Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:07, реферат
Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
Введение
3
Сознание как система
4
Сознательное и бессознательное, их соотношение
11
Сознание и самосознание
13
Функции сознания
15
Заключение
18
Список использованной литературы
Неотъемлемым признаком и
В психологии данное явление характеризуется в основном как самочувствие, суть которого состоит в элементарном осознании своего тела и его сопряженности с миром окружающих вещей и людей. Уже простое восприятие предметов, существующих вне данного человека и не зависящих от его сознания, предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания (характерный пример - осознание ребенком по мере его развития органов собственного тела).
Более высокий уровень самосознания связан с отнесением человеком самого себя к определенному человеческому сообществу или определенной культуре. В этом смысле самосознание свойственно также определенной социальной группе, нации, классу, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, общих для всех интересов и идеалов.
Являясь показателем самостоятельности
(суверенности) субъекта, самосознание
неизбежно выводит на моральные,
юридические или политические критерии
оценки деятельности, в роли которых
выступают понятия совести, ответственности,
дееспособности. Оно предполагает сопоставление
себя с определенным, принятым данным
человеком идеалом и
Понятно, что самосознание качественно изменяется по мере познания человеком внешнего мира и других людей. Нужен огромный опыт, чтобы человек научился смотреть на себя как бы "со стороны", глазами других людей, познавая себя как "другого". (В связи с этим заслуживает внимания опыт изучения философии в других странах, особенно во Франции, где в вузовских учебниках по философии выделяют специальные главы "Другой" или "Познание другого"). При этом человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого - по аналогии с собой.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Функции сознания
Функции сознания - это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.
Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая, таким образом в суть наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.
Познавательная функция
Следующая функция - аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.
Оценочная функция непосредственно
переходит в функцию
Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, - необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Масштабы, формы и свойства, преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.
Еще одна функция - коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.
Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.
Таковы главные функции
Заключение
Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания далека от своего решения. Главное – это грамотно сформулировать проблему, потому что философия ставит такие вопросы, которые невозможно разрешить. Предмет философии можно свести к онтологии, гносеологии.
Думаю, что данная работа
позволила поставить эти
Философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания и предстает как мышление о мышлении. Соответственно, сознание познает себя средствами самого сознания. Философия всегда стремится к истине, то есть к соответствию мыслей действительному пониманию дел.
Список использованной литературы
1. Волчек Е.З. Философия. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.
2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник - М. Эксмо, 2005.
3. Лукашевич В.К., Белокурский В.М., Мамыкин И.П. и др. Философия.- Мн. БГЭУ, 2002.
4.
Лейбин В.М. Фрейд,
5.
Спиркин А.Г. Философия: