Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:46, тест
Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.
Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.
Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.
Интуитивизм А. Бергсона. Экзистенциализм С. Къеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж-П. Сартра, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассета. Философия бессознательного З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.
Трансформации современной философии на рубеже XX-XXI веков.* Общая характеристика и основные тенденции в развитии западной философии конца ХХ столетия. Поворот современной мысли к новым типам философствования. Дискуссия о классическом и неклассическом типе рациональности /неорационализм Г. Башляра, Концепция коммуникативного разума Ю. Хабермаса./ Спор о метафизике в современной немецкой философии /К.-О. Апель, Ю. Хабермас/.
Размывание
жестких границ между различными
направлениями западной философии.
Попытки синтеза элементов
Трансформация
философской рефлексии. Интерес
к статусу повседневного, обыденного,
«маргинального». Новое отношение
современной философии к
Новейшие
тенденции в современной
неоаналитической и постаналитической мысли /Х. Патиэм, Р. Рорти, С. Кейвл, Г. Кюнг/. Трансформация антиметафизической установки, характерной для логического позитивизма. Расширение философского содержания лингвистического анализа и внедрение в него метафизической проблематики /онтологии, этики, эстетики, права, философии, истории/. Аналитическая философия истории /А. Дант, Э. Нагель, Г. Гемпель, У. Дрей/, использующая средства логического и лингвистического анализа. Аналитическая философия права /Г. Харт, Л. Фуллер, Д. Роус, Р. Нозик/.
Структурализм и постструктурализм. Структурализм как новая трансцендентальная философия. Критика философии сознания и обращение к означающим структурам языка. Исследование формальных структур бессознательного в концепции языка К. Леви-Строса. Проблематика текста и письма в социологическом проекте Р. Барта. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Трансформация установок структурализма в «археологии знания» и «генеалогии власти» М. Фуко. «Трансцендентальный эмпиризм» Ж. Делеза.
Трансформация философской герменевтики на современном этапе. Проект герменевтики как онтологии /П. Рикер, К. К.-О. Апель, Ю. Хабермас/.
Философия
в условиях постмодерна. Основные черты
особенности философского постмодернизма
и его представители /Ж.Ф. Лиотар, Ж. Делез,
Ж. Батай, М. Бланшо и др./. Общая стратегия
деконструкции и текстовые эксперименты
/Ж.Деррида/. Проблема постмодернизма как
отражение кардинальных изменений в сфере
гуманитарного знания и самого философского
мышления.
2.3.10 . Русская философия
Социальные,
религиозные и художественно-
Особенности
и основные идеи русской религиозной
философии / Ф. Достоевский, Вл. Соловьев,
К. Леонтьев, Л. Толстой, В. Розанов, Н. Бердяев,
Н. Лосский, С. Булгаков, С. Франк, Л. Шестов,
И. Ильин, П. Флоренский/, ее общемировое
социокультурное значение. Русский космизм
/Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский,
Л. Чижевский/.
теоретической
философии/
2.4.1. Онтология как философское учение о бытии.
Категории бытия и небытия. Понятие реальности, действительности, возможности, существования как основные онтологические характеристики бытия. Многообразие форм, видов и уровней бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Философский смысл понятий Вселенной, Мира и Космоса. Специфика человеческого бытия. Бытие социального.
Проблема субстанции, монизм, дуализм и плюрализм. Материалистическое и идеалистическое направления философии и их исторические формы. Представление о субстанции как первоначале и праматерии. Формирование философского понятия материи. Естественнонаучное решение проблемы материи. Многообразие и единство мира.
Понятие
движения как способа бытия субстанции.
Устойчивость и изменчивость, прерывность
и непрерывность как характеристики движения.
Основные формы движения материи. Пространство
и время как формы бытия материи. Субстанциональная
и реляционная концепции пространства
и времени, их мировоззренческая и методологическая
основы. Пространство и время в живой и
неживой природе: биологическое и социальное
пространство и время.
2.4.2. Сознание, его происхождение и сущность.
Проблема сознания в науке и философии. От идеи души к философии сознания. Генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения в живой природе. Формирование сознания в онто-и филогенезе человека. Возникновение сознания и его общественная природа.
Душа и тело, психика и мозг. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Соотношение и взаимосвязь сознания, подсознания и бессознательного.
Проблема идеального и формы его бытия. Сознание и язык, мышление и речь. Значение и смысл, знак и символ. Проблема искусственного языка и интеллекта. Логическое и чувственное, идеальное и духовное.
Основные
функции сознания. Сознание и самосознание.
Творческая активность сознания. Индивидуальное
и общественное сознание. Содержание,
специфика и структура
2.4.3. Познание, его возможности и границы.
Гносеология как раздел философского знания. Концепции познания в истории философии. Формы и разновидности агностицизма. Философский скептицизм. Познание как исторически опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Становление субъектно-объектного видения мира. Структура и функции познавательной деятельности. Формы и уровни познания. Соотношение и взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания. Проблема интуитивного познания.
Проблемы истины в философии и науке. Проблемы объективности истины. Проблемы абсолютной и относительной истины. Истина и ее критерии. Практика как критерий истинности знания.
Научные и вненаучные виды познания. Структура и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Теория и гипотеза. Методы научного познания.
2.4.4. Диалектика и ее альтернативы.
Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии. Диалектика и догматическое мышление. Софистика, эклектика и метафизика как альтернативы диалектики. Критико-рефлексивная функция диалектики.
Универсальные связи бытия и их выражение в принципах, законах и категориях диалектики. Единичное и общее. Явление и сущность. Закон и закономерность. Форма и содержание. Часть и целое. Принцип целостности. Причинные связи и детерминация. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Принцип детерминизма и его интерпретации. Принцип и понятие развития. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойство. Качество и количество. Мера. Переход в новое качество. Скачки. Противоречивость бытия и познания. Диалектика и логическое противоречие. Диалектические противоположности. «Единство и борьба» противоположностей. Основные типы противоречий. Категория диалектического отрицания и ее роль в процессе развития. «Отрицание отрицания» как выражение направленности и преемственности развития. Прогресс и регресс.
/социальная
философия/.
2.5.1. Природа и общество.
Понятие общества, природной среды. Проблема отношения человека и природы в философии.
Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Проблема жизни в условиях Земли и Вселенной. Русский космизм. Природные предпосылки возникновения и существования человека. Человек как живой организм. «Естественная» и «искусственная» среда обитания, «первая» и «вторая» природа. Этапы и диалектика взаимодействия природы и общества. Противоречия в системе «общество-природа» в современную эпоху. Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты. Проблема формирования экологического сознания. Идеи В.И. Вернадского о ноосфере и их актуальность сегодня.
Демография
и общество /проблемы народонаселения/.
2.5.2. Сущность и строение общества. Закономерности общественной жизни.
Общество
как элемент объективной
Понятие общественных отношений. Уровни организации общественной жизни. Материально-экономическая сфера общества. Духовная сфера жизни общества. Формы духовного производства: мораль, искусство, религия, наука.
Социальная сфера жизни общества. Социальная структура общества. Понятие коммуникации. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Нации и этнос. Политическая организация общества. Происхождение и сущность государства. Мораль и право как формы регулирования общественной жизни.
Проблема
закономерностей социально-исторического
развития. Единство и многообразий мировой
истории. Направленность исторического
процесса /прогресс, регресс, цикл/. Концепции
формационного анализа, локальных цивилизаций
и замкнутых структур.
2.5.3. Проблема человека в философии.
Специфика
и актуальность философского рассмотрения
проблемы человека. Природа, сущность
и предназначение человека. Феномен
человека в различных историко-
Индивидуальное
и социальное бытие человека. Понятие
«личность» и его соотношение с понятием
«человек». Деятельная сущность человека.
Творчество как высшая форма самореализации
человека. Человек в системе культуры.
Культура как мир человека, как способ
самоопределения и развития личности.
Проблема свободы и ответственности личности.
Гармоничность бытия личности как гуманистический
идеал, смыслообразующее начало человеческой
истории.
2.5.4. Современная техногенная цивилизация. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Человек и техносфера. Становление техногенной цивилизации и её столкновение с традиционной цивилизацией. Современный научно-технический прогресс, его возможности и пределы. Реализм и утопизм, гуманистические и технократические концепции перехода мирового сообщества в новую цивилизацию.
Глобальные
проблемы современности, их роль и
значение в жизни общества. Концепции
будущего человечества.