Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 01:29, реферат
Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, субъективного идеализма.
Задачи здесь, следовательно, - это обзор его главных трудов и содержащихся в них идей.
Введение 3
1. Жизнь и творчество Дж. Беркли 5
1.1 Краткие сведения о биографии и творчестве 5
1.2 «Философские заметки» - начало философии Беркли 7
2. Субъективный идеализм Дж. Беркли 11
2.1 Теория зрения Беркли 11
2.2 Принципы человеческого знания 14
2.3 Философия физики 19
Заключение 23
Список литературы 26
Субъективный идеализм Дж. Беркли
Введение 3
1. Жизнь и творчество Дж. Беркли 5
1.1 Краткие
сведения о биографии и
1.2 «Философские заметки» - начало философии Беркли 7
2. Субъективный идеализм Дж. Беркли 11
2.1 Теория зрения Беркли 11
2.2 Принципы человеческого знания 14
2.3 Философия физики 19
Заключение 23
Список литературы 26
В данном реферате
Беркли. Эту тему нельзя на сегодняшний день назвать очень популярной и
актуальной, но, тем не менее, она важна. «Так как Беркли разрабатывал свое
учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который
ставит вопрос о природе человеческого духа, его отношения к миру, не может
обойтись
без учета философских
Беркли наложила свой отпечаток на все последующее развитие идеалистической
мысли. Поэтому, конечно же, философии Беркли посвятили свои исследования
многие ученые, и так как учение Беркли имеет ярко выраженный
идеалистический характер, причем с явно религиозной направленностью,
комментарии исследователей порой расходятся в диаметрально противоположных
направлениях. А в советской философии Лениным было изначально заложено
отрицательное отношение к берклианскому учению.
Целью реферата является
идеализма. Задачи здесь, следовательно, - это обзор его главных трудов и
содержащихся в них идей. В связи с этим структура реферата следующая.
Реферат состоит из двух глав, в первой из которых кратко дается обзор
биографии и творческой деятельности Беркли и начальных позиций его
философии на основе одного из первых его трудов «Философские заметки». Во
второй главе уже непосредственно рассматриваются основные идеи его
философии, исходя из его главных произведений «Опыт новой теории зрения» и
«Трактат о принципах человеческого знания».
Несмотря на известность и даже хрестоматийность учения Беркли при
создании реферата возникли большие трудности с подбором литературы. В
библиотеках города Кемерово нет современных (изданных после 1991 года)
научных монографий о Беркли, а использовать книги, изданные в советское
время, не представляется возможным, потому что учение Беркли как
идеалистическое с точки зрения марксизма-ленинизма признавалось реакционным
и в связи с этим рассматривалось исключительно с критической, а не
объективной точки зрения, поэтому, к сожалению, в работе пришлось учебную
литературу и статьи, опубликованные в Интернете.
Теория зрения Беркли
Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три диалога между Гиласом и Филонусом».
В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт новой теории зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. «Мой замысел заключается в том, чтобы показать, каким образом мы посредством зрения воспринимаем расстояние, величины и положение предметов».
Результат, по мнению Беркли успешно достигнутый, состоял в том, чтобы доказать, что расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. В самом деле: «Когда мы смотрим на близко расположенный предмет обоими глазами, то, по мере его приближения и удаления от нас, мы изменяем направление взгляда, уменьшая или увеличивая промежуток между зрачками; это изменение направления взгляда или движение глаз сопровождается ощущением, и именно оно дает разуму представление о большем или меньшем расстоянии».
Восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Против этой теории зрения мы могли бы эффективно использовать правила геометрической оптики, для которой пространство, измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с чем-то объективным. Однако Беркли напоминает, что если бы эти правила имели силу, то отсюда бы следовало, что восприятие расстояния у всех должно быть одинаковым. Желание объяснить зрение «через геометрию», по мнению Беркли, - всего лишь «фантазия» или «каприз».
Так же ошибкой было бы полагать, что связь, объединяющая зрительные впечатления с осязательными ощущениями, относится если не прямо к внешним телам, то к природе этих вещей.
Как считает Беркли, Связь между разными типами ощущений относится к области логики и объективности. Только человеческая душа устанавливает связь между «подсказками» многообразного содержания разных типов ощущений. Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые для поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Зрение – это инструмент для сохранения жизни, но нив коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира. Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед нами только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями, единственно известными первоначально. И лишь когда мы установим определенную связь между разными классами ощущаемы отображений и рассмотрим их соответственно сложившееся между ними взаимной зависимости, только тогда можно считать, что сделан первый шаг в построении реальности.
Беркли интересовали пресловутые нагромождения. В одном из своих писем он сообщает, что «Опыт новой теории зрения», вероятнее всего окажется бесполезным, однако добавляет, что надеется показать в следующем трактате, что «Опыт…», «показывая пустоту и ложность многих областей умозрительной науки, послужит побуждением к глубокому изучению религии и полезных вещей». Беркли здесь имеет в виду свой «Трактат о принципах человеческого знания».
Принципы человеческого знания
В «Трактате о принципах человеческого знания» Беркли развивает дальше теорию идей, которая впервые начала вырисовываться в его «Философских заметках». Это самая известная работа Беркли, она задумывалась в двух частях, но издана была только одна.
«Часть
первая, в которой исследуются
основные причины заблуждений и затруднений
в науках, а также основания
скептицизма, атеизма и
безверия». И все-таки
главным заблуждением, которое Беркли
хочет искоренить, является субстанциально-
Обоснование своих философских воззрений Беркли начинает с анализа и критики сенсуалистического учения Локка. В своей основе юмовская и берклианская системы сходны, т.е. обе они исходят из самых общих эмпирических предпосылок, однако выводы делаются противоположные. Если локковская система была в основном реалистическая, то берклианская философия - идеалистическая.
Локк разделял все качества предметов на первичные и вторичные. К первым он относил протяженность, вес, форму, движение, покой, вещественность и т.д., ко вторым – все остальные ощущаемые качества: цвета, звуки, вкусы и т.д. Беркли же с этим не согласен и считает, что все качества являются вторичными, полагая, что и первичные качества имеют тот же характер, что и вторичные. Так, он говорит, что величина предметов - это не нечто объективное, а определяется тем, что предмет нам кажется то большим, то маленьким.
Так же Беркли рассуждает и при рассмотрении понятия материи. По Локку, мы путем абстракции, т.е. отвлечения от предметов общих черт и признаков, приходим к понятию материи как таковой. Беркли пытается доказать, что мы не в состоянии прийти к понятию материи таким, аргументируя при этом так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств. Он полагает, что существование абстрактно общих идей невозможно, так как при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть никакой общей идеи.
Согласно Беркли, невозможно и образовать абстрактные общие идеи человека, движения и т.д. «Точно так же, - пишет он, - для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и то же самое может быть сказано обо всех прочих абстрактных идеях».
Абстрактные идеи Беркли рассматривал как обман слов. Беркли отвергает теорию, согласно которой человеческий разум обладает способностью к абстракции. Он полагал, что понятие материи «заключает в себе противоречие», является «наиболее абстрактной и непонятной из всех идей». Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия». Из этих своих рассуждений он переходил к отрицанию объективного существования вещей. Так как существование качеств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция - это носитель свойств, качеств, то значит все вещи и предметы окружающего мира, которые образуются из свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств.
Но этот вывод означает солипсизм, т.е. существование одного человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает.
Беркли семантически анализирует слово «существовать»: Я говорю, что стол, на котором пишу, существует, то есть я вижу его и могу потрогать; а если бы он находился за пределами моего кабинета, я бы сказал, что он существует, подразумевая, что смогу его воспринять, если он окажется в моем кабинете, или же какое-то другое сознание, которое в настоящее время его воспринимает. Например, существовал запах – то есть его обоняли; существовал звук – то есть был, слышим. Потому мне совершенно непонятно то, что говориться об абсолютном существовании вещей безо всякого упоминания факта восприятия.
Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. Существование вещей означает, что они воспринимаются: «это прямая и очевидная истина; весь порядок небес и все вещи, заполняющие землю, - одним словом, все тела вселенной, их существование состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познанными. Пока вещи не будут действительно восприняты мной, то есть не будут в моем разуме либо в сознании какого-либо другого создания, они не существуют реально или, в противном случае, существуют в разуме какого-либо Вечного Духа».
Следовательно, когда
Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь один-единственный воспринимающий субъект. Поэтому вопреки исходному положению субъективного идеализма он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог - это такой субъект, который, во всяком случае, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на ней. Именно бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений.