Учение Бэкона

Автор: r***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:12, доклад

Описание работы

Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.
Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм Эмпиризм [от греч. empeiria - опыт] - философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания, недооценивающее роль рационального познания (понятий, теорий). с теологией Теология - совокупность религиозных учений о Боге и догмах религии; богословие., натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.

Работа содержит 1 файл

БЭКОН.docx

— 38.76 Кб (Скачать)

БЭКОН

УЧЕНИЕ  О ПРИЗРАКАХ 

"Наше учение  об очищении разума для того, чтобы он был способен к  истине, заключается в трех изобличениях: изобличении философий, изобличении  доказательств и изобличении  прирожденного человеческого разума", - пишет Бэкон. Соответственно  этому Бэкон различает четыре  рода "призраков" - помех, препятствующих  подлинному, истинному познанию:

1) призраки рода, имеющие основание "в самой  природе человека, в племени или в самом роде людей";

2) призраки пещеры, заблуждения отдельного человека  или группы людей, обусловленные  "малым миром", "пещерой" индивида или группы;

3) призраки рынка,  проистекающие из взаимного общения людей, и, наконец,

4) призраки театра, "которые вселились в души  людей из разных догматов философии,  а также из превратных законов  доказательств".

Призраки рода, по Бэкону, неотъемлемо присущи человеческому  познанию, которому свойственно "примешивать  к природе вещей свою природу", из-за чего вещи предстают "в искривленном и обезображенном виде". Каковы же эти призраки? Человеческий разум  склонен, по Бэкону, приписывать вещам  больше порядка и единообразия, чем  он способен действительно отыскать в природе. Разум человека, далее, придерживается однажды принятых положений, стремится искусственно подогнать  новые факты и данные под эти  свои или общераспространенные убеждения. Человек обычно поддается тем  доводам и аргументам, которые  сильнее поражают его воображение. Бессилие ума проявляется и в  том, что люди, не задерживаясь должным  образом на изучении частных причин, устремляются к всеобщим объяснениям, не выяснив одного, хватаются за познание другого. "Жаден разум  человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше". Ум по природе своей  склонен рассекать природу на части и текучее мыслить как  постоянное. Разум человека теснейшим образом связан с миром чувств. И отсюда проистекает, по Бэкону, громадная "порча" познания.

Призраки пещеры возникают потому, что "свойства души" различных людей весьма разнообразны; одни любят частные  науки и занятия, другие больше способны к общим рассуждениям; "одни умы  склонны к почитанию древности, другие охвачены любовью к восприятию нового". Эти различия, проистекающие  и из индивидуальных склонностей, и  из воспитания и привычек, существенным образом влияют на познание, замутняя и искажая его. Так, сами по себе установки на новое или старое отклоняют человека от познания истины, ибо последнюю, как убежден Бэкон, "надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен".

Призраки рынка  порождаются неправильным употреблением  слов и имен: слова могут обратить свою силу против разума. Тогда, подчеркивает Бэкон, науки и философия становятся "софистическими и бездейственными", "громкие и торжественные" споры  вырождаются в словесные перепалки. При этом зло, проистекающее от неправильного  употребления слов, бывает двух родов. Во-первых, названия даются несуществующим вещам и по поводу этих фикций, вымыслов создаются целые теории, столь  же пустые и ложные. В данной связи  Бэкон упоминает о словах и  понятиях, порожденных суеверием  или возникших в русле схоластической философии. Вымыслы на время становятся реальностью, и в этом состоит  их парализующее влияние на познание. Однако отбросить этот род призраков  легче: "для их искоренения достаточно постоянного опровержения и устаревания  теорий" - Но есть, во-вторых, призраки более сложные. Это те, которые  проистекают "из плохих и невежественных абстракций". Здесь Бэкон имеет  в виду неопределенность того смысла, который связывается с целым  рядом слов и научных понятий, пущенных в широкий практический и научный обиход.

Отличие призраков  театра состоит в том, что они "не врождены и не проникают в разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из вымышленных теорий и превратных законов доказательств". Здесь Бэкон рассматривает и классифицирует те типы философского мышления, которые считает принципиально ошибочными и вредными, препятствующими формированию непредубежденного разума. Речь идет о трех формах ошибочного мышления:

софистике, эмпиризме  и суеверии. Бэкон перечисляет  отрицательные последствия для  науки и практики, вызванные догматической, фанатичной, "докторальной" приверженностью  к метафизическим рассуждениям или, наоборот, к сугубому эмпиризму. Корень неудовлетворительности созерцательно-метафизической философии -непонимание или сознательное пренебрежение тем обстоятельством, что "вся польза и пригодность практики заключается в открытии средних истин". Вред крайнего эмпиризма состоит в том, что из-за ежедневных опытов, порождающих невежественные суждения, "развращается воображение" людей. Теология и "философия" суеверий, понятно, признаются главным из всех философских зол. Вред теологии и суеверия очевиден: "человеческий разум не менее подвержен впечатлениям от вымысла, чем впечатлениям от обычных понятий". Итак, "философские призраки" рассматриваются здесь Бэконом не столько с точки зрения их содержательной ложности, сколько в свете отрицательного влияния на формирование познавательных способностей и устремлений человека.

Перечисление призраков  закончено. Бэкон выражает горячую  веру и убеждение, что "они должны быть опровергнуты и отброшены твердым  и торжественным решением и разум  должен быть совершенно освобожден и  очищен от них". Общий смысл учения о призраках определяется этой его  социальной воспитательной функцией. Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не дает гарантии движения к  истине. Такой гарантией может  быть только тщательно разработанное  учение о методе. "Но и перечисление призраков многому служит": его  цель - "подготовить разум людей  для восприятия того, что последует", очистить, пригладить и выровнять  площадь ума, "утвердить ум в  хорошем положении и благоприятном  аспекте". Речь идет о создании новых  общественных и одновременно индивидуальных установок, новых принципов подхода  к изучению и развитию науки, об обеспечении  тех социально-психологических условий, которые отнюдь не самодостаточны, но в качестве исходных и предварительных  необходимы и желательны. И в этом смысле значение теории призраков Бэкона выходит далеко за пределы породивших его конкретно-исторических задач. В нем заключено и общесоциальное содержание. Бэкон правильно перечисляет здесь опасности, которые угрожают науке во времена массового поклонения авторитетам, в периоды особой догматизации знаний и принципов. Прав Бэкон и в том, что личные, индивидуальные интересы, склонности, весь строй привычек и устремлений оказывают определенное и часто отрицательное влияние на деятельность данного индивида в науке, а в некоторой степени - на развитие знания вообще.

Знание - сила Ф. Бэкона.

Френсис Бэкон был  первым мыслителем, сделавшим опытное  знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для  философии Нового времени. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание -- сила». В этом кратком по содержанию афоризме можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение человек-природа, которое трансформируется в отношение субъект-объект, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. "Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» -- дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» -- в центр общественной жизни. При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы (более подробно это будет описано далее).

Стремясь соединить  «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал  принципы новой философско-методологической установки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской  концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон  является родоначальником «английского материализма и всей современной  экспериментирующей науки» и «у Бэкона, как первого своего творца, материализм  таит еще в себе в наивной форме  зародыши всестороннего развития. Материя  улыбается своим поэтически-чувственным  блеском всему человеку».

Бэкон как представитель материализма

Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.

Философия Бэкона соединила  в себе эмпиризм Эмпиризм [от греч. empeiria - опыт] - философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником познания, недооценивающее роль рационального познания (понятий, теорий). с теологией Теология - совокупность религиозных учений о Боге и догмах религии; богословие., натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.

Рассуждениям о  Боге Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, которая  базируется на опытном сознании. Как  материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком, Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт)

В противоположность  рационализму (Декарт) в эмпиризме  рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

Великое восстановление наук

Основная цель сочинений  Фрэнсиса Бэкона, как и призвание всей его философии, состояла в том, чтобы «восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное». С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость «заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании».

Бэкон считал, что  науки со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого, опытного исследования природы. Иное положение  Бэкон наблюдал в механических искусствах: «они, как бы восприняв какое-то живительное  дуновение, с каждым днем возрастают и совершенствуются...». Но и люди, «пустившиеся в плавание по волнам опыта», мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон  призывает своих современников  и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это  ради жизненной пользы и практики, именно для «пользы и достоинства человеческого».

Бэкон выступает  против ходячих предрассудков относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука  из подозрительного и праздного  в глазах многих людей времяпрепровождения  постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В  этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

«Деятельность же и  усилия, способствующие развитию науки, - пишет Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге «Великого восстановления наук», - касаются трех объектов: научных  учреждений, книг и самих ученых»- Во всех этих областях Бэкону принадлежат  огромные заслуги. Он составил подробный  и хорошо продуманный план изменения  системы образования (включая мероприятия  по ее финансированию, утверждению  уставов и положений). Одним из первых в Европе политиков и философов  он писал: «вообще же следует твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн природы, если не будут предоставлены  средства на эксперименты...». Нужны  пересмотр программ преподавания и  университетских традиций, кооперация европейских университетов.

Информация о работе Учение Бэкона