Структура и функции сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:07, реферат

Описание работы

Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

Содержание

Введение
3
Сознание как система
4
Сознательное и бессознательное, их соотношение
11
Сознание и самосознание
13
Функции сознания
15
Заключение
18
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Философия_сайт.docx

— 47.66 Кб (Скачать)

Неотъемлемым признаком и необходимым  компонентом нормального сознания является самосознание, т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. Такое отношение к себе и к окружающему составляет характерную особенность именно человека как мыслящего существа. Животные не выделяют себя из окружающей среды. Человек же выделяет, определяя при этом свое место в ряду природных и общественных явлений. Такое соотнесение предполагает формирование адекватного образа самого себя, употребление особых словесных обозначений (понятия "Я", а также различных самоназваний), признаваемых также и другими субъектами.

В психологии данное явление характеризуется  в основном как самочувствие, суть которого состоит в элементарном осознании своего тела и его сопряженности  с миром окружающих вещей и  людей. Уже простое восприятие предметов, существующих вне данного человека и не зависящих от его сознания, предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания (характерный пример - осознание ребенком по мере его развития органов собственного тела).

Более высокий уровень самосознания связан с отнесением человеком самого себя к определенному человеческому  сообществу или определенной культуре. В этом смысле самосознание свойственно  также определенной социальной группе, нации, классу, когда они поднимаются  до понимания своего положения в  системе общественных отношений, общих  для всех интересов и идеалов.

Являясь показателем самостоятельности (суверенности) субъекта, самосознание неизбежно выводит на моральные, юридические или политические критерии оценки деятельности, в роли которых  выступают понятия совести, ответственности, дееспособности. Оно предполагает сопоставление  себя с определенным, принятым данным человеком идеалом и согласование собственного поведения со взглядами  других людей, возникновение чувства  удовлетворенности или неудовлетворенности  собой.

Понятно, что самосознание качественно изменяется по мере познания человеком внешнего мира и других людей. Нужен огромный опыт, чтобы человек научился смотреть на себя как бы "со стороны", глазами  других людей, познавая себя как "другого". (В связи с этим заслуживает внимания опыт изучения философии в других странах, особенно во Франции, где в вузовских учебниках по философии выделяют специальные главы "Другой" или "Познание другого"). При этом человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого - по аналогии с собой.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение  человеком самого себя, своего Я  от окружающего мира. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Функции сознания

Функции сознания - это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.

Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная  функция, т. е. получение знаний о  действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с  чувственного, образного познания и  восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный  фактический материал, который потом  обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая, таким образом  в суть наиболее сложных явлений  и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция  является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция  носит не пассивный, а активный, эвристический  характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются  знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников  или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости  актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций  сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное  решение.

Следующая функция - аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает  их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной  стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Оценочная функция непосредственно  переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой  сознания. Цель - это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание  того, «для чего» и «ради чего»  человек осуществляет свои действия, - необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Масштабы, формы и свойства, преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Еще одна функция - коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а  затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает  в двух формах: побудительной и  исполнительной регуляции. Идейное  содержание побудительных мотивов  поведения и деятельности людей  имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную  силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция  приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность  цели и реальных средств ее регуляции.

Таковы главные функции сознания. Лишь гармоничное их развитие дает в конечном итоге поистине целостную  в интеллектуальном и духовном плане  личность.

 

Заключение

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими  науками, проблема человеческого сознания далека от своего решения. Главное –  это грамотно сформулировать проблему, потому что философия ставит такие  вопросы, которые невозможно разрешить. Предмет философии можно свести к онтологии, гносеологии.

Думаю, что данная работа позволила поставить эти проблемы так, чтобы можно было понять проблему, которую пытаются разрешить люди в течение двух тысячелетий.

Философия начинается с вопроса  о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания  и предстает как мышление о  мышлении. Соответственно, сознание познает  себя средствами самого сознания. Философия  всегда стремится к истине, то есть к соответствию мыслей действительному  пониманию дел.

 

Список использованной литературы

1. Волчек Е.З. Философия. - Мн.: Интерпрессервис;  Экоперспектива, 2003.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия:  Учебник - М. Эксмо, 2005.

3. Лукашевич В.К., Белокурский В.М., Мамыкин И.П. и др. Философия.- Мн. БГЭУ, 2002.

4. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ  и современная западная философия.- М.: Политиздат, 1990.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник  - М.: Гардарики, 2001

 


Информация о работе Структура и функции сознания