Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа
Задачей моей работы является исследование тех особенностей сознания, которые позволили выделить ее в отдельную философскую проблему, изучить ее функции, ее взаимодействие с мышлением, памятью, языком, его значение в окружающем нас мире, в реальной действительности, данные основные вопросы я поставила для раскрытия в основной части.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Сущность сознания……………………………………………………….5
Проблема сознания в истории философии…………………………………..5
Взгляды философов о сознании……………………………………………….7
Понятие и сущность сознания…………………………………………………9
Сознание и мышление………………………………………………………….12
Сознание и память……………………………………………………………...12
Сознание и язык………………………………………………………………...13
Общественное и индивидуальное сознание………...………………………...14
Проблема идеального……………...…………………………………………...17
Глава II. Сознание и бессознательное…………………………………………….18
2.1 Философская категория бессознательное…………………………………….18
2.2 Взгляды философов о бессознательном………………………………………20
2.3 Динамика сознательного и бессознательного………………………………..21
2.4 Проявления бессознательного в сознательном……………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...…26
Понятие и сущность сознания
Проблема сознания является многоплановой, поэтому исследования феномена сознания в самых различных областях знания остаются разобщенными. И «…если исходить из реальных познавательных процессов, то скорее всего следует говорить не об одном понятии сознания, а о целом ряде специфических понятий, используемых в соответствующих областях знания. В этом отношении философское понятие сознания существенно отличается от тех понятий сознания, которые используются в конкретных науках»9 - в этом одна из главных трудностей определения сознания.
Существуют следующие «черты философского понятия сознания:
1.
Сознание есть свойство
2.
Сознание есть отношение к
действительности – «мое
3.
Сознание есть отражение
Данные характеристики не являются исчерпывающими, они выполняют как бы интегративную функцию по отношению ко всем понятиям и представлениям о сознании, способствуя целостному видению проблемы сознания.
Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.
«Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка»12. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
«Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. В этом смысле сознание - «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие…
Слово «сознание» прежде всего можно разделить как со-знание, указывая на значимость каждой части в понимании термина. Приставка «со-» означает «совместное», т.к. первой формой сознания было именно общественное сознание, а индивидуальное пришло позже. Теперь обратимся ко второй части слова – «знание». То есть в основе сознания лежит непрерывный процесс познавания окружающего мира - от простого осматривания вокруг до сложных мыслительных процессов, когда знание извлекается из всего потока информации с помощью мыслительных процессов - абстракция, индукция, дедукция и др.».13
Также можно принять во внимание взгляд на сознание М. Мамардашвили: «Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в таком смысле, что мы сознаем другой предмет, а в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся…это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркивая, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» означает какую – то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Назовем это условно обостренным чувством реальности. Оно связано в тоже время с какой – то иномирной ностальгией»14.
Сознание и мышление
«Мышление - это процесс отображения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход “от явления к сущности”. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности. Мышление связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств…»15
Я считаю, что мышление является реализацией сознания, его началом и завершением. По моему мнению мышление сугубо индивидуально, так как не может быть публичным любой процесс самореализации.
Сознание и память
«Память - это способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Память связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его сознания и личности. Наряду с ощущениями, память является вторым важнейшим составляющим, необходимым для инициации процесса мышления…
За всю историю философии не возникало сколько-нибудь серьезных разногласий по вопросу о сущности и назначении памяти.
Начиная с античности, все философы единогласно признавали память фундаментом, на котором зиждется мышление, и без которого не были бы возможны ни обобщение, ни рассуждение (ибо невозможно построить простейшее рассуждение без наличия постулатов или иных исходных данных), ни умозаключения.
Однако
в философии Нового времени возник
вопрос о способе хранения информации
в памяти - образуют ли упорядоченные
по силе ощущения хронологическую
Память, которая основана на хронологическом упорядочении ощущений, является основой мышления, а, следовательно, сознания, подтверждение чему можно найти в трудах многих философов.
Сознание и язык
Очень тесно связаны между собой сознание и язык, поэтому научный анализ такого явления, как язык очень важен для осмысления сущности, природы сознания. Язык является формой существования и проявления мышления и играет значительную роль в формировании сознания.
«Язык - это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем, заключается в понимании языка как объективированного мышления. Вторая позиция, выдвинутая Марксом заключается в следующем: “...язык - практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...»17.
«Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Имматериальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение»18.
Можно
сказать, что знаковую функцию материальный
предмет может выполнять только
в определенной культуре. То, что
для людей одного общества заключает
в себе известный им смысл, воспринимается
людьми другого общества как обычный материальный
предмет.
Общественное и индивидуальное сознание
«Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.
Главным объектом, который отражается общественным сознанием, является общественное бытие …»19 Так как общественное бытие является многообразным и сложным, многообразно и сложно и сознание людей. Общественное сознание включает в себя различные формы – политические и правовые идеи, мораль, искусство, философию, религию, они имеют свои особенности и выполняют разные задачи.
История общества говорит о том, что с изменением бытия людей, их производственных отношений изменяется и их сознание, исчезают старые идеи и возникают новые, которые соответствуют новым условиям и потребностям. Например, «с победой социализма бытие людей коренным образом изменилось: на смену частной капиталистической собственности пришла социалистическая собственность. Соответственно изменились и идеи людей, их взгляды. Например, вместо принципа индивидуализма, составляющего краеугольный камень капиталистической морали, утвердился принцип коллективизма, являющийся основой коммунистической нравственности…
…Исторический материализм …. Признает активную роль сознания в развитии общества»20. И действительно это так, ведь люди в любой области жизни общества всегда действуют сознательно, а потому их идеи и взгляды, которые пронизывают все стороны общественной жизни, оказывают на нее очень большое влияние. Общественное сознание в этом случае как бы объединяет людей, направляет их на решение тех ли иных задач.
«Говоря об активной роли сознания, следует иметь в виду не только идеи, идеологию, но и социальную психологию, особенно психологию классов, больших социальных групп. Социальная психология – это коллективное сознание, а потому от психологического настроя массы в немалой степени зависит успех или неудача того или иного исторического действия.
В.И.
Ленин очень высоко оценивал роль
психологического фактора в истории,
постоянно изучал социальные чувства
и настроения масс и учитывал их
в практике революционной борьбы
и социалистического
Из всего сказанного можно сказать, что общественное сознание людей, их идеи имеют большое значение в жизни человечества. Поэтому, я считаю, в практической деятельности важно учитывать активную роль сознания в развитии общества
«Будучи сознанием данного, конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядов, интересов, эмоциональных и других психических качеств. Оно выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной, специфичной для определенной личности, отражением общего и отдельного в бытии людей»22. Индивидуальное сознание включает в себя самосознание – осознание человеком самого себя, своего отношения к миру, обществу, классу, коллективу.
«Соотношение
общественного и
«Общественное
и индивидуальное сознание едины. У
них общий источник – бытие
людей, единая основа – практика, одна
форма, способ выражения – язык.
Вместе с тем этом единстве имеются
существенные различия. Общественное
сознание по сравнению с индивидуальным
отражает действительность глубже, всесторонне.
Оно отвлекается от специфических черт
сознания индивидов, впитывает в себя
лишь общезначимое в индивидуальном сознании.
Что касается индивидуального сознания,
то оно кроме черт, присущих сознанию той
или иной социальной общности, содержит
в себе присущие только данному человеку
особенности, порождаемые специфическими
особенностями его конкретного бытия»24.
Проблема идеального
«Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей)…»25
В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. Наибольший вклад в эту проблему внес Э.В. Ильенков. С точки зрения Э.В. Ильенкова: «идеальное не тождественно субъективной реальности. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах, когда предмет создан, исчезает и идеальное»26. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, обязательные для всех правила. Вне человека идеального нет, потому что идеальное есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Сознание является одним из проявлений идеального. Это более широкое понятие, чем сознание, но его характеристики во всем справедливы относительно сознания.