Тесты по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:46, тест

Описание работы

Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи, многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.

Приобретение студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных постановках и решениях.

Развитие умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных проблем.

Работа содержит 1 файл

Тестовые задания для сдачи экзамена по философии студентам ОЗО (экстернат).doc

— 435.00 Кб (Скачать)

                                     ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

                                                 СТУДЕНТОВ ОЗО  (ЭКСТЕРНАТ)                                

   При подготовке к экзамену  студент должен самостоятельно  освоить теоретический материал учебной дисциплины: «Философия». Для этого ему необходимо руководствоваться рабочей программой, разработанной кафедрой философии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Российской Федерации для высших учебных заведений и учебным планом Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Затем выполнить тестовые задания. Все это необходимо представить в отдел  «Экстернат», по адресу: ул. Псковская 3, ауд.102. Оценка выставляется по результатам выполненных тестовых заданий. 

Философия

Дисциплина  для нефилософских специальностей и направлений.

Рабочая программа и методические рекомендации

для дневной  и заочной форм обучения. 
 
 

СОГЛАСОВАНО 

Начальник  УМУ  НовГУ

_____________ Е.И. Грошев 

«_____»____________2007г.

                    Принято на заседании кафедры 

                    Философии

                    Заведующий кафедрой 

                    ____________проф. А.П.Донченко

                    «_____» _________________2007г.

   
                    Разработали:

_____________проф. А.А. Кузьмин 

_____________доц.  Ю.С. Салманов

                       _____________доц.   А.И. Сорокин

                        «_____»   ________________2007г.

      1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Место дисциплины в учебном  процессе

     Курс  философии входит в блок гуманитарных дисциплин.  Философия занимает центральное  место в формировании у студентов  мировоззрения, методологии познания. 

Цели  преподавания дисциплины

     Ввести  будущих специалистов в круг философских  проблем, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей природных и социальных процессов.

     Активизация у будущих специалистов нестандартности, оригинальности мыслительных подходов к самым разнообразным проблемам (т. е.  развитие способности творчески и достаточно глубоко осмыслить разные проблемы.)

     Повышение уровня философской культуры будущего специалиста, расширение его кругозора  и базы профессиональных знаний.

Задачи  изучения дисциплины

     Получение студентами представления о философии, ее истории, закономерностях возникновения идеи,  многообразия философских проблем, их смысла и значения для человека и общества и  многообразии их попыток решения в разных исторических и региональных условиях.

     Приобретение  студентами навыков рассмотрения и обсуждения проблем, в том числе и при их альтернативных  постановках и решениях.

     Развитие  умения определить, сформулировать, выразить и аргументировано отстаивать свою точку зрения по существу различных  проблем.

     Развитие  у студентов умения оценивать  значение того или иного осмысления философских проблем для настоящего и будущего человека и общества.

     Развитие  понимания наиболее острых для ХХI века и нынешнего состояния нашей страны проблем развития человека и общества, культуры, различных позиций при их осмыслении и попытках практических решений.

     Развитие  понимания смысла духовных ценностей  человечества,  внимательного, заинтересованного  и гуманного отношения к окружающему  миру, другим людям, уважения к ценностям  и свободе другого человека, другой нации, другой расы.

     Развитие  у студентов чувства собственного достоинства, стимулирование их к творческой самореализации.

     Формирование  у студентов философского анализа  текста, а также умения правильно  сформулировать философскую проблему и проанализировать ее.

     2.  СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙ

    1. Общие положения
 

     Основу  логической конструкции программы  курсов философии  образуют три ее самостоятельных, но внутренне взаимосвязанных  разделов.  В вводной лекции “  Философия, ее происхождение и сущность”  раскрывается природа философского мировоззрения, предпосылки зарождения.  Дается характеристика узловых философских проблем, обосновывается место, которое занимает философия в духовной жизни общества.

     В первом разделе “ Исторические типы и основные этапы развития философии” предполагается показать основные линии развития философской мысли по эпохам.  Большое внимание уделяется выявлению связи духовной  и социальной атмосферы эпохи с возникновением характерной для нее философской ориентации, философской школы и введением новых философских проблем, ее специфике, ее  связи со всеми сферами реализации человека в мире.  Вводятся основные  философские категории, дается представление о своеобразии философского мышления.

     Второй  раздел “ Бытие, познание, диалектика” (основы теоретической философии) включает в себя основные проблемы онтологии и гносеологии.  Здесь дается анализ  различных подходов  к  раскрытию природы сознания, выявляется сущность познавательных принципов, их противоречивость. Последняя тема данного раздела посвящена диалектике, её принципам и законам. Дается характеристика категориям диалектики.

     В заключительном третьем разделе  «Общество, его структура, основные закономерности функционирования и  развития» (социальная философия) выделяются проблемы социального развития, рождения и функционирования общественных систем, показано многообразие, многовариантность проявления социальной жизни.  Особое внимание уделено анализу глобальных проблем современной истории.

Уяснение  содержания важнейших философских  концепций, выдвинутых в прошлом, а также разработанных в последнее десятилетие ХХ века - естественная основа развития самосознания будущего специалиста, овладения им навыками теоретического мышления, без чего немыслимо понимание сущности происходящего в мире.  Способность к оценке стратегии своей специальности всегда была и остается главным критерием высшего профессионализма выпускника высшей школы.

    1. Философия, ее социальная сущность и функции.

     Понятие мировоззрения, его структура и  исторические формы: мифология, религия, философия. Особенности мифологического понимания мира и человека. Религиозное мировоззрение. Вера в сверхъестественное.

     Философия как особая сфера духовной жизни  человека и общества. Природа философских  проблем.

     Основные  сферы философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, логика, методология, аксиология, этика, эстетика, философская антропология. Философское мировоззрение и частнонаучные знания о природе, обществе, человеке.

     Место и роль философии в культуре. Философия  как форма личностного мировоззрения. Философия как форма теоретического знания. Философия и наука. Основные функции философии в обществе и значение философского образования.

     Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Космоцентризм, геоцентризм, антропоцентризм как основные тенденции миропостижения. 

    1. Раздел 1.  Исторические типы и основные этапы развития

     философии.

      2.3.1. Философия Древнего Востока.

      Формирование  традиционных школ древнеиндийской  философии. Джайнизм, буддизм, чарвака, санкхья, йога, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Древнекитайская философия: даосизм, конфунцианство, легизм.   

      2.3.2. Античная философия.

      От  мифа к логосу: формирование древнегреческой  философии. Основные черты и школы  древнегреческой философии. Проблемы бытия и субстанции. Милетская и Элейская школы. Гносеологические и нравственно-социальные проблемы в учениях софистов, Сократа. Становление античной диалектики. Античный атомизм. Учение Платона об «идеях». Философский синтез Аристотеля. Позднеантичная философия: школа Эпикура, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Историческое значение античной философии. 

      2.3.3. Философия Средневековья.

      Специфика и характерные особенности средневекового мировоззрения. Теоцентризм. Монотеизм. Патристика и схоластика. Учение Августина. Проблемы разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Особенности средневековой схоластики. Учение Фомы Аквинского. Представление о мире и человеке в категориях средневековой культуры. Концепция двух истин: соотношение теологии, философии, науки. Проблема доказательства бытия Бога.

      2.3.4. Философия Возрождения.

      Характерные черты новой культурно-исторической эпохи и их отражение в философской  мысли. Антропоцентризм, гуманизм, личностно-материальное и геометрически-структурное понимание мира, борьба со схоластикой. Политическое учение Н. Маккиавелли. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Онтология, диалектика  Н. Кузанского. Космологические учения Н. Коперника,  Дж. Бруно и Г. Галилея. 

      2.3.5. Философия Нового времени.

      Социокультурные и исторические особенности Нового времени.  Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм. /Ф. Бэкон, Р. Декарт/. Проблема субстанции в философии XVII века /Р.  Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/. Иррационализм Б. Паскаля. Проблема человека и общества: теория общественного договора Г. Гоббса и либерализм Д. Локка. Субъективно-идеалистические учения Дж. Беркли и Д. Юма. 

      2.3.6. Философия Просвещения.

      Общая характеристика и национальные особенности английского, французского и немецкого Просвещения. Английское Просвещение: деизм Д. Толанда и А. Коллинза. Французское Просвещение: деизм Ф. Вольтера, социальные взгляды М. Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Естественнонаучный атеизм и философский материализм Д. Дидро, П. Гольбаха и К. Гельвеция, их общественно-политический радикализм. Немецкое Просвещение и его основные представители: Г. Лессинг, И. Гете, И. Гердер, Ф. Шиллер, И. Кант. 

      2.3.7. Классическая немецкая философия.

      Общая характеристика и особенность немецкой философии. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы. «Критическое» учение И. Канта: гносеология, этика, эстетика. Философия Абсолютного «Я» И. Фихте. Содержание и эволюция натурфилософских идей и философии Абсолютного тождества Ф. Шеллинга. Философская система Г.В.Ф. Гегеля. Проблема тождества бытия и мышления. Идеалистическая диалектика Гегеля, ее основные принципы, законы и категории. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 
 

      2.3.8. Западная философия XIX века.

      Возникновение и развитие  марксистской философии. Разработка проблем материалистической диалектики К. Марксом и Ф. Энгельсом  и ее отношение к диалектике Гегеля. Проблема закономерности и объективности  социально-экономического и исторического  развития в материалистическом понимании истории.

      Отношение к разуму и науке в философии  XIX века: борьба рационализма и иррационализма. Исторические формы позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Р. Авенариус, Э. Мах. Феноменология Ф. Брентано и Э. Гуссерля. Прагматизм Ч. Пирса, Ч. Джемса, Д. Дьюи.  Иррационализм,  волюнтаризм и «философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 

      1. Основные  направления в  философии ХХ века.

Информация о работе Тесты по философии