Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:25, курсовая работа
Таким образом, основной целью реферата является рассмотрение даосизма как философского и религиозного учения. В соответствии с данной целью, необходимо поставить и решить следующие задачи:
-рассмотреть историю возникновения и развития даосизма;
-описать сущность даосизма;
-проанализировать соотношение даосизма с другими религиозными учениями;
-исследовать положение даосизма на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………..…………………...2Глава 1. Даосизм: история возникновения и развития …………………….………...4
Глава 2. Сущность даосизма……………………………………………….………..………...9
2.1. Элементы учения……………………………………………….……………………..9
2.2. Соотношение даосизма и конфуцианства ………………………………………...11
2.3.Даосизм в настоящее время …………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 2. Сущность
даосизма……………………………………………….………
2.1. Элементы учения………………………………………
2.2. Соотношение даосизма и конфуцианства ………………………………………...11
2.3.Даосизм в настоящее время …………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………..…………
Введение
Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, начинается история развития китайской философии, вслед за рождением рабовладельческого строя.
Даосизм – одно из древнекитайских философско-религиозных учений, возникшее в I-III веках до нашей эры. Но, при этом современность даосизма очевидна. Так как, во-первых, даосизм — это неотъемлемая часть китайской и азиатской культур в целом.
Во-вторых, древние китайские учителя боролись с теми же проблемами и обстоятельствами, с которыми мы сталкиваемся и боремся в современном мире. Они жили во времена перемен в культуре. Прежняя основа гармонии перестала существовать. Лао-цзы и Чжуан-цзы пытались найти вероучение, которое помогло бы вернуть культуре утраченную гармонию. Сейчас мы сталкиваемся лицом к лицу с такими же проблемами.
В-третьих, эти китайские философы задумывались над вопросами, которые всегда будут актуальны для человечества: в чем смысл жизни? что ждет человека после смерти?
Это учение, даже спустя несколько тысяч лет, очень популярно, и многие люди сами не зная того, живут по принципам даосизма и пользуются его тезисами.
Таким образом, основной целью реферата является рассмотрение даосизма как философского и религиозного учения. В соответствии с данной целью, необходимо поставить и решить следующие задачи:
-рассмотреть историю возникновения и развития даосизма;
-описать сущность даосизма;
-проанализировать соотношение даосизма с другими религиозными учениями;
-исследовать положение даосизма на современном этапе.
Методологической основой работы послужили такие методы исследования, как: анализ, аналогия, сравнение и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Глава 1. Даосизм: история возникновения и развития
Даоси́зм ( кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии1.
Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
«Иными словами, даосизм явился следующим шагом после окончания родоплеменной эпохи первобытного шаманизма и первобытной магии многочисленных племён, населявших территорию Китая. Объективная востребованность объединяющего религиозного учения возникла в тот момент, когда формировалась первая китайская государственность. И становление государственности проходило параллельно становлению даосизма и конфуцианства: первая религиозная система долгое время была не легитимной (религией низов), а вторая - сводом религиозных правил, принятых в верхах и спущенных вниз по иерархии рабовладельческого государства»2.
Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция.
«Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной»3.Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.
В начале II столетия н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов.
«Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 - 156) основал школу «Небесных Наставников» и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184-204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 году и прекратило своё существование.
Позднее образовывались другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао.»4
Последователи школы «Пути небесных наставников» почитали обожествленного Лао-цзы и считали его трактат своим каноническим текстом. Поскольку от каждого члена школы требовался ежегодный взнос в размере пяти мер риса, за ней утвердилось и другое название - "Путь пяти мер риса" ("Удоуми-дао"). Позднее эта школа стала называться "Путь истинного единства" ("Чжэн и дао"). Первым ее патриархом ("небесным наставником") считается Чжан Даолин (Чжан Фухань, 34-156 гг.), якобы получивший новое откровение от обожествленного Лао-цзы и право быть его наместником на земле.
«Следует отметить совершенно уникальную роль женщин в движении “Небесных наставников». Мать Чжан Лу, внука Чжан Даолина, была видным священнослужителем при дворе Вэй; многие женщины сыграли важную роль и на более поздних этапах этого и других даосских движений (так, Вэй Хуацунь — матриарх школы Шанцин также была “виночерпием” “Небесных наставников”). Даосские чиновники, помимо прочих обязанностей, хранили списки населения и взимали налоги, в (том числе и знаменитые “5 доу риса”)»5.
Школы Маошань и Линбао стремились совместить символический ритуализм "Небесных наставников" с оккультно-алхимической традицией южно-китайского даосизма и уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания. В это же время (V век н.э.) начинает формироваться полное собрание даосской религиозной литературы (Дао цзан), что уже свидетельствовало о консолидации всех даосских направлений в рамках единой религии.
Канон Дао Цзан (Сокровищница Дао) включил в себя более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона.
«В конце III в. до н.э. в Китае возникла централизованная империя Цинь, её сменила империя Хань (206 г. до н.э. ñ 220 г. н.э.). Проповедь долголетия и бессмертия (основы даосского учения …) обеспечила даосским проповедникам популярность в народе и благосклонность императоров, отнюдь не безразличных к своей жизни и смерти. Поддержка верхушки империй помогла даосизму выжить и даже укрепиться в первые века в условиях господства конфуцианства. Но, выстояв, даосизм довольно сильно изменялся и мутировал по отношению к тому, что, видимо, имел в виду его основатель Лао-Цзы»6.
Затем даосизм вновь претерпевал ряд изменений.
«В IV - VI вв. многие положения даосского учения подверглись пересмотру и приспосабливались к официальной идеологии конфуцианства. В это время была создана обширная иерархически выстроенная религиозная организация»7.
В VII-VIII вв. под влиянием буддизма в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В это же время усиливается тенденция к доминированию в даосской религиозной практике психотехнических методов созерцательной медитации. Основное внимание начинает уделяться приемам внутреннего самосовершенствования. Данная тенденция приводит к появлению в XII в. в Северном Китае новых даосских школ, важнейшая из которой - школа "Пути совершенной истины" (Цзюань чжэнь цзяо) становится ведущим даосским направлением и остается таковым вплоть до настоящего времени. Основное внимание эта школа уделяет нравственному совершенствованию и даосской практике созерцания. Для нее также характерно требование обязательного принятия монашества для духовенства (дао ши).
«Поздние даосы пытались превратить своё учение в государственную религию, но не силой и противостоянием: они делали всё, чтобы понравиться и пригодиться официальным имперским властям.
После окончания периода раздробленности Китая (III - VI вв.) во времена династии Тан (618-907 гг.) даосская иерархическая верхушка верноподданно присягнула служить имперской династии и её иерархии. В то время уже появился мощный конкурент даосизму - буддизм. Даосы, не желая отдавать свои позиции мистифицированной «религии для народа», разработали по буддийскому образцу заповеди («нравственный кодекс»), составили список заслуг и проступков для добропорядочных подданных Поднебесной.»8
Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.
«Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма»9.
На
протяжении своей истории даосизм то подвергался
гонениям, то пользовался популярностью
у правителей, например, у Цинь Шихуанди
(246-210 гг. до н.э.), Цзин-ди (156-141 до н. э.), Гао-цзуна
(650-683 гг.), Сюань-цзуна (712-756 гг.). После Х
в. даосизм постепенно утратил поддержку
государственной власти и продолжал сохраняться
как синкретическая народная религия,
впитавшая в себя многие элементы конфуцианства
и буддизма.
Глава 2. Сущность даосизма
2.1. Элементы учения
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). Основой учения является понятие «Дао».
«Дао — это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно в принципе безымянно, везде проявляется, ибо есть «источник» вещей, но не является самостоятельной субстанцией, или сущностью. Само дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энергетической деятельности.»10
Дао является одновременно и субстанцией-основой,
и извечным, естественным и всеобщим
законом спонтанного
Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека - в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.
Дао присуща благая сила дэ ("добродетель"), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (субъекты) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.
К ведущим даосским концепциям относятся также принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние). Первый из них дословно означает "то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)". В данном случае речь идет о том, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования Дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с дао (природой) человека, а в макрокосме - с дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний, и пристрастий противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен "следовать вещам" (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.11