Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:46, тест
Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.
Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.
Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.
СТУДЕНТОВ ОЗО (ЭКСТЕРНАТ)
При подготовке к экзамену
студент должен самостоятельно
освоить теоретический материал учебной
дисциплины: «Философия». Для этого ему
необходимо руководствоваться рабочей
программой, разработанной кафедрой философии
в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта Российской
Федерации для высших учебных заведений
и учебным планом Новгородского государственного
университета имени Ярослава Мудрого.
Затем выполнить тестовые задания. Все
это необходимо представить в отдел
«Экстернат», по адресу: ул. Псковская
3, ауд.102. Оценка выставляется по результатам
выполненных тестовых заданий.
Философия
Дисциплина
для нефилософских
Рабочая программа и методические рекомендации
для дневной
и заочной форм обучения.
СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ НовГУ _____________ Е.И. Грошев «_____»____________2007г. |
Принято на заседании кафедры
Философии
Заведующий кафедрой ____________проф. А.П.Донченко
«_____» _________________ |
Разработали: _____________проф. А.А. Кузьмин _____________доц. Ю.С. Салманов _____________доц. А.И. Сорокин «_____» ________________2007г. |
Курс философии входит в блок гуманитарных дисциплин. Философия занимает центральное место в формировании у студентов мировоззрения, методологии познания.
Ввести будущих специалистов в круг философских проблем, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей природных и социальных процессов.
Активизация
у будущих специалистов нестандартности,
оригинальности мыслительных подходов
к самым разнообразным
Повышение уровня философской культуры будущего специалиста, расширение его кругозора и базы профессиональных знаний.
Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.
Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.
Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.
Развитие у студентов умения оценивать значение того или иного осмысления философских проблем для настоящего и будущего человека и общества.
Развитие понимания наиболее острых для ХХI века и нынешнего состояния нашей страны проблем развития человека и общества, культуры, различных позиций при их осмыслении и попытках практических решений.
Развитие
понимания смысла духовных ценностей
человечества, внимательного, заинтересованного
и гуманного отношения к
Развитие
у студентов чувства
Формирование у студентов философского анализа текста, а также умения правильно сформулировать философскую проблему и проанализировать ее.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основу логической конструкции программы курсов философии образуют три ее самостоятельных, но внутренне взаимосвязанных разделов. В вводной лекции “ Философия, ее происхождение и сущность” раскрывается природа философского мировоззрения, предпосылки зарождения. Дается характеристика узловых философских проблем, обосновывается место, которое занимает философия в духовной жизни общества.
В первом разделе “ Исторические типы и основные этапы развития философии” предполагается показать основные линии развития философской мысли по эпохам. Большое внимание уделяется выявлению связи духовной и социальной атмосферы эпохи с возникновением характерной для нее философской ориентации, философской школы и введением новых философских проблем, ее специфике, ее связи со всеми сферами реализации человека в мире. Вводятся основные философские категории, дается представление о своеобразии философского мышления.
Второй раздел “ Бытие, познание, диалектика” (основы теоретической философии) включает в себя основные проблемы онтологии и гносеологии. Здесь дается анализ различных подходов к раскрытию природы сознания, выявляется сущность познавательных принципов, их противоречивость. Последняя тема данного раздела посвящена диалектике, её принципам и законам. Дается характеристика категориям диалектики.
В заключительном третьем разделе «Общество, его структура, основные закономерности функционирования и развития» (социальная философия) выделяются проблемы социального развития, рождения и функционирования общественных систем, показано многообразие, многовариантность проявления социальной жизни. Особое внимание уделено анализу глобальных проблем современной истории.
Уяснение содержания важнейших философских концепций, выдвинутых в прошлом, а также разработанных в последнее десятилетие ХХ века - естественная основа развития самосознания будущего специалиста, овладения им навыками теоретического мышления, без чего немыслимо понимание сущности происходящего в мире. Способность к оценке стратегии своей специальности всегда была и остается главным критерием высшего профессионализма выпускника высшей школы.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические формы: мифология, религия, философия. Особенности мифологического понимания мира и человека. Религиозное мировоззрение. Вера в сверхъестественное.
Философия как особая сфера духовной жизни человека и общества. Природа философских проблем.
Основные сферы философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, логика, методология, аксиология, этика, эстетика, философская антропология. Философское мировоззрение и частнонаучные знания о природе, обществе, человеке.
Место и роль философии в культуре. Философия как форма личностного мировоззрения. Философия как форма теоретического знания. Философия и наука. Основные функции философии в обществе и значение философского образования.
Культурно-исторические
предпосылки возникновения
философии.
2.3.1. Философия Древнего Востока.
Формирование
традиционных школ древнеиндийской
философии. Джайнизм, буддизм, чарвака,
санкхья, йога, вайшешика, пурва-миманса,
веданта. Древнекитайская философия: даосизм,
конфунцианство, легизм.
2.3.2. Античная философия.
От
мифа к логосу: формирование древнегреческой
философии. Основные черты и школы
древнегреческой философии. Проблемы
бытия и субстанции. Милетская и
Элейская школы. Гносеологические и нравственно-социальные
проблемы в учениях софистов, Сократа.
Становление античной диалектики. Античный
атомизм. Учение Платона об «идеях». Философский
синтез Аристотеля. Позднеантичная философия:
школа Эпикура, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.
Историческое значение античной философии.
2.3.3. Философия Средневековья.
Специфика
и характерные особенности
2.3.4. Философия Возрождения.
Характерные
черты новой культурно-
2.3.5. Философия Нового времени.
Социокультурные
и исторические особенности Нового
времени. Проблема метода познания
в философии: эмпиризм и рационализм.
/Ф. Бэкон, Р. Декарт/. Проблема субстанции
в философии XVII века /Р. Декарт,
Б. Спиноза, Г. Лейбниц/. Иррационализм
Б. Паскаля. Проблема человека и общества:
теория общественного договора Г. Гоббса
и либерализм Д. Локка. Субъективно-идеалистические
учения Дж. Беркли и Д. Юма.
2.3.6. Философия Просвещения.
Общая
характеристика и национальные особенности
английского, французского и немецкого
Просвещения. Английское Просвещение:
деизм Д. Толанда и А. Коллинза. Французское
Просвещение: деизм Ф. Вольтера, социальные
взгляды М. Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Естественнонаучный
атеизм и философский материализм Д. Дидро,
П. Гольбаха и К. Гельвеция, их общественно-политический
радикализм. Немецкое Просвещение и его
основные представители: Г. Лессинг, И.
Гете, И. Гердер, Ф. Шиллер, И. Кант.
2.3.7. Классическая немецкая философия.
Общая
характеристика и особенность немецкой
философии. Активно-деятельностное понимание
человека в немецком идеализме. Понятие
свободы. «Критическое» учение И. Канта:
гносеология, этика, эстетика. Философия
Абсолютного «Я» И. Фихте. Содержание и
эволюция натурфилософских идей и философии
Абсолютного тождества Ф. Шеллинга. Философская
система Г.В.Ф. Гегеля. Проблема тождества
бытия и мышления. Идеалистическая диалектика
Гегеля, ее основные принципы, законы и
категории. Антропологический материализм
Л. Фейербаха.
2.3.8. Западная философия XIX века.
Возникновение и развитие марксистской философии. Разработка проблем материалистической диалектики К. Марксом и Ф. Энгельсом и ее отношение к диалектике Гегеля. Проблема закономерности и объективности социально-экономического и исторического развития в материалистическом понимании истории.
Отношение
к разуму и науке в философии
XIX века: борьба рационализма и иррационализма.
Исторические формы позитивизма: О. Конт,
Г. Спенсер, Р. Авенариус, Э. Мах. Феноменология
Ф. Брентано и Э. Гуссерля. Прагматизм Ч.
Пирса, Ч. Джемса, Д. Дьюи. Иррационализм,
волюнтаризм и «философия жизни» А. Шопенгауэра
и Ф. Ницше.