Творческий путь развития и становления Фридриха Ницше как философа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Про философию Ницше пишут так много и часто, что порой создается впечатление что это направление полностью изучено и сделать хотя бы малейшие открытия в нем не предоставляется возможным.
В качестве подтверждающих слов многие приводят в пример, что анализ работ этого известно философа проводило огромное количество великих умов, о чем неоднократно было написано и опубликовано (Мишель Фуко – “Ницше, Фрейд, Маркс”; Карл Ясперс – “Ницше и христианство”; Данто Артур – “Ницше как философ”, и многие другие).

Содержание

Введение………………………………………………………….
3
1. Творческий путь развития и становления Фридриха Ницше как философа…………………………………………..

6
2. Понятия и особенности философии Ф.Ницше ………..
10
3. Философский нигилизм Ницше ………………………….
14
4. Жизнь" и "воля" как основополагающие понятия в философии Ницше……………………………………………….

17
Заключение……………………………………………………..
20
Список литературы…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии_ Философия Ницше.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………….

3

1. Творческий  путь развития и становления  Фридриха Ницше как философа…………………………………………..

 

6

2. Понятия  и особенности  философии Ф.Ницше  ………..

10

3. Философский  нигилизм Ницше ………………………….

14

4. Жизнь"  и "воля" как основополагающие понятия в философии Ницше……………………………………………….

 

17

Заключение……………………………………………………..

20

Список  литературы…………………………………………….

22


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Про философию  Ницше пишут так много и  часто, что порой создается впечатление  что это направление полностью изучено и сделать хотя бы малейшие открытия в нем не предоставляется возможным.

В качестве подтверждающих слов многие приводят в пример, что  анализ работ этого известно философа проводило огромное количество великих  умов, о чем неоднократно было написано и   опубликовано (Мишель Фуко – “Ницше, Фрейд, Маркс”; Карл Ясперс – “Ницше и христианство”; Данто Артур – “Ницше как философ”, и многие другие).

Серди огромного  количества выдающихся и известных  философов Ницше зачастую представляют в виде своеобразного нарушителя покоя, или благородного хулигана(пирата). Он способен вспугнуть спящих,  протаранить стойкие на первый взгляд крепости обывателей, смести со своего пути моральные устои и постулаты. По словам Цвейга, Ницше на своем корабле стремится изведать неизведанное в веселой и вызывающей манере, держа в одной руке меч, и при этом стоя на бочке пороха.

В своем подавляющем  большинстве философские и творческие труды Ницше не требуют от читателя каких-то серьезных показателей  в интеллекте или же наличия незаурядного образования. Суть его работ всегда ясна и однозначна,  цель – очевидна, но в то же время обширна, можно даже сказать безгранична, а язык изложения простой и понятный.

Благодаря доступности  текстов работ Ницше, читатель может  обнаружить, что в принципе философия оказывается гораздо проще, чем себе он до этого представлял.

Сам же Ницше  считал себя психологом, который старался проникнуть в души и разгадать  их смысл.

 

 

 

 

Некоторые вещи, которые он выражает, ошеломляют воображение  своей точностью и целенаправленностью диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в основе всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.

Говоря о  его принадлежности к какому-то определенному  течению в философии, необходимо заметить, что Ницше является представителем волюнтаризма и в то же время считается один из основоположников современного иррационализма.

На место  классических философских категорий  «материя» и «дух» Ницше ставит «жизнь» как «волю к власти» (силе, могуществу). Последняя по словам Ницше является  критерием значимости явлений: «Что хорошо? - все, что укрепляет сознание власти, желания власти и саму власть человека. Что плохо? - Все, что вытекает из слабости».

Оценивая с  этой точки зрения познание, Ницше  утверждает, что оно действительно лишь «как орудия власти». В законах науки он видит субъективные, «полезные фикции», а в истине - полезные ошибки.

Гносеологический  релятивизм сопровождаются «переоценкой всех ценностей» в этике, которая  завершается сопоставлением ходячей  «рабской морали» «морали господ», связанной с идеей «сверхчеловека».

Ницше отбрасывает  социалистический идеал, усматривая в  нем «восстание рабов в морали». Христианство отбрасывается им за мысль  о равенстве людей перед богом  и самоуничижение, что убивает «волю к власти».

Религиозную мифологию  Ницше заменяет мифами о «смерти  бога» и «вечном возвращении» как суррогате бессмертия души. Социальные основы философии Ницше связаны с реакцией империалистической буржуазии на развертывание революционного рабочего движения. Отдельные социально критические мотивы ницшеанца предоставили действие на некоторых видных писателей и мыслителей (Т. Манн, Г. Ибсен, Швейцер), но основные реакционные выводы определили главное направление его развития - к идеологии немецкого фашизма, одним из идейных источников которого оно стало.

Ницше интересен  еще и тем, что смог сформулировать своеобразную философию власти. В  немецкой философии присутствует срок "воля к бытию", введенный Артуром  Шопенгауером. Этот срок Ницше трансформировал  в "волю к власти" и тем самым обозначил новую область в определении природы власти, как таковой. Абсолютно очевидно, что философский сценарий XX века во многом развивался по Ницше. Большой философ достаточно точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, сама склонная данным законом пренебрегать. Ницше выделил два типов людей, которые будут всегда нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом: это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, переступать через него, -  через "волю к власти". В свете Мировых войн и авторитарных режимов проблема, обозначенная Ницше более за век назад приобретает особенную актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ КАК ФИЛОСОФА

 

Родился известный философ в селе Реккен около Лютцена (Саксония) 15 октября 1844. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. Его отец умер, когда мальчику не было и 5 лет.

После смерти отца в 1849 году он воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тети. Сначала Ницше посещал знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. Среди старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу "Мир как воля" и представление немецкого философа Артура Шопенгауера, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на последующее творчество.

В 1869 Ницше уже был известен как автор нескольких научных статей, и имел докторскую степень.

Его пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское гражданство, однако во время франко-прусской войны (1870-1871) записался на службу в прусскую армию как рядовой санитар. Существенно подорвав свое здоровье, он был вынужден вернуться в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность и стал близким другом композитора Р.Вагнера, который жил тогда в Трибшене.

В 1872 году Ницше опубликовал свою первую книгу "Рождения трагедии из духа музыки" (Die Geburt der Trag die aus dem Geiste der Musik ). Первые 15-ть глав книги являются попыткой определить, что собой представляет греческая трагедия, а в последних же 10-ти главах речь уже идет больше о Р.Вагнера.

Первичное влияние книги  было незначительным, но то же время ее центральный тезис получил широкое признание: такие характеристики, как «благородная простота», «холодное величие», или «беззаботность», указывают лишь на одну грань греческой культуры, «аполлоновскую», не учитывая «дионийский» элемент темной страсти, который нашел свое крайнее выражение в праздниках бога вина Диониса.

Вслед за первой работой  вышли четыре "Несвоевременных  размышления" (Unzeitgem sse Betrachtungen, 1873-1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией.

Второе размышление "О  пользе и вреде истории для  жизни" оказало глубокое влияние  на немецкую историографию 20 столетия своей концепцией «монументальной истории», которая развивалась в нем, попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на большое, несмотря на нынешнее господство посредственности.

В третьем размышлении  представлен образ Шопенгауер - учителя Ницше. Он утверждает, что обнаружить «настоящего себя», совсем не «спрятанного глубоко внутри, но что существует безмерно выше», можно, если спросить себя: «Что ты действительно любил до сих пор?»

В «монументалистической» манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауера, выделяя черты, которые его захватывают и по которым он намеревается «строить самого себя».

Четвертое размышление посвящено  Вагнеру. Оно принесло Ницше массу  неприятностей, а его отношения с композитором становились все более напряженными. Для Вагнера Ницше был блестящим проповедником, но и мальчиком на посылках, его не интересовал собственный философский поиск Ницше. По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старшим, не терпел, когда ему противоречили. Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным гением, его религиозные и расовые страсти можно было игнорировать, однако когда он вернулся в Германию, чтобы учредить центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал неминуем.

В 1878 году Ницше послал Вагнеру свою новую книгу "Человеческое, очень человеческое" (Menschliches, Allzumenschliches ) - собрания психологических наблюдений по образцу больших французских афоризмов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена по почте, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера "Парсифаль".

В 1879 году Ницше оставил университет, сославшись на болезнь и с тех пор жил очень скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 годах опубликовал два дополнения к "Человеческому, очень человеческому", в последующие два года "Утреннюю зарю" (Morgenz te ), где обсуждал вопрос морали, и "Веселую науку" (Die fr hliche Wissenschaft ). Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательные как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.

Возвести воедино  свои наиболее значимые выводы Ницше пробовал в книге "Так говорил Заратустра" (Also sprach Zarathustra, 1883-1892). Стиль ее является то поэтическим, то пародийным (в том числе пародийно библейский), эпиграммы чередуются с достаточно высокопарными пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в какой Заратустра выступает против своих почитателей, которые ему ненавистные.

Первые две  части книги были опубликованы отдельно в 1883году, третья в 1884г. Их практически никто не отметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в 40 экземпляров и раздал 7 из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продлить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было сделано в 1891 году. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необычайно популярной в Германии и была переведена на многие языки.

 

В этой книге  Ницше впервые выдвинул теорию "сверхчеловека" (bermensch) и волю к власти, однако он понимал, что его идеи требуют объяснений и защиты от непонимания. С этой целью он опубликовал работы "По тот бок добра и зла" (Jenseits von Gut und B se, 1886) и "К генеалогии морали" (Zur Genealogie der Moral, 1887).

В 1888 Ницше завершил 5 книг: небольшую полемичную работу "Случай Вагнера" (Der Fall Wagner, 1888); 100-страничное резюме своей философии "Сумерки кумиров" (Die G tzen-d mmerung, 1889); страстную полемичную работу "Антихристианин" (Der Antichrist, 1895); а также "Ecce Homo"(1908) - остроумную попытку самооценки с такими главами, как "Почему я такой мудр" и "Почему я пишу такие прекрасные книги".

Наконец, в 1895 вышла  робота "Ницше против Вагнера" (Nietzsche contra Wagner), который является сборами слегка отредактированных отрывков с его более ранних работ.

В январе 1889 на улице Турина с Ницше произошел психический приступ и он был помещен в психиатрическую больницу, а в последствии передан на попечительство семне. Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ  ФИЛОСОФИИ Ф.НИЦШЕ 

 

Философия Ницше представлена философией индивидуума. Стремление понять человека как личность, найти выход из кошмаров эпохи - эпохи двойной морали во всем: в отношениях с людьми, нациями, государствами, в отношении к самому себе - такой видится цель философских построений Ницше.

Отсюда выходит и поэтическая форма этих построений, потому что можно ли осознать лицо, употребляя биологические, медицинские, психологические термины? Отсюда и зачастую афористический их характер - стремление выразить свои мнения в емких, четких и одновременно коротких фразах. Но здесь и причина трагедии Ницше. Действительно, что может быть соблазнительнее для интеллектуального обывателя, чем короткие, такие, что легко запоминаются и на первый взгляд не требуют глубокого осмысливания формулировки, которые так отвечают подсознательным устремлениям и желаниям.

Другими словами к Ницше  и его трудам нельзя подходить из позиций однозначной логики: она по меньшей мере двусмысленная, но чаще всего многозначительная и определяется контекстом. Конечно, можно заявить, что все это вызвано больным сознанием философа. Но разве это болезнь, которая дает возможность заострять восприятие и позволяет увидеть то, что недоступно так называемому здоровому уму? Да и где она, граница между здоровьем и болезнью человека, который пытается "вывернуть" свой ум в болезненном процессе самопознания?

Информация о работе Творческий путь развития и становления Фридриха Ницше как философа