Учение Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 08:20, реферат

Описание работы

Античная философия – первая исторически известная в Европе форма философии. В ее многообразных проявлениях уже имеются в зародыше, в становлении почти все позднейшие типы мировоззрений.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Аристотель как завершитель и систематизатор достижений философской культуры античного периода................................................................................5
1.1. Сочинения Аристотеля.....................................................................................5
1.2. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля.......................................6
2. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием.............................................................................................9
2.1. Форма и материя………………......................................................................9
2.2. Учение о четырех причинах...........................................................................11
3. Физика и космология Аристотеля...................................................................13
3.1. Учение о движении.........................................................................................13
3.2. Телеология………………...............................................................................15
Заключение...........................................................................................................18
Список литературы.............................................................................................19

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 42.09 Кб (Скачать)

Физическим  теориям атомистов и элеатов  Аристотель противопоставляет свою, физические основы которой опираются  на его философское учение о возможности  и действительности. Так как, по Аристотелю, «материя» – возможность «формы», то истинно и то, что «материя» есть «форма». В самой природе «материи» коренится возможность принять форму, стать формой, измениться в форму. Изменение – не результат внешнего положения тел (или их частиц) в пространстве. Для взаимодействия предметов друг с другом достаточно того, чтобы, входя в один и тот же общий для них род, предметы эти отличались друг от друга лишь видовыми признаками.

3.2.Телеология

Над всей физикой и космологией Аристотеля господствует мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса. Космология Аристотеля ярко телеологическая, и в этом она противоположна космологии атомистов и Анаксагора. Телеологическое  воззрение получилось у Аристотеля в результате перенесения, по аналогии, на весь мир в целом наблюдений, сделанных по поводу частных классов  явлений и предметов природы. Основными фактами, на которые при  этом опирался Аристотель, были факты  из жизни животных: процессы рождения организмов из семени, целесообразное действие инстинктов, целесообразная структура организмов, а также  целесообразные функции человеческой души. Учение Аристотеля о душе сыграло  особенно значительную роль в формировании и обосновании телеологии Аристотеля и в расширении ее до космологического принципа.

Эту роль учение о душе могло сыграть, во-первых, потому, что для Аристотеля душа человека – действительность того, что как возможность существует в его теле, т. е. не что иное, как цель. Во-вторых, Аристотель мог перенести результат изучения целесообразных функций души на мир в целом тем более легко, что для него одушевление не ограничивается областью душевной жизни человека: он распространяет принцип одушевления и на весь животный мир, и на мир небесных светил.

Телеология  Аристотеля предполагает не только целесообразный характер мирового процесса, она также  предполагает и единство самой его  цели. Обосновывается это единство на идеях космологии и теологии. Единый бог – источник и причина движения. Хотя он сам по себе неподвижен и непосредственно соприкасается только с крайней, последней сферой мира, он все же в результате этого прикосновения сообщает этой сфере равномерное и вечное круговое движение.

Особенность объективной телеологии Аристотеля, отличающая ее от телеологии Платона, в том, что Аристотель отрицает сознательный характер целесообразности, действующей  в природе. По мысли Аристотеля, целесообразное творчество природы осуществляется бессознательно. О возможности бессознательной  целесообразности говорят, как указывает  Аристотель, факты человеческого  искусства. Художник может творить  бессознательно и тогда, когда мыслит и когда оформляет свой материал в некий образ. Цель его при  этом осуществляется бессознательно, несмотря на то, что в случае искусства  творец произведения и «материя», в  которой осуществляется его творчество, отделены друг от друга.

Космология  Аристотеля находилась в глубоком противоречии с космологией атомистов в  вопросе о пределе мира. По Аристотелю, форма и протяжение космоса определяются учением о физических элементах. Мир имеет форму шара с весьма большим, но все же конечным радиусом.

Со  всей силой своего авторитета Аристотель положил на долгие времена конец  зарождавшейся в пифагореизме гелиоцентрической  космологии. Мысль о движении Земли  он решительно отклоняет. Природа Земли, по его утверждению, такова, что Земля  необходимо стремится к центру мира. Круговое движение ей не свойственно  и есть для нее нечто насильственное. Так как космос – бытие вечное, то, в случае если бы Земля двигалась круговым движением, ее движение было бы одновременно и вечным и насильственным, а это, по Аристотелю, нелепость.

Все же не по всем вопросам космологии Аристотель стоял позади своего века. Выдающимся достижением его космологии было строгое доказательство шаровидной формы Земли.

Шаровидность  эту он доказывает из наблюдений, сделанных  во время затмений Луны. Эти наблюдения показывают, что тень Земли, надвигающаяся  на видимую поверхность Луны во время  лунного затмения, имеет круглую  форму. По объяснению Аристотеля, только шаровидное тело, которым в этом случае является Земля, может отбрасывать в мировое пространство – в сторону, противоположную Солнцу, – тень, которая в проекции на шаровую поверхность Луны представится темным кругом, надвигающимся на диск полной Луны.

К тому же выводу – о шаровидности Земли – ведет, по Аристотелю, свойственное Земле тяготение к центру мира. Результатом этого тяготения должна была получиться шарообразная форма. Диаметр земного шара был определен Аристотелем с преувеличением против действительности. В то же время Аристотель смело утверждал, что по объему Земля меньше других небесных тел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философия Аристотеля не завершает античной философии. Но она завершает самый содержательный период в истории этой философии, который нередко именуется философией классической Греции.

История античной философии продолжалась и  в послеаристотелевские времена  – в эллинистический, а затем и в римский периоды древней истории народов Средиземноморья. Эти периоды продолжались в общей сложности примерно восемь столетий. В ходе их в Афинах существовала Академия и Ликей, основанные Платоном и Аристотелем, появились и новые школы. Они формировали и новые идеи, которых не было еще в предшествующий, классический период истории античной философии.

Но  в целом, глубина, оригинальность, да и количество таких идей значительно  уступают тому, что было выдвинуто  в период, продолжавшийся примерно в два раза короче. Для философов  и философских школ эллинистического и тем более римского периодов античной истории характерно не столько  выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и  умений, выдвинутых и сформулированных в предшествующий период, в особенности  идей и доктрин Демокрита, Платона, Аристотеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Асмус  В.Ф. “Античная философия”. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. М., “Высш. Школа”, 1976. – 543с.

2.Бабаев  Ю.В. “Основы Философии”/Серия “Alma Mater”. – Ростов Н/Д: “Феникс”, 2004. – 544с.

3.Невлева  И.М. “Философия”: Учебное пособие/Предисл. Канд. Филос. Наук В.А. Бабкиной. – М.: Издательство РДЛ, 2002. – 448с.

4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: 2001.

 


Информация о работе Учение Аристотеля