Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа
Задачей моей работы является исследование тех особенностей сознания, которые позволили выделить ее в отдельную философскую проблему, изучить ее функции, ее взаимодействие с мышлением, памятью, языком, его значение в окружающем нас мире, в реальной действительности, данные основные вопросы я поставила для раскрытия в основной части.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Сущность сознания……………………………………………………….5
Проблема сознания в истории философии…………………………………..5
Взгляды философов о сознании……………………………………………….7
Понятие и сущность сознания…………………………………………………9
Сознание и мышление………………………………………………………….12
Сознание и память……………………………………………………………...12
Сознание и язык………………………………………………………………...13
Общественное и индивидуальное сознание………...………………………...14
Проблема идеального……………...…………………………………………...17
Глава II. Сознание и бессознательное…………………………………………….18
2.1 Философская категория бессознательное…………………………………….18
2.2 Взгляды философов о бессознательном………………………………………20
2.3 Динамика сознательного и бессознательного………………………………..21
2.4 Проявления бессознательного в сознательном……………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...…26
Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. «Идеальное - это сугубо личностное явление, существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени»27. Это направление отражает связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о независимости его от мозга человека. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.
Каждый
из данных мною подходов к проблеме идеального
выявляет лишь один из аспектов изучаемого
явления, ставя либо индивидуальное, либо
общественное сознание как первооснову
идеального.
Глава II. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Философская категория бессознательное
«Бессознательное - рефлекторное внесознательное действие, не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, либо обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию»28. Очевидно, что для понимания бессознательного как философской категории нам важно лишь второе значение этого термина. Хотя, на протяжении истории развития философской мысли, эти два значения сливались и взаимоподменялись.
«Другие философы пытались доказать связь сознания и космического. У многих людей возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность в условиях, когда, казалось бы, ничто о ней не напоминает. Более сложный пример связан с тем, что человек часто прислушивается к внутреннему голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит»29. Конечно, осознавать сразу все невозможно. При сосредоточении на одном упускается из поля внимания многое другое. А процессы идут во всем сознании. Неосознаваемое существует в сознании, и это проверяется путем перемены внимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое переплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности.
И все же философы заметили, что «неосознаваемое, в определенной мере присущее самому сознанию, выходит за рамки сознания. Так, Платон в труде «Протагор» свидетельствует о своем внутреннем голосе, который он узнавал и которому доверял. Он всегда к нему прислушивался и с ним советовался. Его внутренний голос можно отнести к осознаваемому. Но возникает вопрос: кому же принадлежит этот голос? Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью голос и не можем определить, кому он принадлежит, то открываем дверь и видим его владельца. В случае же с голосом Платона все попытки изменения ситуации ни к чему не приводят. Значит, есть такое - неосознаваемое, которое невозможно перевести в свою противоположность»30.
В область бессознательного входят:
«1. Психические явления, возникающие во сне (сновидения).
2.
Ответные реакции, которые
3.
Бессознательное запоминание
4.
Движения, бывшие в прошлом
5. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.
6. Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли (обсессии). Это состояние испытывал каждый человек. Об таких состояниях говорят, что «мысли сами лезут в голову». Например, перед экзаменом постоянно думаешь о возможном течении событий; все могут сказать, что иногда к нам «привязываются мелодии» и т.д.»31.
Считать, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике конечно нельзя. Бессознательное - это такое же человеческое психическое проявление, как и сознание, оно выступает как неконтролируемые действия. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен контроль за действиями, невозможна оценка их результата. Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному (внутреннему голосу, интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.
Взгляды философов о бессознательном
«Древняя Индия: “В философской системе «Йога Патанджали» бессознательное трактовалось как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось не как форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая степень проникновения в сущность вещей. Однако у «Йога Патанджали» понятие бессознательного употребляется и для характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум»32.
Платон: «Видимо, это познание имело место в предэкзистенциальном состоянии души, и, забытое из-за связи души с телом, оно должно возобновиться соответствующим раздражителем. Подлинное сознательное знание возможно лишь благодаря тому, что мы бессознательное знаем»33. По Платону, вычитание в восприятии общего является припоминанием. Если бы у нас ничего не было от идеи, познание было бы невозможным. До водворения души в тело она созерцала идеи. В настоящее время на Земле, душа видит подобные идеям вещи, вызывающие в ней припоминание своих идей. А это было бы невозможным, если бы знание этих идей не продолжало своего существования в душе, которая о том ничего не знает и не могла бы узнать, если бы подобные идеям предметы не разбудили в ней этого сознания. Таким образом, это знание идеи имелось в душе человека бессознательно. Если бы его не имели, то наш поиск по пути познания не мог бы выйти за пределы восприятия и не начинали бы искать того, что нам еще неизвестно, не могли бы опознать уже найденное.
Э.Кант: «Итак, синтетическое единство многообразия наглядных представлений, как данное apriori, есть основание тождества самой апперцепции, которая apriori предшествует всему моему определенному мышлению... Этот принцип есть высшее основоположение во всем человеческом знании...»34. Таким образом, для Канта бессознательное - это знание, постигнутое через чувственную интуицию. Кроме того, бессознательное (в смысле божественное) имеет место тогда, когда синтез, сводится к опыту рассудка и остается неосознанным.
Динамика сознательного и бессознательного
«Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам…
Быть сознательным – это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при легко достижимых условиях.… Каким оно было в промежуточный период – мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (latent), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным»35. В случае рассмотрения данной категории как бессознательное я была вынуждена прибегнуть данным психологии, я считаю что без понимания психоанализа рассматривать его [бессознательное] нельзя.
Таким образом, согласно З. Фрейду, к понятию бессознательного мы пришли путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Существуют душевные процессы которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, которые в действительности не становятся сознательными. «Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление»36. Таким образом, понятие бессознательного получаем из учения о вытеснении, здесь вытесненное рассматривается как типичный пример бессознательного.
«…Есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное…называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному…».37
Вышеперечисленные цитаты из работы З. Фрейда содержат в себе суть понимания им проблемы соотношения сознательного и бессознательного в индивидууме. Рассматривая этот вопрос он приходит к выводу о наличии трех уровней в сознании человека. Несомненно, что подход со стороны психологии к этой философской проблеме позволил Фрейду снять противоречия и устранить сомнения в понятии и сущности сознания в рамках данной концепции.
Проявления бессознательного в сознательном
К проявлениям бессознательного в сознательном относят:
«1. Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной памятью, она управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени.
2. Бессознательная мотивация, влияющая на характер поступков, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
3. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.
В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую значимость. Эта группа относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты»38.
Сознательное регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества, и часто идет вразрез с требованиями бессознательного, поэтому разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, появляется угнетенность, страх, раздражительность. Напротив, когда они [сознательное и бессознательное] работают в унисон, человек достигает счастья жизни, поэтому человек вечно стремится найти это состояние.
Наличие
сознательного и
Можно заметить, что в реальной действительности иногда принижают значение сознательного и уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, оно приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания.
Бессознательное
обладает способностью к агрессивности,
к которой ведут: ослабление сознания,
вялость и инертность. Этой агрессии отчасти
человек помогает сам, если он возвышает
бессознательное и через него хочет обо
всем узнать. В этом случае нужно самим
бороться с этим бессознательным, так
как оно имеет отрицательную сторону,
потому что в этом случае люди совсем перестают
обращаться к научным знаниям и надеются
лишь на собственный внутренний мир. Этим
самым подрывается сознание и усиливается
коллективное бессознательное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что с появлением сознания у человека одновременно появилось множество вопросов, связанных с окружающей действительностью. Решение поставленных задач и их многообразие способствовало разностороннему развитию сознания.
В связи с тем, что сознание со временем развивалось, бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения. Данные изменения изучались философами соответствующих времен, которые одновременно старались найти ответы на многие вопросы.
Время все шло, и стали появляться теории, объясняющие сознание с разных сторон: физиология – с точки зрения системы нервных клеток, генетика–возможностей наследования, психология – проявления, психиатрия – нарушений, логика - возможностей к разрешению задач и т.д. Но у философов существовал свой взгляд на проблему сознания, они рассматривали данный феномен с других позиций, чем естествоиспытатели. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса. У философов существовала точка зрения о связи всех трех феноменов - сознания, космического и бессознательного.