Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 15:33, реферат
Целью данной работы является анализ языка с точки зрения истории лингвистических учений, а также рассмотрение важнейших лингвистических направлений и школ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) продемонстрировать тесную взаимосвязь между создавшимися в разные эпохи теориями и методами лингвистического анализа, с одной стороны, и философскими воззрениями их авторов – с другой;
2) рассмотреть законы развития научной лингвистической мысли;
3) оценить вклад научных школ и конкретных учёных разных стран в общее языкознание;
4) назвать причины развития науки о языке.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Языкознание древней Греции и Рима………………………..5
Лингвистические знания древней Греции………………………..5
Языкознание древнего Рима………………………………………9
Глава 2. Лингвистические традиции средневековой Европы .……....12
2.1. Лингвофилософская мысль в патристике………………………....12
2.2. Становление средневековой письменности……………………….14
Глава 3. Развитие восточнохристианского языкознания …………..…18
3.1. Византийская лингвистическая мысль…………………………….18
3.2. Языкознание у южных и западных славян………………………..20
3.3. Знания о языке в средневековой Руси……………………………..22
Заключение………………………………………………………………25
Литература……………………………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
Юго-западный
государственный
университет
Реферат по истории науки
на тему:
«Становление
и развитие на начальных
этапах лингвистических
знаний»
Выполнил:
специальности Теория языка 10.02.19
Журбенко
Екатерина Николаевна
Курск – 2011
Содержание
Введение………………………………………
Глава 1. Языкознание древней Греции и Рима………………………..5
Глава 2. Лингвистические традиции средневековой Европы .……....12
2.1. Лингвофилософская мысль в патристике………………………....12
2.2. Становление средневековой письменности……………………….14
Глава 3. Развитие восточнохристианского языкознания …………..…18
3.1. Византийская лингвистическая мысль…………………………….18
3.2. Языкознание у южных и западных славян………………………..20
3.3. Знания о языке в средневековой Руси……………………………..22
Заключение…………………………………
Литература…………………………………
Введение
Развитие лингвистических знаний берет свое начало еще задолго до нашей эры, так как язык – это универсальное средство общения, которое участвует в формировании и выражении мысли, т.е. является практической действительностью нашего сознания. Изучением языка занимается общее языкознание. Оно занимается не решёнными до сих пор проблемами, связанными с языком, и отвечает на множество весьма сложных вопросов, которые интересовали человечество с древнейших времён. Что такое язык? Как возник язык? Как он устроен? Как развивается? Из каких элементов состоит? Как эти элементы взаимодействуют? Можно ли мыслить без языка? Почему люди говорят на разных языках? Что позволяет всем языкам, таким разным, одинаково успешно описывать мир? Возможно ли совершенствование языка? Как языки действуют? Что помогает человеку без видимых усилий из огромного набора слов и выражений выбирать именно те, которые соответствуют данной ситуации? Языкознание прошло долгий, полный противоречий путь развития. В античную (древнюю греко-римскую) эпоху философы решали проблемы происхождения языка, взаимодействия языка и мышления, сущности слова. В средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время шла титаническая работа по сбору и описанию языковых фактов, пока общетеоретические проблемы снова не стали ведущими в языкознании начала XIX в., чтобы смениться частными исследованиями отдельных явлений в трудах младограмматиков. Языкознание XX-XXI столетий стремится не столько к тому, чтобы собрать факты многих языков мира и рассмотреть их под определённым углом зрения, сколько к тому, чтобы выработать теорию, применимую для объяснения многих языков вместе и каждого в отдельности.
Актуальность реферата обосновывается необходимостью изучения становления лингвистики на начальных этапах формирования, чтобы раскрыть проблему исторического развития языка.
Целью данной работы является анализ языка с точки зрения истории лингвистических учений, а также рассмотрение важнейших лингвистических направлений и школ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1)
продемонстрировать тесную
2) рассмотреть законы развития научной лингвистической мысли;
3) оценить вклад научных школ и конкретных учёных разных стран в общее языкознание;
4)
назвать причины развития науки о языке.
Глава
1. Языкознание древней Греции и
Рима
Истоки европейской культуры восходят к тому, что было создано древними греками на протяжении большого ряда веков. Греки были первыми, кто занимался системой письма, а также философией языка, риторикой, поэтикой, стилистикой. Созданная греками грамматика оказалась праматерью всех европейских грамматик.
В 9 или 10 в. до н.э. на основе финикийского письма был создан греческий алфавит со специальными знаками для гласных. Появление письменности привело к бурному росту поэтики, риторики, философии, пробудило интерес к проблемам языка. Попытки осмысления значения слов отмечаются еще в трудах Гомера и Гесиода. Этимология выступила первым проявлением рефлексии над языком в истории греческой лингвофилософской мысли. Первоначально господствовало убеждение в наличии неразрывной, естественной связи между словом и обозначаемым им предметом, коренящееся в мифологическом мышлении. В этимологическом анализе слова мыслители искали ключ к постижению природы обозначаемого предмета. Греки верили, что у каждого предмета есть два названия — в языке богов и в языке смертных. В философии 5 в. до н.э. стали выдвигаться утверждения о чисто условной связи между предметом и его названием. Споры древних греков о природе имён послужили источником для формирования древнейшей в Европе философии языка.
В 5 в. до н.э. зарождается риторика – наука об ораторском искусстве. Главным методом обучения языку в этот период становится чтение классических и уже устаревающих поэтических текстов с комментариями. Это привело к появлению филологии. Началась деятельность по собиранию и объяснению глосс (старинных или инодиалектных слов). В связи с теорией музыки, ритмикой и метрикой (особенно в пифагорейской школе с её углублённым интересом к проблемам акустики) проводится интенсивное изучение звукового строя языка. Для лингвистических занятий была характерна замкнутость на материале только греческого языка, свойственная и дальнейшим этапам развития античной лингвистической мысли. Для начального этапа становления науки ещё была свойственна разрозненность и несистематизированность наблюдений над языком.
Большую
роль в развитии лингвофилософской мысли
древней Греции и в теории языка сыграл
Платон (420—347 до н.э.). Платон является
автором множества трудов, среди которых
наиболее интересный для истории лингвистической
мысли диалог «Кратил». В данном диалоге
центральное место занимает вопрос об
отношении вещи и её наименования. В диалоге
Платон сталкивает воззрения Кратила
(приверженца правильности имён от природы)
и Гермогена (сторонника договора и соглашения).
В качестве судьи данного спора выступает
Сократ, от имени которого говорит сам
Платон, не принимающий полностью ни одной
точки зрения. Платон признаёт не прямые,
а отдалённые связи слова с предметом
и допускает возможность употребления
имён по привычке и договору.
Он открывает понятие внутренней формы
(мотивировки) слова, разграничивая слова
непроизводные (немотивированные) и производные
(мотивированные). Платону также принадлежит
идея об ассоциации между отдельными звуками
слова и качествами и свойствами вещей
(идея звукосимволизма).
Еще
одним представителем античной языковедческой
традиции был виднейший философ древности
Аристотель (387—322 до н.э.). Он освещал вопросы
языка прежде всего в сочинениях о проблемах
словесных искусств. Аристотель защищал
некую связь между вещью и её именем, а
также между словом и представлением,
которому соответствует слово, между звуками
и буквами. Вместе с тем он предупреждал
опасность злоупотреблений словами, проистекающую
из их многозначности (омонимия и полисемия).
Аристотель обращал внимание на явления
паронимии и омонимии как видов связи
между названиями. Этот древнегреческий
мыслитель первым изучал типы связи значений
внутри многозначного слова, а также полисемию
падежей и других грамматических форм.
Он утверждал, что значения соответствуют
внеязыковой реальности. Звуки речи им
делятся на гласные, полугласные и безгласные.
К платоновским акустическим признакам
он добавил ряд артикуляторных. Проводится
различение видов ударения (острое и среднее
/ “облечённое”). Слог определяется не
как простое сочетание звуков, а как качественно
новое образование.
Аристотель провел разграничение трёх
“частей словесного изложения”: звука
речи, слога и слов разных разрядов. Он
выделил четыре разряда слов (имена, глаголы,
союзы и местоимения вместе с предлогами).
Однако в определении имени (onoma) и глагола
(rhema) смешиваются морфологические и синтаксические
критерии. Таким образом было осуществлено
описание отдельных классов глаголов.
Тем не менее, значимые части слова ещё
не вычленялись. Аристотель указал на
случаи несовпадения предложения (logos)
и суждения. В качестве типов предложений
он различал утверждения и отрицания.
Он подтвердил наличие безглагольных
предложений. Ему были свойственны зачаточные
представления о словоизменении и словообразовании
(различение имени и падежа как только
косвенной формы, распространение понятия
падежа и на глагольные словоформы). Аристотелю
принадлежат также многочисленные высказывания
по вопросам стилистики.
Проблемы
языкознания волновали также
и других древнегреческих мыслителей,
таких как Зенон, Хрисипп, Диоген
Вавилонский и др. Это были по преимуществу
философы и логики, но они разрабатывали
свои учения на базе языкового материала
(в особенности явлений грамматической
семантики). В строении предложения и в
классах слов они искали отражение реального
мира. Отсюда вытекали признание ими “природной”
связи между вещью и её названием и увлечение
этимологическим анализом. Значения “вторичных”
слов объяснялись связями в предметном
мире. Стоики разработали первую в истории
науки о языке типологию переноса названий
(перенос по сходству, смежности, контрасту).
В речевом акте они различали “обозначающее”
(звук человеческой речи) и “обозначаемое”,
иначе “высказываемое”, иными словами
смысловую сторону речи, лежащую между
звуком и мыслью. Они отмечали неодинаковость
обозначаемого в разных языках при похожести
мысли у всех людей. Стоики серьёзно продвинулись
(по сравнению с Платоном и Аристотелем)
в разработке учения о частях речи, в учении
о падежах имени (включение в число падежей
и исходного/ именительного, ограничение
понятия падежа только сферой имени). Они
создали для падежей обозначения, впоследствии
скалькированные в латинской грамматике,
а через её посредство в грамматиках многих
европейских языков. Ими было развито
учение о временах глагола.
Стоиками была предложена классификация
высказываний (полные и неполные). Были
разграничены понятия глагола (rhema) и сказуемого-предиката
(kategorema). Им же принадлежит типология сказуемых
(по форме выражения субъекта, наличию
или отсутствию дополнения и по признаку
активности—пассивности). Заслуживает
внимания детальная классификация предложений
по цели высказывания (повествование,
вопрос двух типов, побуждение, желательность,
мольба, заклинание, клятва, обращение).
Разграничению подверглись простое и
сложное предложения. Была выдвинута тщательная
классификация сложных предложений.
Деятельность стоиков связывается главным
образом с разработкой понятия аномалии,
несоответствия качества предмета и грамматического
значения его имени, наблюдаемого в основном
в сфере рода и числа.
В
целом греческая философия 5-1 вв.
до н.э. сыграла существенную роль в формировании
логицистского подхода к языку. Данный
подход на протяжении двух с половиной
тысяч лет привлекал внимание к онтологическим
и гносеологическим аспектам изучения
языка, подчёркиванием приоритета функциональных
критериев в выделении, определении и
систематизации явлений языка, невниманием
и безразличием к изменениям языка во
времени и к различиям между конкретными
языками, утверждением принципа универсальности
грамматики человеческого языка. Древнегреческие
философы искали гармонию между языковыми
и логическими категориями. Ученым этого
времени принадлежат идеи о сопряжении
обозначающего, обозначаемого и предмета.
Они не выделяли отдельные теории суждения
и теории предложения и не разграничивали
логическое и лингвистическое знание.
Им был свойственен синкретизм термина
logos, обозначающего и речь, и мысль, и суждение,
и предложение. Также древнегреческие
мыслители не разделяли логические, синтаксические
и морфологические характеристики единиц
речи.
На
протяжении долгого времени интерес
к языку в древнем Риме ограничивался
некоторыми вопросами письма, фонетики
и лексики. В 7 в. до н.э. появилась латинская
письменность. Возможно это произошло
под влиянием греков, которые имели в Италии
свои колонии. Латинский алфавит сложился
в 4-3 вв. до н.э. и постепенно усовершенствовался.
Получило развитие рукописное письмо
(использовались письмо эпиграфическое,
разновидности маюскульного капитального
письма: рустичная, квадратная, унциал;
маюскул был постепенно вытеснен минускулом
— полуинциалом, новым римским курсивом).
В римском обществе была широко распространена
грамотность. Латинское письмо послужило
основой письменностей на многих новых
европейских языках (главным образом в
странах, где основателем христианской
религии была римская церковь).
Этимологическим толкованием слов занимались
такие древнеримские мыслители, как поэт
Гней Невий, историк Фабий Пиктор, юрист
Секст Элий.
Грамматика
как самостоятельная наука возникла в
Риме в середине 2 в. до н.э. в связи с необходимостью
выпуска критических изданий и комментирования
множества текстов художественного, юридического,
исторического, религиозного характера.
Немаловажное влияние на формирование
римской грамматики оказали греческая
наука, культура, литература, риторика
и философия, знание многими римлянами
греческого языка, лекции и беседы теоретика
пергамской школы Кратета Малосского.
На рубеже 2 и 1 вв. до н.э. грамматика выдвинулась
на одно из первых мест по своему общественному
престижу, а также по уровню развития.
Большой вклад в её развитие внесли выдающиеся
грамматики Элий Стилон, Аврелий Опилл,
Стаберий Эрот, Антоний Гнифон, Атей Претекстат,
особенно Марк Теренций Варрон и Нигидий
Фигул. В Рим были перенесены из эллинистической
Греции дискуссии об аномалии и аналогии
(в духе споров, которые велись между Пергамом
и Александрией), о происхождении языка,
о “природной” или “условной” связи
слов и обозначаемых ими предметов.
Особое место в римском языкознании занимает
крупнейший учёный Марк Теренций Варрон
(116—27 гг. до н.э.). Ему принадлежат трактаты
“О латинском языке”, “О латинской речи”,
“О сходстве слов”, “О пользе речи”,
“О происхождении латинского языка”,
“О древности букв”, грамматический том
девятитомного энциклопедического труда
“Наука”, лингвистические вкрапления
в труды по литературе, истории, философии
и даже по сельскому хозяйству. В своём
главном лингвистическом труде – трактате
“О латинском языке” он выражает убеждение
в “трёхчастном” строении речи и необходимости
её последовательного описания в трёх
науках — этимологии, морфологии и синтаксисе.
Варроном впервые была выделена исходная
форма имени (именительный падеж) и исходная
форма глагола (первое лицо единственного
числа настоящего времени в изъявительном
наклонении действительного залога). С
опорой на морфологические признаки выделялись
четыре части речи: имена, глаголы, причастия,
наречия.
Информация о работе Становление и развитие на начальных этапах лингвистических знаний