Творческий путь развития и становления Фридриха Ницше как философа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Про философию Ницше пишут так много и часто, что порой создается впечатление что это направление полностью изучено и сделать хотя бы малейшие открытия в нем не предоставляется возможным.
В качестве подтверждающих слов многие приводят в пример, что анализ работ этого известно философа проводило огромное количество великих умов, о чем неоднократно было написано и опубликовано (Мишель Фуко – “Ницше, Фрейд, Маркс”; Карл Ясперс – “Ницше и христианство”; Данто Артур – “Ницше как философ”, и многие другие).

Содержание

Введение………………………………………………………….
3
1. Творческий путь развития и становления Фридриха Ницше как философа…………………………………………..

6
2. Понятия и особенности философии Ф.Ницше ………..
10
3. Философский нигилизм Ницше ………………………….
14
4. Жизнь" и "воля" как основополагающие понятия в философии Ницше……………………………………………….

17
Заключение……………………………………………………..
20
Список литературы…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии_ Философия Ницше.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Философские поиски Ницше - это поиски морали для свободного человека на дороге разрушения традиционных ценностей, ориентация на которых разрушает человечность, лицо, а в конечном итоге и самого человека. Все существующие и существующие морали, по мнению Ницше, не просто несут на себе печать общества и условий его существования и выживания, но направленные, и это главное, на обоснование и оправдание владения. Другими словами, они корыстны, а потому и антигуманные. Все, даже так называемые общечеловеческие моральные ценности при внимательном их рассмотрении оказываются ширмой, которая маскирует пользу. Так ли не лучше сказать об этом прямо, назвать вещи своими именами и или отказаться от этих "моральных" ценностей, или жить в соответствии с ними? Но последнее вряд ли возможно для человека, потребляющего и стремящегося к потреблению и такого, который живет в обществе - стаде. А потому все демократические движения, по мнению Ницше, следуют от морали стадных животных, что имеет свой корень в христианстве. И сполна естественной и логической выглядит критика Ницше христианства и христианской морали, потому что эта критика является следствием неприятия буржуазно либерального духа христианства и буржуазного рационализма.

Философия Ницше как философия  жизни носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу  и в тоже самое время очеловечивая природу, наделяя ее антропоморфными  чертами, и прежде всего волей, к  власти. Принцип воли к власти - основной динамический принцип философии Ницше - управляет развитием и человека, и вселенной.

По Ницше, воля к власти - это не просто стремление к господству сильному над слабым, но и стремление сделать слабого  сильным. Слабость относительна и определяется, с одной стороны, положением человека среди других людей, а из другой - мерой самопознания лица. Личность свободна и сильна, если она осознает себя личностью, которая может поступать и поступает в соответствии с этим осознанием. Но осознание не только индивидуально, оно еще социальное и историческое. И только при выполнении всех этих условий мы имеем действительно свободного и морального человека, который живет в свободном и моральном обществе. Идеалом здесь является свобода не в христианском понимании, которая является несвободой, внутренним порабощением, усмирением перед силой, а свобода античности и Возрождения - в свободном обществе подобный культ, который навязан христианским лицемерием, является недопустимым. Переход же к такому обществу возможен не на дороге насильственного уничтожения существующего общества несвободы, потому что всякое насилие порождает новое насилие, а именно на дороге возрождения идеала свободного сильного человеческого лица.

Ницше включает в философию два средства выражения - афоризм и стихотворение; формы, сами по себе что имеют в виду новую концепцию философии, новый образ и мыслителя, и мысли. Идеалу познания, поискам истинного он противопоставляет толкование и оценку. Толкование закрепляет всегда частичный, фрагментарный "смысл" некоторого явления. Оценка определяет иерархическую "ценность" смыслов, добавляет фрагментам целостность, не уменьшая и не отменяя при этом их многообразие. Именно афоризм являет собой как искусство толкования, так и что-то толкованию подлежащее, стихотворение - и искусство оценки, и что-то оценке подлежащее. Толкователь - это физиолог или врач, тот кто наблюдает феномены как симптомы и говорит афоризмами. Ценитель - это художник, который наблюдает и творит "перспективы", говорит стихотворениями. Философ должен быть художником и врачом, одним словом, - законодателем.

Такой тип философа является к тому же древнейшим. Это  образ мыслителя - досократика, "физиолога" и художника, толкователя и ценителя мира.

Как понимать эту близость будущего и первичного? Философ будущего является в то же время исследователем старых миров, вершин и пещер, он творит не иначе, как силой воспоминания, стараясь воссоздать то,  что было в сущности забытым. А забыто было, по Ницше, единство мысли и жизни. Единство сложно: жизнь в нем ни на шаг не отступает от мысли. Образ жизни вселяет манеру мысли, а мысль творит манеру жизни. Мысль активизируется жизнью, которая в свою очередь утверждает мысль. У нас не осталось даже представления об этой досократическом единстве мысли и жизни. Остались лишь те примеры, где мысль укрощает и калечит жизнь, переполняя ее мудростью, или те, где жизнь берет свое, заставляя мысль безумствовать и теряясь вместе с ней. Не осталось другого выбора: либо никудышная жизнь, либо безумный мыслитель. Или жизнь очень мудра для мыслителя, или мысль очень безумна для человека здорового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ФИЛОСОФСКИЙ НИГИЛИЗМ НИЦШЕ.

 

Для философии  Ницше нет готового названия типа "идеализм", "реализм" или даже "экзистенциализм". Иногда он говорил о своей философии как о "нигилизме" что является центральным понятием его философии. В его ранних работах содержатся идеи, которые как эхо, отзываются в его поздних книгах, вроде бы все они уже содержались в этих первых.

Его мысль постоянно  пульсирует, так что из любого отдельно взятого фрагмента его текста может быть реконструирована почти  вся полнота его философии.

Слово "нигилизм" означает негативность и пустоту; фактически же оно указывает на два направления  мысли, которые, несмотря на отличие от позиции самого Ницше, хранят с ней частичное сходство.

Нигилизм пустоты, в сущности, идет от буддийского  или индуистского учения, согласно которому в мире, в котором мы живем и который, как кажется, мы знаем, нет ничего от начальной реальности. Соответственно, нашей благосклонность ему есть благосклонностью иллюзии.

Реальность  сама по себе не имеет ни имя, ни форму, а то, что имеет имя и форму, - это иллюзия, которая всего лишь приносит страдание, которое все умные люди хотели бы избежать, если бы осознавали ее как расположение к мнимому.

 Жизнь лишена  смысла и назначения, она является  бесконечным изменением рождений и смертей, потом новых рождений, как колесо существования, которое постоянно вращается, вечно двигается в никуда. Поэтому если нам нужно спасение, то нам следует стремиться именно к спасению от жизни. Этот восточный пессимизм, представленный в Европе философией Артура Шопенгауера, основывается на совокупности метафизических положений, очень похожих на тех, которые выдвигал Ницше. Он говорил, что "стремился с какой-то загадочной алчностью продумать пессимизм к самой глубине и высвободить его из полухристианской, полунемецкой узости и наивности". Однако он не согласился с выводами, сделанными Шопенгауером и восточными философами.

Ницше добавляет, что, кто бы не анализировал пессимизм "тот, по-видимому сделал доступным  себе, даже кроме собственной воли, обратный идеал: идеал человека, полного  крайней жизнерадостности и мироутверждения". Ницше оказался способным на основе метафизического нигилизма самого бескомпромисного типа  обосновать тот подход к жизни, который своей утверждающей силой в любом отношении противоречил нигилизму как пустоте: это его "новая дорога к "Да".

Нигилизм негативности представлен движением и известным как нигилизм; он процветало в последние десятилетия 19-го века в Европе. Особенно в России 50-60-х годов, и получило свое наиболее известное выражение в романе И.Тургенева "Отцы и дети" (1861). Российский нигилизм, в сущности, был негативной и деструктивной установкой по отношению к совокупности моральных, политических и религиозных ученик, какие нигилисты воспринимали как ограниченные. В противовес своим старшим современникам нигилисты заявляли, что они верят ни во что, хотя конкретно это значило, что они потеряли доверие к убеждениям, вкусам и установкам старшего поколения, а заодно и к их авторитету. Они верили в реальный факт, причем делали это некритически, неразборчиво, встав на позицию вульгарно - материалистически интерпретированной науки.

Нигилизм Ницше  является не идеологией, а метафизикой, и ни в котором другом отношении  его отличие от нигилистов не является настолько заметным, как в его  трактовке науки. Ее он рассматривает  не как хранилище истин или  метод их открытия, а как набор удобных фикций, полезных соглашений, который не в большей степени укоренен в реальности, чем любой другой альтернативный ему.

Нигилизм Ницше  имеет мало общего с обычными политическими аннотациями данного срока и под "нигилизмом" он имел в виду полностью лишенную иллюзий концепцию мира, к которой он мог себе это представить. Мир враждебен не потому, что он или что-то отличающееся от нас имеет свои собственные цели, но потому, что он безразличен к тому, во что мы верим, и к тому, на что мы надеемся.

Философия Ницше является непрерывной работой по поиску причин и следствий нигилизма. Нигилизм Ницше связан с любовью к своей собственной судьбе, а последняя - с вечным возвращением, а оно в свою очередь связано с учением о "сверхчеловеке".

Та картина, которая является результатом осуществленного Ницше психологически, - философского анализа, рисует человеческие существа что постоянно пытаются навязывать порядок и структуру лишенной порядка и смысла вселенной, чтобы сохранить чувство собственного достоинства и значимости Ницше выдвинул взгляд на вещи как на "смену, становление, множественности, сопоставления, противоречия и войны".

Отсюда следует, что для нас не существует ни одной  настоящей, рациональной, упорядоченной  или милосердной вселенной. Он был  убежден, что весь строй нашего мышления основывается на вере в существование подобной вселенной и, следовательно, будет очень непросто разработать такие понятия, которые отвечали бы нереальности вещей, какие они и есть на самом деле в реальности. Необходима полная революция в логике, науке, морали и в самой философии и Ницше надеялся застать, по крайней мере, начало подобной революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. "ЖИЗНЬ" И "ВОЛЯ" КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ В ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ.

 

Как бы не менялось отношение Ницше к философии  Шопенгауера, однако из нее он позаимствовал интерес к понятию воли, ее превращениям и последующей универсализации. Еще решительней, чем Шопенгауер, Ницше связал волю с феноменом жизни. Ницше не только считал волю к власти определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека, но и "внедрял" ее в "именно жизнь".

"Чтобы понять, что такое "жизнь" и какой  род стремления она представляет, - пишет Ф. Ницше, - эта формула  должна в одинаковой мере относиться  как к дереву и растению, так  и к животному" ("Воля к  власти". Афоризм 704).

"Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?" - спрашивает Ницше и отвечает: "Из-за власти" ("Воля к власти". Афоризм 704). Объясняя жизнь как "специфическую волю к аккумуляции силы", Фридрих Ницше утверждает, что жизнь как такая "стремится к максимуму ощущения власти" ("Воля к власти". Афоризм 689).

Подобная мифологизация  воли, онтологизация  нерациональной человеческой способности как нельзя более отвечают всему духу и стилю ницшеанского философствования, которое представлено в виде заметных афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч, личных исповеданий.

Понятие "жизни" в Ницше не отличается ясностью и  содержательной определенностью. Оно  быстрее носит метафорический характер и раскрывается через волю, волю к власти. Но "внедрение" воли, в частности, воля к власти в сами недра вселенной, апелляция к энергичным волевым импульсам самой жизни - что-то большее, чем экстравагантная метафора философского языка, изобретение одаренного философствующего литератора. За этим характерным для философии жизни и ряда других направлений XX ст. умственным приемом прячутся сами разные устремления, идейные явления. В Ницше с ним связана попытка философски обосновать культ "сверхчеловека" с его гипертрофированной волей к власти.

В учении Ницше  получила негативную оценку концепция "двух миров", свойственная многим течениям философии, для которых  реальный мир жизни сознательно несовместимый с "миром для нас", что следует из научных и философских конструкций. В реальности, утверждает Ницше, мир жизни единственный, целостный, причем он вечен, что не означает его стабильность, а напротив, предусматривает вечное течение, становление, возвращение. До этого исходного представления о мире философ считает необходимым приспособить трактовку познания, истины, науки.

Истину, учит Ницше, следует понять как орудие жизни, приспособление к действительности, а познание (кстати, здесь получает последовательное развитие давняя формула философов и ученых: "знание - сила") - как орудие власти. Чем является истина? - спрашивает Ницше и отвечает: полезностью, достаточной потребностью, а значит, властью, которая возвысилась над природой и другими людьми.

Из этого Ницше следует вывод: не пренебрегая выгодами познания и науки, следует отказаться от созданного философией нового времени культа науки и научной истины, который стал почти общим для философии и культуры. "Не существовало до сих пор еще ни одного философа, под руками которого философия не превращалась бы в апологию познания.

Все они тиранизированы логикой, а логика есть по своему существу оптимизм", - пишет Ницше в работе "Человеческое, очень человеческое". Беда в том, что в результате возвеличивания науки, познания, логики, их доминирования над жизнью человечество получило не одни лишь преимущества. По видимости став сильнее, оно оказалось и во многих отношениях более слабым и более беспомощным. Мир - в результате "настойчивого процесса науки" - представлен как итог "множества ошибок и фантазий, которые постепенно возникли в общем развитии органических существ, срослись между собой, и теперь наследуются нами как собранное сокровище всего прошлого - потому что на нем покоится ценность нашей человечности".

Информация о работе Творческий путь развития и становления Фридриха Ницше как философа