Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа
Таким образом, основной целью реферата является рассмотрение даосизма как философского и религиозного учения. В соответствии с данной целью, необходимо поставить и решить следующие задачи:
-рассмотреть историю возникновения и развития даосизма;
-описать сущность даосизма;
-проанализировать соотношение даосизма с другими религиозными учениями;
-исследовать положение даосизма на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………..…………………...2Глава 1. Даосизм: история возникновения и развития …………………….………...4
Глава 2. Сущность даосизма……………………………………………….………..………...9
2.1. Элементы учения……………………………………………….……………………..9
2.2. Соотношение даосизма и конфуцианства ………………………………………...11
2.3.Даосизм в настоящее время …………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………
По сообщению X. Уэлча, специалисты по проблемам религии в КНР считают, что монастырский буддизм вскоре исчезнет совсем, тогда, как мирской сохранится. Для даосизма подобный процесс еще более закономерен, поскольку институт монашества не был органически присущ даосизму и возник во многом под буддийским влиянием, не распространился на все направления даосизма в целом или был санкционирован доктриной в качестве безусловного инструмента и условия спасения.
Даосский священнослужитель на Тайване связан, прежде всего, с обслуживанием нужд местной общины. Даосская система общинного ритуала создает своеобразный универсум духовной жизни общины, включая в себя наряду с публичными ритуалами различные семейные формы литургии. Все верующие даосы на Тайване могут быть разделены на три категории:
1. миряне, содержащие и обслуживающие храмы;
2.низшее духовенство — «наставники закона» (фаши), в чьи функции входят малые обряды: изгнание демонов, контроль над храмовыми медиумами, представления в традиционном религиозном театре марионеток и отправление культов «обычных божеств» (шэнь), т. е. тех, кто якобы некогда были людьми, возвысившимися впоследствии до ранга божеств (Ма-цзу, Гуань Гун и др.). По цвету их головных уборов «наставников закона» обычно называют «красноголовыми» (хун тоу);
3.ортодоксальные священнослужители (даоши, или черноголовые,— у тоу), совершающие общинные литургий, направленные на обновление общины и сил в космосе и необходимые для освящения храмов (этот тип литургии называется «цзяо»)19
Высокопоставленные даоши имеют соответствующие удостоверения с печатью «Небесного наставника». Обладатели подобных удостоверений титулуются «возвышенный достопочтенный» (гао гун), или «виночерпий» (цэи цзю) в соответствии с древнекитайским названием. Гао гун играет особую роль в литургии. Он не совершает большинства обрядов, отправляемых низшими даоши, к которым он относится как учитель и наставник («как Лао-цзы к императору Хуан-ди»). Считается, что гао гун («деревянный священнослужитель») при помощи заклинаний («мантр») и медитации интериоризирует ритуальные акты, совершаемые даоши («движущимися священнослужителями»), и затем «объективирует» божественные духи своего тела, направляя их на небеса.Даосы верят, что только через посредничество гао гуна возможно общение с Дао и его эманациями. Гао гун должен вступить в брак (здесь следует отметить, что до XIII в. часть монастырей принадлежала «Небесным наставникам», но позднее все они отошли к «цюань чжэнь» в связи с монополизацией института монашества этой школой), и его должность является по традиции наследственной. Объектами поклонения гао гуна и даоши являются божества, никогда не бывшие людьми. Это персонифицированные ипостаси Дао — «небесные превосходные» (тянь цзунь).
По своей магической силе даоши считаются превосходящими низших богов, которым поклоняются «красноголовые». Даоши в глазах населения являются высшими религиозными авторитетами, с которыми часто советуются по самым различным поводам. Даосской литургии приписывается сакральный магический смысл: считается, что после великой литургии (цзяо) в общине не будет смертей в течение года, так как «цзяо» обновляет не только единство общины как единотелесного организма, но и самое жизнь общины.20
Заключение
В данной работе нами были рассмотрены основные аспекты, касающиеся становления и развития даосизма, его сущности и положения на современном этапе.
Необходимо обозначить следующие ключевые моменты:
- даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
- основой учения является понятие “Дао”. “Дао” — это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. К ведущим даосским концепциям относятся также принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и увэй (недеяние).
- главным отличием конфуцианской и даосской культур является отношение к природе человека, из которой вытекает и сложившееся между ними в традиционной китайской культуре «распределение ролей». Оба учения предполагали необходимость изменений с целью приблизиться к «истинной сущности человека». Конфуцианцы считали истинной сущностью человека гуманность (жень), доброе, истинно человеческое начало. Даосы понимали под истинной человеческой сущностью изначально присущее каждому явлению космическое начало, воплощающее единые для всей природы универсальные закономерности. Высшая цель в даосизме – выявление и предельная актуализация «истинного начала» в человеке и полное ему подчинение, «слияние» с единым потоком движения вселенной.
- даосизм в XX век вошёл как традиционная китайская религия. К настоящему времени в стране открылось немалое количество даосских храмов и монастырей. В определенной степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что даосизм в современном виде представляет собой религию с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и эзотерическим внутренним содержанием, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа.
Список использованной литературы
1 Б.И. Кононенко. Культурология. Большой толковый словарь. - М.: Вече 2000, 2003. – С.135.
2 Сравнительное богословие.
Даосизм и конфуцианство // VODASPB.RU URL: http://www.vodaspb.ru/files/
3 В.С. Васильев. История религий Востока. - М.: КДУ, 2004. - С. 281.
4 Вэнь Цзянь, Л.А. Горовец. Даосизм в современном Китае. - СПб: 2005. - С. 76.
6 Сравнительное богословие. Даосизм
и конфуцианство // VODASPB.RU URL: http://www.vodaspb.ru/files/
7 Там же.
8 Сравнительное богословие. Даосизм
и конфуцианство // VODASPB.RU URL: http://www.vodaspb.ru/files/
9 Там же.
10 Ф.А. Леонидов. Введение в вероучения народов мира. - СПб.: Флинта, 2007. - С. 50.
11 В.С. Васильев. История религий Востока. - М.: КДУ, 2004. - С. 284.
12 А. Флауэр. Лао Цзы. - М.: Амфора, 2009. - С. 134.
13 В.С. Васильев. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970. - С. 256.
14 Ю.А.Парфенова. Конфуцианство, даосизм от А до Я. - М.: АСТ, 2007. - С. 216.
15 Чжун Юань. Поздний даосизм. - М.: 2003. - С. 385.
16 Вэнь Цзянь, Л.А. Горовец. Даосизм в современном Китае. - СПб: 2005. - С. 114.
17 Вэнь Цзянь, Л.А. Горовец. Даосизм в современном Китае. - СПб: 2005. - С. 132.
18 Чжун Юань Поздний даосизм. - М.: 2003. - С. 345.
19 К.М.Скиппер. О даосском духовенстве на Тайване и его ритуалах. - М.: 1976. - С. 309.
20 К.М.Скиппер. О даосском духовенстве на Тайване и его ритуалах. - М.: 1976. - С. 315.