Специфика исторического пути России: между Западом и Востоком

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Почему история России так отличается от других стран? Сегодня существует множество работ, посвященных России, как особой цивилизации, часто упоминается «особый путь развития» нашей страны, но редко рассматривается весь комплекс факторов, повлиявших на складывание России как отличной от Запада и Востока цивилизации.

Работа содержит 1 файл

Алёне.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Вторым по времени  появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или, при передаче на очень большие расстояния, с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Характерным для радио  является вневизуальность - (лат. viceo “видение”). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Журналисту радио следует постоянно помнить, что печать дает неподвижное изображение, телевидение — подвижное, а на радио надо в максимальной степени реализовать возможность “чистого звука”.

Отсутствие видеоряда  представляет слушателям радио две  группы возможностей восприятия.

Первая связана с  тем, что “чистый” звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку  слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, “не делит” своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и “слушанием— смотрением” его по телевидению. Ведь в первом случае мы воспринимаем уже “сделанное” произведение, а во втором — становимся очевидцами того, “как делается” произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельными оркестрантами, и, кроме того, наблюдаем живую реакцию зрительного зала и т.д. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и/,тем самым, сосредоточивает восприятие на нем “самом по себе”. Но “монополия” звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”.

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием  видеоряда, — это активизация  воображения слушателей, позволяющая  им проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно-музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом “задает рамки” слушательской фантазии).

Однако особенности  радио определяют и некоторые  его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время (и тут не всегда поможет наличие магнитофона), делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более “просматривать”, как это свойственно контактам с печатными текстами.

Телевидение вошло в  жизнь в 30-х годах и стало, как  и радио, равноправным участником “триумвирата” средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика  родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния (правда, в связи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансляционных линий или космической спутниковой связи). Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно - журнально - газетным формам представления видеоматериалов (как в черно-белом, так и в цветном варианте), с теми ограничениями, которые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешающей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении, возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи).

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать  разные формы— “аудио” и “видео” могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж (даже в случае с одним актером), умелое использование крупного плана, темпоритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью “вписать” передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню. Такая же (как и у радио) “принудительность” телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Печать, радио и телевидение  представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и  способах донесения информации до аудитории. Однако, при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное — звуковое и словесное — повествование на радио и в печати и т.д.). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио, аудиовизуальное сообщение на телевидении).

При обращении индивидуума  к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем — желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио, прежде всего, удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том (однако немаловажная), что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план.

Если учитывать эти  мотивы и предпочтения, то можно  сказать следующее. Для деятельности прессы должно быть характерным сводное представление событийной информации, сопровождающееся серьезным комментарием и обращением к фундаментальным закономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая. Журналисты радио обязаны прежде всего оперативно освещать события дня (и в первую очередь — последних часов), причем активным фоном этой информации может быть музыка или другая информация “культурного досуга”; при этом непрерывность и разнообразие информационного потока создают полную возможность ощутить “пульс жизни мира”, а справочные сведения о погоде, программах передач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание получить утилитарную информацию. Тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор проведения свободного времени, прежде всего. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

Печать, радио, телевидение  – эти традиционные средства массовой информации кроме специфических  имеют также общие отличительные  черты, такие как публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальной технической аппаратуры для передачи информации; разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммутатора к потребителю информации; непостоянство характера аудитории, которая образуется от случая к случаю.

Постепенно расширяя свой объем, охарактеризованные выше традиционные СМИ, ныне дополняются компьютерными  системами передачи массовой информации по телекоммуникационным сетям. “Современные информационные технологии как бы связали воедино все средства массовой информации и способствовали рождению новых видов изданий (в том числе и электронной книги) (94,8). Удельный вес компьютерной информации в общей массе СМИ возрастает быстрыми темпами. Так, уже сегодня информация, циркулируемая в глобальной сети Интернет, имеет все ресурсы традиционных СМИ. Интернет, в отличие от традиционных СМИ, обладает доступностью информации в глобальных масштабах; интерактивностью, представлением технической возможности взаимодействия принимающего информацию с его источником; приемом информации в режиме реального времени и другими качествами.

Отмечая несколько лет  тому назад, что СМИ представляют собой в основном однонаправленную коммуникационную систему - они лишь передают информацию, редко вступая во взаимодействие с зрителями и слушателями, М. Кастельс писал: “Поэтому реального процесса коммуникации как взаимодействия передающей и получающей стороны при интерпретации сообщения нет” (31,321). Однако за прошедшие несколько лет положение существенно изменилось: интерактивное общение при помощи телевидения, видео и компьютеров все шире входит в нашу жизнь. Все это делает Интернет все более заметным в системе СМИ и дает основание считать его в качестве одного из важнейших элементов этой системы.

Значительное место  в Интернет, наряду со специальной, занимает массовая информация. Это  электронные версии и дайджесты  газет, т.н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле -“сетевещание”, сайты (“странички”) отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, при этом, печатные тексты могут читаться как непосредственно с монитора так, и распечатываться на принтере. Однако, несмотря на расширяющееся распространение Интернет, значение его для массовой аудитории, как ни удивительно, считается достаточно неопределенным. Большая часть российской аудитории на сегодня еще не имеет возможности входить в Интернет. Однако наше общество уже получило один “сюрприз” во время выборов в Государственную Думу, когда на одном из сайтов публиковались результаты опроса граждан, выходивших с избирательных участков. По закону такую информацию нельзя разглашать в средствах массовой информации до того, как выборы будут признаны состоявшимися. Но предъявить какие - либо претензии к администраторам сайта оказалось невозможно, так как Интернет не признан в России средством массовой информации. При этом все развитые страны используют Интернет для организации бизнеса, политических интриг, устройства личной жизни, общего образования и просто способа провести время.

В целом СМИ должны представляет собой систему и  иметь целостный характер, располагая совокупностью компонентов, взаимодействующих друг с другом, действовать в соответствии с динамикой общественной жизни и выполнять необходимый набор функций для удовлетворения информационных потребностей личности, различных слоев населения, общества в целом. Можно выделить различные функции СМИ – информационную, развлекательную, экономическую, образовательную.

Информационная функция  СМИ обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях. Эта информация не всегда достаточно обоснована, иногда искажена в силу чего количество информации далеко не равно количеству знания. Кроме того, существует много повторяющейся информации, которая не составляет прироста полезного знания.

Развлекательная функция  обслуживает различные эстетические потребности людей путем показа кинофильмов, представлений, концертов, различных игр ( в том числе компьютерных), спортивных состязаний и т.д. Развлекательная функция по времени часто занимает первое место среди функционирования всех СМИ.

Экономическая функция  СМИ реализуется путем торговых реклам, экономических сведений о  курсе денег, деятельности виртуальных  магазинов, сведений о экономической  деятельности различных промышленных и торговых организаций, информации о цене тех или иных товаров.

Наконец, образовательная  функция СМИ выступает в виде показа различных образовательных  программ, сведений электронных учебников, использования СМИ в учебном  процессе в ходе информатизации образования. Надо сказать, что в реализации этой функции особо ярко проявляются основные принципы новой системы СМИ – интерактивность, мобильность, повсеместность, глобализация.

Первейшая функция СМИ - распространение информации. В  выполнении этой функции задействованы  люди, далекие от производства культурных ценностей. “Распространение массовой информации осуществляется профессионалами-практиками, которые, как правило, лишь за редкими исключениями сами создают новые идеи, формулы или новые конструкции, преимущественно осуществляют социальную функцию, прочно связанную с потребностями текущего момента, - пишет А.Моль. - Их задача – это, прежде всего, создание по выражению А.Моля “системы кровообращения в общественном организме”, т.е. распространение информации. Цели их деятельности определены вполне четко: исторически они связаны с демократическим тезисом о том, что народ имеет право на знания” (57,118).

СМИ обеспечивают специфическое  духовное общение людей, при котором  обмен продуктами деятельности выступает  как обмен информации между людьми. Специфика этого общения характеризуется массовостью и регулярностью распространения информации, стереотипным характером ее содержания. Что же касается формы распространения информации, то она весьма разнообразна - текстовая, графическая, аудиовизуальная, их комбинации. СМИ обеспечивают непрерывный поток отдельных элементов культуры в силу чего личность выступает не как результат целенаправленного процесса усвоения научных знаний, моральных норм и других существующих в обществе культурных ценностей, а как результат освоения отдельных, часто не связанных друг с другом, элементов культуры. В силу этого, по выражению А. Моля, культурный потенциал личности становится “мозаичной культурой”.

Информация о работе Специфика исторического пути России: между Западом и Востоком