Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 08:20, реферат
Античная философия – первая исторически известная в Европе форма философии. В ее многообразных проявлениях уже имеются в зародыше, в становлении почти все позднейшие типы мировоззрений.
Введение..................................................................................................................3
1. Аристотель как завершитель и систематизатор достижений философской культуры античного периода................................................................................5
1.1. Сочинения Аристотеля.....................................................................................5
1.2. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля.......................................6
2. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием.............................................................................................9
2.1. Форма и материя………………......................................................................9
2.2. Учение о четырех причинах...........................................................................11
3. Физика и космология Аристотеля...................................................................13
3.1. Учение о движении.........................................................................................13
3.2. Телеология………………...............................................................................15
Заключение...........................................................................................................18
Список литературы.............................................................................................19
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский
государственный университет
Кафедра философии и истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине философия
на тему: Учение Аристотеля
Проверил
преподаватель
Акишева Н.Б. № зач. кн. 10-В-66
Екатеринбург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................
1. Аристотель как завершитель
и систематизатор достижений философской
культуры античного периода.......................
1.1. Сочинения Аристотеля....................
1.2. Критика учения Платона об «идеях» у
Аристотеля....................
2. Онтология Аристотеля и учение
об отношении между понятиями и чувственным
бытием........................
2.1. Форма и материя……………….................
2.2. Учение о четырех причинах......................
3. Физика и космология Аристотеля....................
3.1. Учение о движении......................
3.2. Телеология………………..............
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Античная философия – первая исторически известная в Европе форма философии. В ее многообразных проявлениях уже имеются в зародыше, в становлении почти все позднейшие типы мировоззрений.
Аристотель занимает исключительное место в истории античной мысли. Философ и естествоиспытатель, обществовед, культуролог древности, учитель греков в самом широком смысле слова. Его теоретическое наследие огромно по объему и разносторонности; уже в III веке, вскоре после его смерти, начались споры о подлинности и неподлинности приписываемых ему произведений: очень много было желающих выдать свои манускрипты за аристотелевские или как написанные с его слов, потому в Европе много веков существовало настоящее «аристотелеведение», которое охватывало все новые и новые культурные районы Средиземноморья от Персии до Италии. В итоге вопрос только запутался. Вместе с тем наука установила подлинное авторство наиболее значительных произведений Стагирита (второе имя Аристотеля – по названию города его рождения), и в его авторстве уже никто не сомневался. Из них самым выдающимся является «Метафизика» – настоящий компендиум, энциклопедия философской мысли как самого Аристотеля, так и собрание свидетельств мировоззрения его предшественников, начиная от Гесиода, «Теогония» которого была написана в VIII в. до н.э.
Биографическая канва жизни Аристотеля таковы. Типичное воспитание рабовладельческой аристократической семьи. В возрасте семнадцати лет оказался в числе слушателей академии Платона, в которой пробыл двадцать лет, сперва учеником, а после – преподавателем академии и равноправным членом «философского» ядра академии. В 347 г., в связи со смертью Платона, претендовал на роль ее руководителя, «схолара», но был оттеснен другими претендентами. Аристотель еще при жизни учителя оказался в числе талантливых оппонентов Платона: не соглашался с его тезисом существования предматериальных идеальных идей материальных вещей. Но, вероятно, эта идейная оппозиция Платона только радовала; сохранилось его замечание на антиплатонизм Аристотеля: «Этот молодой жеребчик больно лягает свою мать. Далеко пойдет».
После ухода из академии Аристотель посетил ряд городов Греции в ее островной части, где-то на рубеже 343–342 гг. оказался в Македонии и был свидетелем того, как тринадцатилетний упрямец пытался укротить не менее упрямого жеребца. Аристотель посоветовал отцу ребенка повернуть коня мордой к солнцу, чтобы конь не пугался своей тени. Отец послушался странника – дело пошло. Отцом был король Македонии Филипп, а упрямым сыном – будущий владыка мира Александр Македонский. В результате Аристотель был приглашен в воспитатели наследника престола. Воспитание царевича Аристотелем продолжалось около трех лет (точных данных нет), но, вероятно, оно оставило след в душе юноши: Александр сохранил память о воспитателе и уважение к его мудрости на многие годы.
Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. В частности, это было описание 158 государственных устройств. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал больше 150 научных трудов и трактатов.
1.Аристотель как завершитель и систематизатор достижений философской культуры античного периода
1.1.Сочинения Аристотеля
Литературная – научная и философская – продуктивность Аристотеля была чрезвычайно велика. По существу в его сочинениях охвачены все отрасли современного философского и научного знания. Удивительна, кроме того, обстоятельность трактовки рассматриваемых вопросов и обширность познаний, касающихся развития науки.
Характер компоновки и изложения
в дошедших до нас произведениях
свода сочинений Аристотеля отличается своеобразными
недостатками: совсем не похоже, что эти
сочинения – отделанные, предназначенные
для чтения, гармонично скомпонованные
Естественное введение в свод
Аристотеля составляет сборник
«Орга ноном» («орудие»). Название
Аристотеля, указывает, что
учение об орудии научного
введение в философию, в частности и в особенности
– в философию науки. В «Органон» входят:
1) «Категории» – сочинение, не совсем
достоверно приписываемое Аристотелю; 2)
«Об истолковании» (трактат о суждении);
3) «Аналитики» – первая и вторая, каждая
в двух книгах. Это основной логический
труд Аристотеля. В нем излагаются: учение
об умозаключении (силлогизме) – в первой
«Аналитике» и учение о доказательстве
– во второй; 4) «Топика» – обширный трактат
о вероятных доказательствах и о «диалектике»
– в аристотелевском понимании этого
термина; 5) «Опровержение софистических
доказательств».
Так как, согласно Аристотелю, логические связи – отражение связей бытия, то «Органон» в известном смысле – не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии. Этому учению специально посвящено одно из знаменитейших сочинений Аристотеля – «Метафизика». В современном своем составе и тексте «Метафизика» – свод нескольких трактатов, с заметными кое-где неувязками: с буквальными повторениями довольно значительных кусков, с некоторыми невыполненными обещаниями и т. п.
«Метафизикой» была названа группа трактатов Аристотеля, помещенная в издании Андроника Родосского после «Физики». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на целых два тысячелетия, среди философов установился обычай называть «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия.
Так как «Метафизика» Аристотеля заключает
в своем составе не один, а несколько
трактатов (впрочем, близких по теме),
то возникают важные вопросы, относящиеся
к истории происхождения и
сложения известного нам в настоящее
время состава этого
Огромное значение в истории науки – античной и феодального общества – получили естественнонаучные сочинения Аристотеля. Сюда относится «Физика» и ряд примыкающих к ней работ: «О небе», «Чтения по физике», «О частях животных» и т. д.
Очень важен для понимания
Видное место в литературном наследии Аристотеля занимают работы по этике. Несомненно, к самому Аристотелю восходит этический трактат, дошедший под названием «Этика Никомаха».
Частью – вопросам этики, частью – проблемам политического устройства и воспитания посвящен обширный трактат «Политика». В «Риторике» и «Поэтике» рассматриваются вопросы ораторского искусства, эстетики, теории поэзии и театра.
1.2.Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля
В учении Платона об «идеях» ход мысли учеников и читателей Платона направлялся от «идей» («эйдосов») как первообразов бытия, с одной стороны, к явлениям чувственного мира, будто бы искажающим истинные формы или причины бытия, а с другой – к понятиям, схватывающим сущность явлений – их тождественную, общую и неизменную основу.
Вопрос о значении понятий для бытия и для знания стоял в центре внимания также и Аристотеля. Разрабатывая эту проблему, Аристотель стремится точно определить свою позицию по отношению к учению Платона об «идеях». Подобно Платону, Аристотель полагает, что посредством понятий познаются существенные, коренные и неизменные свойства бытия. Так же как и Платон, Аристотель считает именно понятия средством познания существенных свойств предметов. Но, соглашаясь в этом с Платоном, Аристотель самым решительным образом выступает против учения Платона о безусловной самобытности понятий, иначе – против учения об их безусловной независимости от вещей по бытию. Принципиальное возражение в нем вызывает платоновское противопоставление понятий как единственно действительных сущностей чувственному бытию.
Основа возражений Аристотеля состоит в том, что, вводя «идеи» как самостоятельное бытие, отдельное от существования чувственных вещей, Платон развивает теорию, в которой «идеи» оказываются бесполезными как для объяснения познания вещей, так и для объяснения их бытия. Согласно первому возражению Аристотеля, «идеи» бесполезны для объяснения знания, гипотеза о существовании идей не дает познанию вещей ничего нового: платоновские «идеи» – простые копии, или двойники, чувственных вещей; в содержании «идей» нет ничего, чем они отличались бы от соответственных им чувственных вещей.
Второе возражение Аристотеля – в том, что постулируемая Платоном область «идей» бесполезна не только для познания, но и для чувственного существования. Чтобы иметь значение для области чувственных вещей, царство «идей» должно существовать внутри области чувственных вещей. Но как раз у Платона область «идей» начисто обособлена от мира чувственных вещей. Поэтому не может существовать никакого основания для какого бы то ни было отношения между ними.
Третье возражение Аристотеля основывается на рассмотрении платоновского учения о логических отношениях «идей». Это, во-первых, логические отношения между самими «идеями» и, во-вторых, отношения между «идеями» и чувственными вещами.
Логическое отношение между «идеями» есть отношение общих идей к «идеям» частным. При этом, согласно учению Платона, общее – сущность частного. Но два этих положения – отношение общих идей к частным и положение, согласно которому «идеи» субстанциальны, – по мнению Аристотеля, противоречат друг другу. А именно: выходит, что одна и та же идея может быть одновременно и субстанцией и несубстанцией: субстанцией, так как, будучи по отношению к подчиненной ей частной идее более общей, она имеется налицо или отображается в этой частной идее как ее сущность; и в то же время она не будет субстанцией по отношению к более общей сравнительно с ней идеей, которая и есть для нее ее субстанция.
Четвертое возражение Аристотеля против теории «идей» Платона состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснения важному свойству вещей чувственного мира. Свойство это – их движение становление: возникновение и гибель. Так как идеи образуют, согласно Платону, особый и совершенно отдельный, замкнутый мир сущностей, то Платон не способен указать причину для непрерывно происходящего в чувственном мире изменения и движения.
В одном месте «Метафизики» Аристотель указывает, что основная причина трудностей, в которых запутался Платон со своей теорией «идей», состоит в абсолютном обособлении общего от единичного и в противопоставлении их друг другу.
В основе критики Аристотеля лежит взгляд на число как на абстракцию – при помощи понятия – некоторых сторон или свойств вещей. Такие абстракции существуют, но возможность их доказывает вовсе не то, что утверждают Платон и платоники: будто в идеальном мире существуют отдельные от чувственных вещей идеальные математические тела (в геометрии) и числа (в арифметике). Общие положения в математических науках, говорил Аристотель, относятся не к каким-либо обособленным предметам, существующим «помимо пространственных величин и чисел, но именно к ним...»
Аристотелевская
критика и отмежевание от Платона
в вопросе о природе