Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 05:54, контрольная работа
Как показали реалии последних лет, нельзя недооценивать роль противоречий в доминирующей религии и культуре, в том числе и в познавательной культуре различных народов, служащих мощным стихийным источником нарастания межэтнической напряженности. Их осмысление может стать ядром методологических принципов стабилизации этноконфессиональной ситуации и разрешения конфликтов. В этом контексте вполне понятен интерес к идейному содержанию и мыслительной стратегии суфизма, против которого направлено острие борьбы ваххабизма, одного из реакционных и экстремистских течений в исламе.
Введение……………………………………………………………………3
Историческое развитие суфизма……………………………………….5
Истинный путь суфиев…………………………………………………..7
Развитие культуры в суфизме………………………………………….11
Гносеологические идеи в суфизме……………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………..22
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
Контрольная работа
По дисциплине: ‹‹Философия››
Тема: «Суфизм»
Выполнил:
11111111 1. 1.
Проверил:
?????????????
?????????????
Содержание
Введение
Как показали реалии последних лет, нельзя недооценивать роль противоречий в доминирующей религии и культуре, в том числе и в познавательной культуре различных народов, служащих мощным стихийным источником нарастания межэтнической напряженности. Их осмысление может стать ядром методологических принципов стабилизации этноконфессиональной ситуации и разрешения конфликтов. В этом контексте вполне понятен интерес к идейному содержанию и мыслительной стратегии суфизма, против которого направлено острие борьбы ваххабизма, одного из реакционных и экстремистских течений в исламе.
Постижение
бога, или абсолютного, чистого бытия
осуществляется целым набором способов
познания; в терминологии иранского
суфизма оно чаще всего означает
постижение сущности через мистическое
озарение. “Совершенный человек, который
представляет собой эманацию (излучение)
абсолютного бытия и
Суфизм
полагает целью человеческого
Суфизм - религиозно-мистическое учение возникшее в 8-9 вв. и получивших распространение в странах Арабского халифата. Существует много мнений происхождения суфизма. Одни авторы говорят, что суфизм развился из исторического Ислама, при этом ссылаются на некоторых суфийских авторитетов. Другие заявляют, что как раз наоборот, суфизм - это реакция против позиций Ислама. Третьи считают, что суфийские идеи вышли из христианства, или же что их частично или полностью можно отнести к влиянию персидского зороастризма, что они идут из Китая или Индии. Сами суфии утверждают, что суфизм - это эзотерическое учение в контексте Ислама, с которым он считается вполне совместимым и, вместе с тем, много шире его.
Авторитетный суфий Сухраварди, говорил, что суфизм есть форма мудрости, используемая преемственным рядом мудрецов, которая не заканчивается на Мухаммаде, а простирается до таинственного Гермеса из Египта, которого он называл "прародителем мудрецов", давшему начало двум ветвям мудрости: "восточной" и "западной". К "восточной" он относил героев Авесты - царей-мудрецов Гайомарта, Феридуна и Кай-Хосроу, а также Заратустру. Их продолжателями на почве Ислама были суфии ал-Бистами, ал-Харакани, ал-Халладж. "Западную" или "греческую" ветвь представляли Асклепий, Эмпедокл, Пифагор, Платон.
О происхождение слова "суфизм" существует много мнений. В одном случае считается, что корни его в слове "суф", что, в переводе с арабского, означает "шерсть". Известно, что шерстяные плащи носили философы Греции, первые христиане-подвижники, тибетские монахи. Вероятно, этим словом арабы называли любого аскета вне зависимости от его религиозной принадлежности. В другом случае считается, что "суф" означает "чистый" (чистый от невежества, ханжества, догматизма, эгоизма и фанатизма так же, как и от кастовых, расовых, национальных или религиозных различий). Некоторые считают, что слово "суфи" происходит от греческого слова "софия", что, в переводе с греческого, означает "мудрость". А крупнейший современный ученый-суфий Идрис Шах считает звуки, передаваемые буквами "С", "У", "Ф" (в арабском написании "Соад", "Вао", "Фа"), важными в их воздействии на умственные процессы человека и способными вызвать в нем переживания высшего порядка.
1.Историческое развитие суфизма
В
годы правления Мухаммада и его
двух первых заместителей - Абу Бакра
и Омара, арабское общество Мекки
и Медины представляло собой религиозную
общину, в которой светской власти
в полном смысле этого слова не
было, власть была духовная, которая
воспринималась как непосредственное
веление Аллаха. Жизнь первых халифов
(Абу Бакра и Омара) мало чем
отличалась от образа жизни любого
члена общины. Характер власти стал
меняться при третьем халифе Османе,
хотя источники и утверждают, что
он был носитель святости и благочестия,
представитель совестливости, но известно,
что начавшиеся при нем волнения,
приведшие к его гибели, были вызваны
тем, что началось материальное обогащение
правящей верхушки. После убийства
Османа начинается борьба за власть и
начинаются дела человеческие. Власть
захватывает представитель рода
Омайн. С этого времени власть
халифов становится все более
светской, функции духовной власти
переходят все более к Корану,
который давал ответы на каждый вопрос,
и тогда создаются "хадисы"
или воспоминания ближайших сподвижников
пророка по поводу того, что говорил
он по поводу различных ситуаций и
как поступал. Создается своего рода
профессия "мухадисов", собирателей
и толкователей "хадисов", которые
объединяли в себе всю сумму богословских
и юридических знаний эпохи. Постепенно
к мухадисам выдвигается
В противовес официальной религии, проповедовавшей страх перед карающим Богом и страшным судом, мистики учили своих последователей любви к Богу, к Его Абсолютной, непреходящей Красоте. Мистик стремится к постижению Высшей Истины, не требуя ничего взамен. Высшей целью у мистиков является мистическое воссоединение с Богом. "Мы не боимся ада и не желаем рая", говорили суфии.
2.Истинный путь суфиев
Суфийские
мистики утверждали, что при полном
углублении в медитацию о любви
к Богу, о единстве с Богом, может
зародиться чувство полного уничтожения
"я", человек исчезает, остается
только Бог. К этому состоянию
они прилагают название "фана"
(небытие). Это название с конца IX
века становится техническим термином
суфизма и приобретает огромное
значение, ибо именно фана в большей
части суфийских школ начинает признаваться
конечной целью путника тариката
(суфийского пути). Сам путь мистического
самоусовершенствования делился на
три основных этапа. Шариат - первый
этап - есть начало пути познания, свод
мусульманских религиозных
“Пять требований Ислама”
1 - исповедывание веры,
2
- пятикратное произношение
3 - соблюдение поста Рамазана,
4
- паломничество в священный
5 - выплата заката (приношение жертвы во имя Аллаха).
Второй этап– тарикат- или
путь духовного
Тарикат
означает духовную жизнь путника
на пути познания Бога. Каждый путник,
избравший суфийский метод
Термин "тарикат" может заменяться почти равнозначным "сулук" (странствие), а путник на этом пути - "салик" (странник).
Поскольку
вводится образ странствия, то вводится
и образ стоянок на пути. Стоянки
эти обозначаются термином "макам".
Каждый из макамов представляет собой
известное психическое
Основные макамы:
1. Тауба или тавба (покаяние).
2.
Вара (осмотрительность, благочестие)
- путник должен стараться не
причинить никому зла.
3. Зуфд (воздержанность, аскетизм).
4. Факр (бедность, нищета).
5. Производная предыдущих двух ступеней, 5 ступень - фабр, сабр (терпение) - основная добродетель суфия.
6. Таваккул (упование на Бога) - отречение от своей собственной воли и полное упование на волю Бога.
7. Рида, риза (покорность, удовлетворенность).
В стадии тарикат путник пути познания Истины должен стараться очистить свою душу и сердце от всех дурных качеств. В его мыслях не должно быть ничего, кроме познания Истины. Путнику необходимо соблюдать определенные требования, его поступки должны быть правильными и соответствовать правилам ступеней тариката. Эти поступки и действия сводятся к 10 видам:
1. Быть убежденным.
2.
У путника должен быть
3.
Быть преданным, покорным
4.
Быть исполнительным. Все действия
и поступки он должен
5. Отрешение.
6.
Быть праведным и
7. Должен соблюдать умеренность в разговоре и беседе с людьми.
8. Умеренность во сне.
9. Умеренность в пище.
10.
Предпочитать аскетический
Если, при наличии знающего наставника, путник выполняет все эти условия, он обязательно достигает цели и истина открывается ему. Если же он не выполняет хотя бы одно условие, то он не может завершить свой мистический путь.
На пути духовного подвижничества возникают и другие явления духовной жизни - кратковременные настроения или порывы, налетающие на путника во время прохождения им пути. Эти состояния они обозначили термином "Хал" - эти состояния, в противоположность макаму, собственными усилиями путника достигнуты быть не могут. Это - Божественная милость, ниспосылаемая свыше.
Например, курб (близость) - при котором человек ощущает себя стоящим в непосредственной близости к Богу, ощущает на себе взор Бога. Иногда сюда причисляют и фану (небытие). Для большинства суфийских мастеров фана - это не конечный пункт, за фана идет ее логическое следствие - бака (вечность): ощутив уничтожение своего временного преходящего "я", путник погружается в море Абсолюта, и тем самым и ощущает отчетливо, что существует так же вечно, как вечна и Божественная Сущность. Это состояние бессмертия высшее из состояний, доступных для путника.