Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:07, реферат
Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
Введение
3
Сознание как система
4
Сознательное и бессознательное, их соотношение
11
Сознание и самосознание
13
Функции сознания
15
Заключение
18
Список использованной литературы
Качественный скачок в эволюции Вселенной - возникновение органической жизни на нашей планете. Живое существо обладает целесоо5разной активностью, оно сохраняет свою качественную определенность благодаря получению энергии из внешней среды единственно возможным в природе способом - вместе с веществом. Отсюда - необходимость обмена веществ. Вместе с тем организм выживает за счет использования информации, поступающей из внешней среды: он реагирует на некоторые воздействия как на сигналы о закономерном наступлении последующих событий. Это позволяет ему избегать вредных воздействий, приближаться к пище, словом, адекватно и своевременно реагировать на жизненно важные раздражители внутриклеточными процессами. Биологическая регуляция является основой и условием органической жизни, самой существенной стороной обмена веществ, так как в составе клетки нет химических элементов, которые не встречались бы в неживой природе. Все дело в биорегуляции и целесообразной организации клетки.
С появлением жизни возникает такая форма отражения, как раздражимость, особенно характерная для флоры (растительного мира). Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных внешних факторов. Так, например, семенная корзинка подсолнуха направлена в сторону наибольшей солнечной освещенности.
Возникновение фауны (мира животных)
сопровождается появлением более высокой
формы отражения - чувствительн
В этом отношении более совершенной формой биологического отражения выступает психика, представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действительности, причем не только в виде ощущений, но и восприятий, благодаря которым у позвоночных складывается целостный образ ситуации, а у "умных" животных (обезьян, кошек, собак и др.) - еще и в виде представлений - чувственно-наглядных, обобщенных образов явлений, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственного воздействия самих явлений на органы чувств.
В итоге возможности
Деятельность высшего
Психическое отражение является более высокой формой биологического отражения, способствующей более совершенной регуляции жизнедеятельности организмов и их приспособлению к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Однако это еще не есть сознание.
Новый качественный скачок в развитии
психических форм отражения, а именно,
появление сознания, связан с процессом
становления homo sapiens ("человека разумного")
и обусловлен, прежде всего, его трудовой
деятельностью. Эволюция анатомии и
физиологии обезьян явилась лишь
предпосылкой возникновения человека,
определяющим же условием данного процесса
оказался труд, природа которого носит
сугубо общественный характер. Труд в
его развитой форме присущ только
человеку, поскольку содержит в себе
целенаправленную сознательную деятельность,
ориентированную на изменение действительности.
Животные, использующие подсобные средства
(камни, палки и др.), действуют
инстинктивно, на основе условных и
безусловных рефлексов и
Сознание тесно связано с языко
Расширение потребностей человека в общении и познании приводит к тому, что он, не удовлетворяясь естественными языками, складывающимися в основном стихийно, создает так называемые "искусственные" языки (язык формул и графиков, "машинный" язык).
Таким образом, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать. Известны примеры, когда дети, оказавшись в младенческом возрасте на длительное время вырванными из социальной среды (например, будучи заключенными в темницу или попав в звериное логово), навсегда останавливались в своем умственном развитии и не могли стать полноценными людьми.
Сознательное и
Если при решении ряда мировоззренческих вопросов (прежде всего основного вопроса философии) допустимо рассматривать сознание как нечто целостное и однородное, то при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с немецкой классической философии, сложилась тенденция оценивать проявления духовной деятельности более дифференцированно. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре - многоярусное и разнополюсное образование. Следует также учитывать связь сознания с соответствующим материальным субстратом.
Структура и свойства сознания в существенной степени предопределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные участки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций. И поэтому, например, повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений, а хирургическое удаление затылочных долей, в которых находится корковый конец зрительного анализатора, - к утрате зрительной функции. Однако локализация психических функций не является абсолютной и утрачиваемую функцию частично берут на себя соседние участки.
Особенно большое значение для
понимания структуры мозга
Пожалуй, наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Сейчас уже не вызывает сомнений то, что лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. Установление этого факта бесспорно является научной заслугой известного австрийского психолога и психиатра З. Фрейда (хотя понятие бессознательного использовалось и до него, но относилось к миру низкоорганизованных форм, т.е. к неживой и живой природе), который парадоксальным образом применил это понятие к человеческой психике и сознанию, причем произвел ряд неоправданных упрощений, о чем будет сказано ниже.
Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки, выделяют четыре уровня психической деятельности человека.
Самый верхний этаж сознания - первый уровень - занимает несознательное, или "Сверх-Я" (super-ego). "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов.
Второй уровень (наиболее четко выраженный в понятийном мышлении) составляет сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения.
Третий уровень представляет собой подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный конкретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния). Однако такого рода сведения или воспоминания могут самопроизвольно всплывать в сознании.
К четвертому уровню относится бессознательное- особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания - ни по воле субъекта, ни спонтанно. Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни, однако время от времени берут реванш. Сам 3. Фрейд сводил бессознательное, а также подсознательное почти исключительно к половому влечению. Бессознательное он считал центральным компонентом человеческой психики, наиболее полно выражающим ее сущность. Впоследствии фрейдизм придал бессознательному более широкий, универсальный смысл, трактуя, правда, его несколько иначе.
Так, А. Адлер, австрийский врач-психиатр и психолог, полагал, что сознательные и бессознательные процессы не находятся в противоречии, а образуют два взаимодополняющих компонента, служащие единой цели. Крупный вклад в понимание структуры психики был сделан швейцарским психологом, философом-идеалистом К. Юнгом. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний и конгломератов табу (запретов). Он считал бессознательное творческим, разумным началом, связывающим индивида со всем человечеством, с природой и космосом. Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное, присущее определенным сообществам. Мифологию или религию, по его мнению, также можно рассматривать как уникальный источник информации о коллективных аспектах бессознательного.
О сложности отношений
Какими различными ни казались бы
сознательное и бессознательное, их
ни в коем случае нельзя отделять друг
от друга. Их можно рассматривать
только как единое целое, как сказал
об этом Зигмунд Фрейд: "У нас
нет и не может быть никакого представления
о форме существования
Сознание и самосознание
Важнейшее свойство сознания (особенно удивительное и загадочное, если рассматривать его с точки зрения внешнего наблюдателя) - идеальность. Представим себе, что мы посетили художественную выставку и несколько полотен произвели особенное впечатление. Может возникнуть вопрос: каким же образом содержание этих картин запечатлелось у нас в мозгу? Очевидно, только таким, в соответствии с которым наши мысленные отражения не являются буквальными копиями предметов. У сознания нет ни одного материального свойства - ни цвета, ни запаха, ни объема и т.д. Это необычная особенность сознания и заставляла некоторых философов либо сомневаться в его существовании вообще, либо рассматривать его по аналогии с деятельностью других органов человека, как это и делали вульгарные материалисты. Итак, прямое отождествление идеального с материальными нервно-физиологическими структурами мозга и их отправлениями ошибочно. Идеальное ни в коем случае не сводимо к состоянию той материи, которая находится в черепной коробке индивида, т.е. мозга. Мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, притом человек как компонент определенной природной или социальной системы, носитель культуры. Вызывает возражение и резкое противопоставление идеальных образов действительному миру, наделение первых реальным существованием (в духе Платона). Нет совершенно самостоятельного мира идеальных образов, которые существовали бы наряду с предметами материального мира и независимо от них.
Другая характерная