Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 01:33, курсовая работа
Кафедра философии.
В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие ее основные типы: философия Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной философии в Х1-Х1Х столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века. В данной работе мы рассмотрим средневековую философию, точнее, одно из ее направлений, доминировавшем в религиозном мировоззрении на протяжении долгого времени, - схоластику.
Введение….………………………………………………………………………………………………………..2
II.Схоластика как тип религиозной философии:
О предмете религиозной философии……………………………………………………..3
Мир религиозного опыта……………………………………………………………………………..4
Трудности рационального выражения духовного опыта…………………….5
Соотношение веры и разума:
два подхода к решению проблемы в средние века………………………………5
Теологические предпосылки схоластического рационализма………..7
III. Историко-философский анализ
Схоластика — систематическая средневековая философия……………….9
Ранняя схоластика в Западной Европе……………………………………………………10
Начало второго тысячелетия. Схоластика и мистика…………………………12
Номинализм и реализм……………………………………………………………………………….12
Мистики……………………………………………………………………………………………………………13
Шартрская школа……………………………………………………………………………………………14
Византийская философия…………………………………………………………………………..14
Реалисты и номиналисты Византии………………………………………………………..15
IV. Номинализм и реализм:
смысл и значение полемики о природе универсалий……….…………….16
V. Заключение…………………………………………………………………………………………………….
Начало второго тысячелетия. Схоластика и мистика.
Обратимся к той философии, которая могла существовать в Европе в условиях абсолютного господства религиозного мировоззрения. Догматизм религии и свободное мировоззренческое мышление, на которое претендует философия, несовместимы. Поэтому и в XI – XII вв. в области философии мы видим такую картину, которая характеризуется не противоборством свободной философской мысли и догматизма религии, а борьбой мистики и схоластики.
Мистики
пытались познать Бога как то, что
непосредственно присутствует в
душе человека. Они философствовали
на неоплатонический манер и не принимали
участие в диспутах и доказательствах,
ибо держались за простоту разумной
мысли о Боге и выражали ее в
благочестивых проповедях и наставлениях,
исполненных глубокого
Номинализм и реализм.
Ярче всего философский потенциал, имевшийся в схоластике, проявился в восходящем к ХI веку спору реалистов и номиналистов.
О чем шел спор и каковы были позиции спорящих? Этот спор, как всякий иной, шел между противоположными рассудочными позициями, сперва разделенными категорическим «или-или» (по правилу «Да будет слово ваше: да-да, нет-нет, а что сверх того, то от лукавого»). Он имел своим предметом всеобщие определения мысли, всеобщее вообще – то, что в античности называли идеями, родами, сущностями вещей и что в средние века стали называть универсалиями или предикабилиями, категориями (например, красоту, человечность, тяжесть, округлость и т.п.). Каков способ существования идей?
Схоласты спорили между собой по многим вопросам. Как уже говорилось выше, для средневековой философии было характерно противостояние мистики и схоластики. А внутри схоластики – борьба номиналистов и реалистов по вопросу, который средневековью завещала античность. Этот вопрос был сформулирован Порфирием в «Введении» к аристотелевским «Категориям», которые он переводил. Здесь Порфирий указывает три трудные вопроса, которые сам отказывается решить:
Эти три вопроса в течение почти шести веков волновали схоластиков. Они не могли отстранить от себя решение их, как это сделал Порфирий, потому что проблема родов и видов заключала в себе много других важных проблем. Теологическая актуальность этой проблемы была связана с христианским догматом о Троице – Бог и един и троичен.
В связи
с этим средние века возникли
два уклона, две ереси. Одна делала
упор на единстве Бога и скрадывала
Его троичность. Сторонники этой точки
зрения назывались унитариями, или
антитринитариями. В противоположность
этому тринитарии делали упор на троичность
Бога. Средневековая философия
Все эти варианты были проиграны еще в античности. У Платона общее как идея существовало до вещей, до единичного. У Аристотеля общее как морфэ, форма, существовало в единичном, в вещах. А у киников и киренаиков общее существовало только в сознании.
И схоласты XI-XII вв. повторили эти варианты в решении проблемы взаимоотношения общего и отдельного, единичного, умственного и чувственного. Среди схоластов были такие мыслители, которые утверждали, что общее существует реально (universlia sunt realia). Такие схоласты вошли в историю под именем «реалистов». Это не означает, что они материалисты, напротив, средневековые реалисты - последовательные идеалисты. При этом реалисты разделились на два крыла. Одни полагали, что общее существует в самих вещах (in rebus), а другие – что общее существует до вещей (ante res), то есть первые следовали Аристотелю, а вторые – Платону. Первых, по мнению А. Чанышева, можно назвать умеренными, а вторых – крайними реалистами. Реалистам противостояли так называемые номиналисты. Они считали, что общее существует после вещей (post res), в сознании человека. При этом крайние номиналисты утверждали, что носителем общего является слово, имя (nomen), отсюда и термин «номинализм», тогда как умеренные номиналисты видели носителя общего не только в слове, но и в понятии. Понятие на латинском звучит как «концептус» («conceptus»), отсюда название умеренных номиналистов – концептуалисты. Подробнее спор реалистов и номинаолистов будет рассмотрен в следующем разделе.
Мистики.
Уже упомянутый
выше Гильом из Шампо основал богословскую
школу при монастыре Святого
Виктора в Париже (ок. 1110 г.). Эта
школа стала центром
Шартрская школа.
Мистической, опирающейся навнутренний опыт, Сен-Викторской школе в те времена противостояла рационалистическая и исходящая в основном из внешнего опыта богословская школа в Шартре. Она была основана в самом конце X в. Ее магистр Жильбер Порретанский (1076-1154 гг.) в споре об универсалиях был умеренным реалистом. Наделенный тонким аналитическим умом, он различил субстанцию и субстистенцию. Говоря о субстанции, мы отвечаем на вопрос «Что такое бытие?», а говоря о субстистенции – «Чем данное бытие определяется?». В соответствии с этой тонкостью Жильбер Порретанский различал в Боге Бога и божественность («дивинитас»).
К Шартрской
школе примыкал англичанин Иоанн
Солсберийский (ок.1115-1180 гг.). Его главное
сочинение – «Металогикон». В споре реалистов
и номиналистов Иоанн Солсберийский
занимал позиции умеренного реализма.
Он один из представителей в прогрессивной
схоластике теории «двойственной истины»,
которая позволяла мыслить свободней,
чем предлагала схоластика или догматика.
Византийская философия.
Византийская
философия – часть
Однако
подлинным родоначальником
Реалисты и номиналисты Византии.
В XII веке в Византии разгорелся жаркий спор между реалистами и номиналистами, аналогичный такому же спору между западными схоластами в те же времена. Этот спор был связан с проблемой Троицы, а в рациональном осмыслении – с проблемой существования общего. Византийские реалисты (как и западноевропейские) учили, то реально существует только общее. Номиналисты полагали, что по-настоящему, реально, существуют лишь отдельные вещи, процессы, явления, а общее существует лишь в понятиях об этих вещах, в языке, в терминах языка.
Византийских
номиналистов возглавил Сотирих, а
реалистов – Николай
Сотирих
был епископом в Антиохии. Борьбу
реалистов и номиналистов он сравнивал
с борьбой Платона и
Во времена Палеологов параллельно с упадком Византии происходит и упадок византийской философии. Правда, это еще не относится к Никифору Флеммиду (1197-1272 гг.), последние годы жизни которого приходятся на Палеологов. Никифор Флеммид был номиналистом. В «Трактате по логике и физике» он склоняется к тем философам, которые думают, что универсалии не реальны, что сами по себе они не существуют, что носителем общего является язык, где обобщает слово, имя, номина.
В целом,
даже если структурой византийская философия
уступала западноевропейской, тем не
менее именно она сыграла решающую
роль для генезиса национальных предфилософских
и философских мировоззрений в Грузии,
в Армении и на Руси.
IV. Номинализм и реализм:
смысл и значение полемики о природе универсалий.
Уже некоторые
ученики Платона стали
Иоанн Скот (или по-латыни Иоганн Скотус), к имени которого иногда еще прибавляют Эриугена или Эригена является самой изумительной личностью IX столетия; если бы он жил в V или даже в XV столетии, он поражал бы нас в меньшей мере. Иоанн Скот был ирландцем, неоплатоником, блестящим знатоком греческого языка, пелагианцем, пантеистом. Значительную часть своей жизни Иоанн Скот провел под покровительством Карла Лысого, короля Франции, и хотя он придерживался далеко не ортодоксальных взглядов, он сумел, насколько нам известно, избежать преследований. Разум он ставил выше веры, а авторитет церковников ни во что не ставил; тем не менее они сами, чтобы разрешить свои споры, обращались к его авторитетному мнению. Наиболее значительное сочинение Иоанна называлось (по-гречески) «О разделении природы». Книга эта представляет собой то, что в схоластические времена подпало бы под определение «реализма», то есть в ней, в соответствии с учением Платона, отстаивалось воззрение, что универсалии существуют до конкретных вещей. В понятие «природы» Иоанн включает не только сущее, но и то, что не существует. Вся природа разделяется на четыре вида: 1) творящая, но не сотворенная, 2) творящая и вместе с тем сотворенная, 3) сотворенная, но не творящая, 4) нетворящая и несотворенная. Первая природа - это очевидно, Бог. Вторая природа - (платоновские) идеи, существующие в Боге. Третья природа - вещи, существующие в пространстве и времени. Четвертая природа - неожиданно снова Бог, но уже не как творец, а как конец и цель всех вещей. Все, что обязано Богу своим возникновением, стремится вернуться к нему; таким образом, конец всех вещей совпадает с их началом. Соединительное звено между единым и многим образует логос.
Также одним из первых реалистов был Гильом из Шампо (1070-1121). По его убеждению, реальна только всеобщая сущность вещи (например, человечность), а то, что отличает единичные вещи друг от друга (например, Платона от Сократа), есть лишь нечто случайное, акциденция.
Схоластики же, признававшие реально существующими только единичные вещи, а всеобщие определения – лишь именами, стали называться номиналистами. Так, крайний номиналист Росцелин приписывал возникновение универсалий только потребностям языка: они есть лишь родовые имена, выдуманные людьми названия индивидуальных вещей – мысленные, а не мыслимые сущности.
В самом деле, что есть, например, сущность человека, человечность – нечто реальное, существующее само по себе, т.е. вне единичных людей и нашего мышления о них, или же она номинальна и есть только имя, выдуманное нами для обозначения себе подобных, так что реальны лишь человеческие индивиды, а человеческий род, человечность – нет? Эта философская проблема интересна тем, что в ее основании лежит противоположность, которой не знала античность – противоположность всеобщего и единичного, мышления и бытия, идеального и реального. У Парменида, Платона и Аристотеля мышление и бытие изначально тождественны, отчего у них и нет проблемы реальности идеального и идеальности реального.
Информация о работе Средневековая схоластика как тип религиозной философии