо формировать  новый научный метод, нацеленный на целенаправленное получение новых  знаний о мире. Поэтому проблема научного метода в философии Ф. Бэкона стала самой важной.

 Бэкона в целом  можно считать материалистом,  хотя он признавал наличие  Бога и говорил: «Поверхностная  философия склоняет ум человека  к безбожию, глубины же философии  обращают умы людей к религии». Бэкон верил во всемогущество  науки, ему принадлежат знаменитые  афоризмы «Знание – сила»,  «Мы столько можем, сколько  знаем». Лишь тот, кто овладеет  знанием о природе и скрытых  в ней силах, будет могуществен.  Но чтобы познать природу и  подчинить её себе, человек должен  подчиниться объективно существующим  законам природы, и только затем  превратиться из слуги в господина.  Критерием истинности наших знаний  о природе выступает практика. Бэкон утверждал, что «истинное  и полезное суть одно и то  же». Таким образом, Бэкон производит  радикальную перемену мировоззренческих  ориентиров научной деятельности. Начиная с античности, считалось,  что главной целью научного  познания мира является приобщение  к совершенству и гармоничности  мироздания, благодаря чему возвышается  и совершенствуется душа человека. Практическое применение добытых  знаний считалось второстепенным, в чём-то унижающим величественный  облик науки. Наука античности  и средневековья старалась дистанцироваться  от практики. Бэкон же объявляет,  что наука должна быть нацелена  не на восхищение совершенством  мира, а на то, чтобы с помощью  практики, неразрывно связанной  с наукой, подчинить природу человеку, заставив её служить нуждам  людей. Именно такая мировоззренческая  установка господствует в науке до сих пор.

Бэкон предложил  классификацию наук, основывающуюся на способностях, свойственных человеку. На основе памяти у людей возникает  история, на способности воображения  базируется поэтическое искусство, основой же философии является рассудок. Философию Бэкон подразделяет на 1. учение о природе (физика и математика), 2. учение о человеке и 3. учение о  Боге. Причём Бэкон считал, что Бога необходимо познавать через его  проявления в природе. Бэкон делил  все научные построения (опыты, теории) на плодоносные и светоносные. Плодоносные приносят пользу человечеству, расширяя его силы и возможности, а светоносные содействуют познанию мира (проливают свет знания), не принося непосредственной пользы.

Прежде чем заняться формированием совершенного научного метода, надо устранить помехи на пути истинного знания, вводящие в заблуждение. Их Бэкон называет идолами. Всего  он выделяет 4 разновидности идолов: 1. Идолы рода – они происходят от несовершенства наших органов  чувств и ограниченности нашего ума. Сколь бы ни были полезны органы чувств в качестве источника информации о внешнем мире, они не могут дать вполне истинную картину действительности. Люди имеют склонность примешивать к эмпирическим данным наклонности собственного духа. Отрицательное воздействие идолов рода можно ликвидировать посредством применения измерения и предназначенных для этого приборов. 2. Идолы пещеры – это индивидуальные вариации идолов рода, получившиеся в результате условий воспитания, личных склонностей, восприятия чужих мнений и т. д. Каждый из нас как бы находится в некоей пещере, состоящей из собственного видения мира, предпочтений, то есть всего субъективного. Чтобы минимизировать влияние идолов пещеры, необходимо исключить всё субъективное, оставив только объективное (не зависящее от сознания) содержание знаний. 3. Идолы рыночной площади – они проистекают из особенностей социальной жизни человека. Их характеризует подверженность воздействию распространённых взглядов, предрассудков, заблуждений (подобно тому, как на рынке различные слухи и сплетни распространяются с чрезвычайной быстротой). Очень часто такие идолы возникают вследствие словесной путаницы, неправильного употребления понятий (в этом Бэкон обвиняет и представителей схоластики и гуманистов). Чтобы уничтожить идолы рыночной площади следует, считает Бэкон, произвести ревизию языка, разобраться в значениях слов, ликвидировать их многозначность и т.д., то есть создать чёткий, правильно построенный язык науки. 4. Идолы театра – они возникают в результате некритического усвоения философских, научных и религиозных учений, преклонения перед ложными авторитетами. Как писал Бэкон, «сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». Бэкон утверждал, что «Истина есть дочь времени, а не авторитета». Поэтому ко всем авторитетам, даже к таким выдающимся умам, как Аристотель, необходимо относиться критически, отбрасывая всё, что не получило подтверждения в науке. Идолы рынка и театра носят не врождённый, а приобретённый характер и поэтому могут быть исправлены быстрее.

Информация о работе Учение Бэкона