Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 01:33, курсовая работа
Кафедра философии.
В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие ее основные типы: философия Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной философии в Х1-Х1Х столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века. В данной работе мы рассмотрим средневековую философию, точнее, одно из ее направлений, доминировавшем в религиозном мировоззрении на протяжении долгого времени, - схоластику.
Введение….………………………………………………………………………………………………………..2
II.Схоластика как тип религиозной философии:
О предмете религиозной философии……………………………………………………..3
Мир религиозного опыта……………………………………………………………………………..4
Трудности рационального выражения духовного опыта…………………….5
Соотношение веры и разума:
два подхода к решению проблемы в средние века………………………………5
Теологические предпосылки схоластического рационализма………..7
III. Историко-философский анализ
Схоластика — систематическая средневековая философия……………….9
Ранняя схоластика в Западной Европе……………………………………………………10
Начало второго тысячелетия. Схоластика и мистика…………………………12
Номинализм и реализм……………………………………………………………………………….12
Мистики……………………………………………………………………………………………………………13
Шартрская школа……………………………………………………………………………………………14
Византийская философия…………………………………………………………………………..14
Реалисты и номиналисты Византии………………………………………………………..15
IV. Номинализм и реализм:
смысл и значение полемики о природе универсалий……….…………….16
V. Заключение…………………………………………………………………………………………………….
II.Схоластика как тип религиозной философии:
два подхода к решению проблемы в средние века………………………………5
III. Историко-философский анализ
IV. Номинализм и реализм:
смысл и значение полемики
о природе универсалий……….……………
V. Заключение……………………………………………………
I.Введение
Для того чтобы
лучше понять смысл и суть философии как
науки, полезно и даже необходимо обратиться
к истории ее развития, рассмотреть, как
шло движение философской мысли в разные
периоды истории человеческого общества.
Изучение центральных проблем, встававших
перед философами того или иного периода,
поможет выработать представление об
исторических типах философии, о своеобразии
философской мысли разных народов в разные
периоды их истории. В настоящее время
в истории философской мысли обычно выделяют
следующие ее основные типы: философия
Древнего Востока, античная философия,
философия средневековья и эпохи Возрождения,
философия Нового времени, развитие отечественной
философии в Х1-Х1Х столетиях, формирование
и развитие диалектико-материалистической
философии, зарубежная философия ХХ века.
В данной работе мы рассмотрим средневековую
философию, точнее, одно из ее направлений,
доминировавшем в религиозном мировоззрении
на протяжении долгого времени, - схоластику.
Вопросы, проблемы, решаемые философами
того времени, имеют большое значение
для истории философии в целом и для ее
последующего развития. Объем того материала,
который необходимо представить для наиболее
полного освещения этой темы, огромен,
поэтому в данной работе подняты и раскрыты
далеко не все вопросы, затрагиваемые
философами-схоластами.
Но, какие бы проблемы ни обсуждались
в средневековой схоластике, они так или
иначе были связаны с вопросом о месте
и роли универсалий в структуре бытия
и в процессе познания. "История средневековой
философии не может быть сведена к истории
спора о природе универсалий. Однако же
многое говорит в пользу такого понимания",
— отмечает выдающийся исследователь
средневековой философии Э.Жильсон. Спор
о природе универсалий (общих понятий)
велся на протяжении всего средневековья.
Отправным пунктом для дискуссии послужили
вопросы, поставленные Порфирием в его
«Введении» к «Категориям» Аристотеля:
(1) Существуют ли роды и виды самостоятельно
или же только в мышлении? (2) Если они существуют
самостоятельно, то тела ли это или бестелесные
вещи? (3) Обладают ли они в последнем случае
отдельным бытием или же существуют в
телесных вещах? Согласно формулировке
Фомы Аквинского, универсалии могут иметь
троякое существование: ante rem (до вещи,
т.е. в Божественном интеллекте), in re (в
вещи) и post rem (после вещи, в человеческом
уме). В ходе обсуждения природы универсалий
сформировались три основных подхода
к решению проблемы: реализм, концептуализм
и номинализм. Реализм признает самостоятельное
существование универсалий; концептуализм
утверждает, что общие понятия имеют место
в человеческом уме, но им соответствует
нечто в самих вещах; номинализм считает,
что общие понятия возникают в процессе
познания и вне человеческого ума, т.е.
реально не существуют. Хотя главным пунктом
разногласий между реализмом, концептуализмом
и номинализмом был вопрос об онтологическом
статусе универсалий: обладают они реальным
существованием или нет, — фактически
предметом обсуждения были все основные
проблемы философии. Иначе не могло и быть;
ведь нельзя ответить на вопрос о статусе
универсалий, не уяснив, что собой представляет
реальность. И наоборот: поскольку бытие
для средневековых схоластов — это бытие,
увиденное сквозь призму логических структур,
то и взаимоотношение сущностей, соответствующих
значениям единичных и общих понятий,
является центральной проблемой онтологии.
Полемике реализма и номинализма будет
посвящена одна из частей данной работы,
как проблеме, весьма актуальной как для
философской мысли средневековья, так
и для современного понимания. Однако,
для более полного понимания схоластических
проблем, следует, во-первых, предпринять
попытку рационального осмысления самой
схоластики, и во-вторых, взглянуть на
развитие этого типа философии с исторического
ракурса, что и будет сделано в данной
работе.
II.Схоластика как тип религиозной философии
О предмете религиозной философии
«Религиозная философия», уже само это словосочетание порождает ряд вопросов. Философия – плод свободной, не стесненной внешними предписаниями мысли; философия ничего не принимает на веру, подвергая каждое положение суду разума. Религия же обращается, скорее, не к уму, а к сердцу человека, апеллируя к неизреченной тайне. Круг представлений и образов религиозного, в частности христианского, сознания очерчен раз и навсегда — Священным Писанием, религиозными догматами, церковным преданием, символикой богослужения. Каждый верующий усваивает эти представления не с целью их проанализировать, проверить их истинность или логическую совместимость. Он относится к ним совсем по-иному, чем к чувственным и понятийным образам, которыми он оперирует в повседневной жизни или в процессе познавательной деятельности. Он использует их не в качестве инструментов разума, а для поддержания и укрепления веры.
Поэтому представляется, что для того, чтобы стать религиозной, философия должна совершить некий акт насилия над собой: добровольно ограничить свободу своих исследований, приняв в качестве необсуждаемых постулатов основные положения религиозной доктрины. Нередко основную задачу религиозной философии видят именно в этом — в согласовании истин разума с истинами веры, т.е. изречениями Священного Писания и формулами Вселенских Соборов. Но главная ее задача состоит в другом.
Религиозная философия опирается не только на текст Священного Писания, но и на непосредственное видение реальности, открывающейся взору человека, для которого путь веры составляет главное содержание и смысл его жизни. Она пытается выразить и концептуально осмыслить религиозный опыт постижения Бога и мира. При этом она исходит из предпосылки, что вера является инструментом достижения истины, применение которого дает возможность человеку (человечеству в целом) соприкоснуться с измерением реальности, остающимся недоступным в случае использования других средств. Поскольку в большинстве систем религиозной философии не отрицается важность рационального познания мира, то встает вопрос о соотношении веры и разума как различных методов достижения истины, о совместимости этих методов и их результатов.
Мир религиозного опыта
Жизнеощущение и мировосприятие нерелигиозного человека значительно
отличаются от переживаний, образов, мыслей и чувств, составляющих содержание религиозного сознания, и, чтобы приоткрыть дверь в мир религиозной философии средневековья, необходимо прежде всего уяснить исходные постулаты религиозного сознания, выявить предпосылки, лежащие в основании религиозного опыта. Они обычно принимаются верующими как нечто самоочевидное, не подлежащее обсуждению, но скрыты, непонятны для стороннего наблюдателя. Эти предпосылки в религиозной жизни играют роль, аналогичную той, которую исполняют аксиомы при построении научной теории. Пока не введены аксиомы, пока не научились извлекать из них следствия, до тех пор ни о какой научной дисциплине как о связной, целостной системе знания говорить невозможно. Подобным же образом принятие «аксиом» веры является условием порождения целостного мира религиозного опыта.
Но между научными аксиомами и аксиомами веры есть и существенное
различие:
если для понимания и оперирования
аксиомами научного знания достаточно
воспользоваться одной из многих
способностей, присущих человеку, а именно
мышлением, усвоение религиозных аксиом
возможно лишь при условии совместного
и согласованного функционирования всех
без исключения способностей — интеллектуальных,
душевных (эмоционально-психологических)
Причина, по которой для многих людей религиозно-духовное измерение человеческого бытия остается скрытым и недоступным, кроется в очевидной противоречивости (для обычного состояния сознания) требований, которые необходимо выполнить, чтобы войти в это измерение бытия. Для этого необходимо признать в качестве самой главной, единственно значимой ценности факт общения с Неведомым (который на самом деле еще не является для меня фактом), оборвав все нити, привязывающие человека к тем ценностям, что ему хорошо известны, дороги и до настоящего момента составляли все содержание его жизни.
Трудности рационального выражения духовного опыта
Для людей, имеющих опыт пребывания в обоих мирах, знакомых как с этой, так и с иной реальностью, становится жизненно необходимым определить свое отношение к каждой из них, установить, в каком взаимоотношении они между собой находятся. Но при переходе от реального осуществления акта веры к его осмыслению средствами мыслительно-познавательной деятельности, при построении общей картины мира, включающей человека в многообразии его проявлений, одним из которых является акт веры, возникает препятствие, которое очень трудно, а может быть, и в принципе невозможно устранить. Реализуя акт веры, человек перемещается в реальность, совершенно отличную от мира, в котором он обычно живет.
Не только мир, но и Бог в рамках религиозного акта не выступает как
предмет
объективного знания. Объект знания находится
вне субъекта, который рассматривает
его с позиции внешнего наблюдателя, сравнивая
и сопоставляя с другими объектами, выделяя
в них отдельные характеристики с целью
их анализа, классификации и логической
обработки, фиксируя результаты аналитической
деятельности в языке. Если субъект займет
интеллектуально-познавательную позицию
по отношению к Богу, акт веры не состоится:
ему противопоказана объективистско-
Духовный мир и мир объектов в одинаковой степени реальны; каждый из них непосредственно осознается любым человеком как нечто самоочевидное и не требующее доказательств при условии, что человек находится в соответствующем состоянии. Но поскольку нельзя находиться в обоих состояниях одновременно, пребывание в одном мире фактически ведет к отрицанию в данный момент реальности другого мира. Взаимоисключающий характер двух типов реальности давал повод на протяжении всей истории культуры ставить под сомнение существование одной из них: либо мир объектов квалифицировался как неподлинный, иллюзорный мир, либо, наоборот, признавался единственно реальным.
Соотношение веры и разума:
два подхода к решению проблемы в средние века
Средневековье находилось в начале пути, ведущего к осмыслению взаимоотношения и взаимосвязи двух экзистенциальных сфер. Оно предложило свою модель их взаимоотношения, точнее, ряд моделей, основанных на общих предпосылках, но делающих из них разные выводы. Главная предпосылка, которую разделяли все направления и все представители христианской философии средневековья, касалась понимания смысла и цели человеческого существования.
Созданный по образу и подобию Бога человек должен стремиться к тому, чтобы душа его стала храмом, в котором постоянно обитает Бог. Земная жизнь с ее делами и заботами, какими бы важными и нужными они ему ни казались, не должна занимать центрального места в жизни человека, не должна поглощать все его внимание. Быть человеком — значит жить не только в «горизонтальной» плоскости (среди вещей и людей), но прежде всего в «вертикальном» измерении, постоянно устремляясь к Богу, памятуя о Нем и в радости, и в горестях, непрерывно чувствуя Его присутствие. Для христианина Бог — это жизнь; Он — источник жизни, жизнеподатель; отпадение от Бога, по христианским воззрениям, делает душу мертвой и бесчувственной. Но если душа духовно мертва («умерщвлена грехом»), человек теряет связь с Бытием, живое ощущение бытия, его жизнь становится безрадостной и бессмысленной. Поэтому цель человека — богообщение и богопознание. Все остальные моменты человеческого существования, включая познание мира, должны быть подчинены задачам богопознания, спасения души. Таков исходный тезис христианской философии, разделяемый всеми мыслителями средневековья.
Разногласия возникали при обсуждении вопроса о том, способствует ли
рациональное познание продвижению христианина по пути богопознания или же, наоборот, лишь отвлекает его от поиска спасительной истины. В западном средневековье мы можем найти два противоположных ответа на этот вопрос.
1. Отказ от рационального познания (монашеско-мистическаяя традиция).
Так как истинный христианин должен избегать всего, что может помешать ему
направлять все свои помыслы к Богу, изучение этого преходящего, суетного и порочного мира не может представлять для него интереса. Поэтому многие христианские писатели, особенно представляющие монашескую мистическую традицию, невысоко ставят исследование причин и порядка явлений, не очень лестно отзываясь о людях, занимающихся такими исследованиями. «Они называют себя любознательными (философами),— пишет знаменитый мистик XII века Бернар Клервоский, — мы же правильнее назовем их любопытными и суетными». Знание ради знания, ради удовлетворения любознательности, возникающее в результате бескорыстного интереса к предмету познания, Бернар порицает как отвлекающее христианина от выполнения его главной жизненной задачи. При этом рациональное знание отвергается не потому, что оно является чем-то дурным. «Всякое знание хорошо,— пишет Бернар, - если основано на истине. Но время, данное человеку, кратко, и потому он больше должен заботиться о том знании, которое ближе к спасению…»
Поэтому в уставе монашеского ордена францисканцев, основанного в XII веке св. Франциском Ассизским, рекомендуется не стремиться к учености, к приобретению знаний. «Пусть не учатся грамоте не знающие ее».(Reg. II, X) .
2. Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума. Однако большинство средневековых теологов и философов видели в разуме способность, необходимую не только для приобретения знаний, полезных человеку в его земных делах и заботах, но и для спасения души. Средневековая оценка места и роли рационального, в частности философского, знания ярче всего выражена в утверждении, что «философия является служанкой богословия»
Данная формула часто приводится для характеристики средневековой философии. У средневековых мыслителей эта мысль находит себе различное словесное выражение; одним из первых ее высказал Петр Дамиани: «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже».
Информация о работе Средневековая схоластика как тип религиозной философии