Специфика исторического пути России: между Западом и Востоком

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Почему история России так отличается от других стран? Сегодня существует множество работ, посвященных России, как особой цивилизации, часто упоминается «особый путь развития» нашей страны, но редко рассматривается весь комплекс факторов, повлиявших на складывание России как отличной от Запада и Востока цивилизации.

Работа содержит 1 файл

Алёне.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Следует отметить неоднозначное  воздействие СМИ на культуру.

С одной стороны СМИ  дают возможность приобщения к культурным ценностям (подчас уникальным) самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Иногда они выступают даже в качестве средства создания культурных ценностей (многосерийные телевизионные фильмы, циклы радиопередач, интеллектуальные турниры и др.) СМИ охватывают все элементы культуры: производство - хранение -распределение - потребление духовных ценностей. Таким образом, СМИ не только отражают реальность, а иногда и конструируют её в соответствии с определенными нормами. “Средства массовой информации становятся светской религией, - пишет Л. Туроу, - по существу заменяющей историческую тенденцию, национальные культуры, настоящие религии, семьи и друзей, как господствующая сила, создающая психические образы действительности” (110, 105). Это является еще одной продуктивной функцией СМИ. Сочетание продуктивной и репродуктивной функций СМИ делает особо значимыми их воздействие на общество и дает возможность отразить современную действительность во всей её сложности. Амбивалентный образ СМИ, который одновременно отражает и конструирует действительность, является средством множественности жизненных миров, характерных для современного общества. Медиа-реальность выступает в качестве посредника, легитимирующего существование этих множественных миров и объединяющего их в единое целое.

Вместе с тем, следует  отметить и негативное воздействие СМИ на культуру. Это проявляется, прежде всего, в том, что непосредственное общение людей друг с другом заменяется опосредованным техническими устройствами – телефоном, компьютером и др. информационно-техническими средствами. Отмечая это обстоятельство, М.Кастельс пишет, что “проблема свободы сообщений по-новому встала в городском обществе в последние десятилетия, когда срндства массовой информации практически полностью вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию” (31, 243). Межличностное общение людей становится эмоционально обедненным. Мало этого, вместо распространения подлинных культурных ценностей СМИ часто "“выдают на-гора"” суррогат, проповедуют насилие, секс, стремление к наживе. Пропаганде и распространению научных знаний противопоставляются лженаучные и мистические взгляды и учения (хиромантия, астрология и др.). Происходящие события порой освещаются тенденциозно и поверхностно. “Газеты, журналы, телевидение и радио фактически производят товары - новости, сырьем для изготовления которых служат события, - пишет Э.Фромм. - Спрос есть только на новости, и средства массовой информации определяют, какие события являются новостями. А какие - нет. В самом лучшем случае информация составляется по особому шаблону, она лишь поверхностно касается событий и едва ли дает гражданам возможность проникнуть вглубь этих событий и понять их скрытые причины” (117, 202). Происходит стандартизация вкусов.

Это обстоятельство усугубляется тем, что СМИ “фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская её через свои фильтры, выделают отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры” (57, 120). В силу этого, то, что не попадает в поле внимания СМИ остается незамеченным большинством членов общества и не играет в силу этого в жизни общества какую-либо существенную роль. Наоборот, порой буквально навязываемая членам общество информация средствами СМИ приобретает “руководство к действию”. Между тем она очень часто далека от правдивости и объективности, тенденциозно освещая те или иные события. СМИ отдают предпочтение более коротким сообщениям, в погоне за сенсациями стараются произвести больший эффект, распространяют популистские заявления, нагнетают нервозность. “В отечественных СМИ (а именно они во многом определяют то, что воспринимается широкой публикой как факт культуры) ведется множество разных дискуссий по вопросам сугубо конъюнктурным, а иногда просто бессмысленным, - говорит В.А.Лекторский. - Что же касается стратегических проблем, то они почти не обсуждаются” (86,11). Таким образом, СМИ навязывают членам общества свои критерии оценки событий, свою систему ценностей, порождают определенные стереотипы мышления, типы героя и подлеца, гения и глупца и т.д. В итоге СМИ не информируют, а формируют определенные взгляды и мировоззрение людей в целом путем использования выборочной информации и соответствующей ёё подаче публике.

Отмечая негативное воздействие  СМИ на культуру, следует особо отметить, что в последние годы программы СМИ наполнились различными видами лженауки. Академик Э.П. Кругляков отмечает, что “немалая заслуга в этом принадлежит СМИ, которые, к сожалению, воспользовались одним из великих завоеваний постсоветсткого периода – свободой слова. Вседозволенность и безответственность большинства СМИ привели к тому, что антинаучный бред буквально заполнил страницы газет и журналов, радио и ТВ. В последние годы возникло новое, не существовавшее ранее явление. Лженаука превратилась в мощную организованную силу” (38, 3). Действительно, различного рода экстрасенсы, астрологи, маги и другие “кудесники” выступают с заявлениями о том, что нынешняя научная парадигма явно устарела, что время экспериментальной науки и материализма кануло в лету и их нужно заменить новым видением мира, основанным на сверхзнании, откровении, интуиции, “астральном видении мира” и прочей чертовщине. Вокруг бурно развивающейся альтернативной медицине вьется много всякого рода проходимцев и мошенников. Различные формы лженауки часто находят поддержку у отдельных представителей власти, что дает возможность образования различных организаций, проповедующих антинаучный бред. Так, в России был создан Международный институт космической антропоэкологии, ряд лет проводивший “исследования” так называемых торсионных полей. При Министерстве по чрезвычайным ситуациям создана лаборатория экстрасенсов, а Министерство обороны даже создало специальную воинскую часть, укомплектовав их экстрасенсами и колдунами.

Волне лженауки со стороны ученых и всех здравомыслящих людей должен быть дан решительный отпор с широким использованием средств массовой информации. Эти средства должны развернуть пропаганду научных знаний и достижений науки, решительно разоблачать лженаучные “концепции”, утверждения и действия. С этой целью при РАН создана специальная комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных результатов. Но в борьбу с лженаукой, в разоблачение различного рода магов, колдунов, “предсказателей” судеб, лжецелителей должна включиться общественность и государство. Первую скрипку в этом должны играть философы, порвавшие с абстрактными спекуляциями философскими категориями и обратившие внимание на глубокий философско-научный анализ реалий наших дней, выявляющие социальную опасность лженауки, которая извращает правильное миропонимание людей, особенно молодежи, аргументирующих невозможность мирного существование науки и лженауки. Культура должна основываться не на лженаучном толковании мира, а на научном его осмыслении.

Следует отметить, что негативное воздействие СМИ на общество и человека наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Это сознание может быть комфортным и некомфортным, податливым и неустойчивым, включенным в те или иные субкультуры. Более того: развитие современных технических средств СМИ позволяет пользователю самостоятельно выбирать по своим интересам, вкусам ту или иную программу. Это ведет к разделению массовой аудитории на отдельные индивидуальные сегменты, масскультура становится все более сегментированной по идеологиям, ценностям, вкусам и целям жизни. Новые СМИ, охватывает дифференцированную аудиторию, которая, будучи огромной, по численности, не является более массовой в смысле одновременности и разнообразия принимаемых программ. Отношения между индивидами характеризуются тем, что они, объединяя людей в единое человечество, вместе с тем изолируют, автоматизируют людей. Это дает основание некоторым исследователям (Ф.Сабба, Б.Шакаи и др.) отстаивать тезис об эволюции от массового общества и “сегментированному обществу”.

Таким образом, наряду с  формированием динамичной личности, воздействия на индивида стандартными культурными моделями в развитии масскультуры все в большей степени  пробивается противоположная тенденция - возрастание индивидуального восприятия культурных артефактов. Развитие масскультуры предстается как многоплановый, противоречивый процесс.

Психические барьеры  личности, о которых было упомянуто  выше, все же не могут эффективно противостоять силе манипуляции  сознанием при помощи СМИ. Массовая культура имеет силу манипуляции как общественным, так и индивидуальным сознанием. Об этой манипуляции писал еще Г.Маркузе, констатируя появление “одномерного человека” под воздействием современного техногенного развития. Этот факт нашел отражение и в российской философии. “Современная индустриальная культура, - пишет В. С. Степин, - действительно создает широкие возможности для манипуляции сознанием, при которых человек теряет способность рационального осмысления событий. При этом и сами манипулируемые и сами манипуляторы становятся заложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы” (99, 31).

Слово “манипуляция”  происходит от лат. manipulus - пригоршня, горсть. Это слово трактуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. При этом имеется ввиду, что такие действия требуют ловкости и сноровки. Отсюда произошло современно переносное значение слова как ловкого обращения с людьми как с объектами, вещами. “Возникла метафора манипуляции в современном смысле, пишет С.Г.Кара-Мурза, - как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции” (30,34). Манипуляция – это вид духовного, психологического (а не физического) воздействия. Это воздействие на психические структуры человеческой личности являются скрытым, оно не должно быть замечено объектом манипуляции. Такое воздействие, безусловно, требует значительного мастерства и знаний”. Рассматривая сущность манипуляции С.Г.Кара-Мурза приходит к очевидному выводу: “Как мы установили, манипуляция – способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении” (Там же, с.34).

Технология манипуляции  пестрит большим разнообразием и содержит замену русских слов чуждыми иностранными словами с их кажущейся научностью (например, эмбарго вместо блокады), использование туманных слов и метафор, исключение диалога, потопление нежелательного сообщения в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации, разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты с тем, чтобы воспринимающий информацию человек не смог бы осилить проблему в ее целостности, бесконечное повторение для формирования нужных стереотипов, конструирование хаотичного потока сообщений в нужный владельцам СМИ ложный образ реальности и многое другое.

Широкое применение технологии манипулирования, обустройство их мощной современной информационно-технической  базой сделали средства массовой информации главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Их зависимость от интересов своих владельцев (которую, кстати сказать, на Западе никто не скрывает) превращает общество в толпу, где теряется индивидуальность и оно становится управляемой в направлении, нужном владельцам СМИ. Люди узнают о том, что они думают, по телевизору. “Зачастую реклама, СМИ и другие средства массовой коммуникации создают рядом с живой действительностью ее виртуальный вариант, который организован исходя из целей и задач тех, кто управляет обществом”. (92,83). СМИ одновременно отражают реальность и конструирует ее в соответствии с определенным социальным заказом Они очень часто не информируют общество, а формируют определенные жизненные установки посредством использования выборочной информации и ее соответствующей подаче публике.

Определенная тенденциозность  СМИ в подаче информации определяется и той зависимостью СМИ от различных  социальных групп, которая существует в современном обществе. СМИ часто попросту представляют потребителю все то, что дает наибольшую прибыль - материальную или политическую. Директор Национального института развития М.А.Гельвановский справедливо заметил, что мы живем в “эпоху великого обмана” благодаря средствами массовой информации, которые получили группы людей использующих достижения человеческого разума в целях бесконечного умножения своих богатств.(См: 62, 21). Не удивительно, что в различных СМИ одни те же события освещаются по разному. Существует жесткая зависимость содержания и функционирования СМИ от социальных условий. Вполне справедливо мнение, что не технические нововведения, а экономические и социальные факторы играют решающую роль в генезисе духовного общения в целом, деятельности средств массовой информации и пропаганды в частности.

Вместе с тем, плюрализм  мнений является ценным качеством СМИ, поскольку его наличие означает существование в обществе демократических  свобод, возможность обмена различными мнениями, их столкновением друг с  другом. Но это столкновение должно быть направлено не на дезинформацию населения, а на поиск истины, выработку консенсусов, демократического общественного мнения. В этом аспекте СМИ способствуют демократизации общества и, вместе с тем, требуют для своего функционирования демократических свобод. “Средства массовой информации, - пишет Р. Дарендорф, - должны работать в условиях свободы и плюрализма” (15,238). Можно сказать, что степень функционирования СМИ в обществе является критерием его демократизации. Но, с другой стороны, информатизация общества, обеспечивая свободный доступ к информации граждан, является одним из важнейших условий демократизации общества. Взаимодействие информатизации общества и его демократизации является важной социо-философской проблемой, ждущей своего исследования.

Параллельно с ростом влияния СМИ в общественной жизни  широко пропагандируется тезис о  свободе СМИ, их независимости от общества. В одном их своих выступлений  известный политический деятель, депутат  Государственной Дума России В. Рыжков констатируя, что существует известное отчуждение прессы от общества, отстаивает правильный тезис о том, что “СМИ – это важнейшая часть общества. Мало того – это адвокат общества перед лицом бюрократии, капитала, криминала” (91,11). Развертывая далее этот правильный тезис, В.Рыжков приходит к утверждению, с которым трудно согласиться. У любого СМИ, рассуждает В.Рыжков, всегда есть хозяин, который хочет политического влияния и коммерческого успеха и поэтому оптимальной стратегией развития СМИ становится “медиа-феодализм” - система, когда СМИ являются вассалами честных и государственных владельцев-“сюзеренов”. Отсюда делается вывод: “пресса имеет право быть безответственной. Идя дальше, я утверждаю, - заявляет В.Рыжков, - что пресса имеет право быть также и антигосударственной” (Там же, с.12).

Информация о работе Специфика исторического пути России: между Западом и Востоком