Сознание как философская проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Задачей моей работы является исследование тех особенностей сознания, которые позволили выделить ее в отдельную философскую проблему, изучить ее функции, ее взаимодействие с мышлением, памятью, языком, его значение в окружающем нас мире, в реальной действительности, данные основные вопросы я поставила для раскрытия в основной части.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Сущность сознания……………………………………………………….5

Проблема сознания в истории философии…………………………………..5
Взгляды философов о сознании……………………………………………….7
Понятие и сущность сознания…………………………………………………9
Сознание и мышление………………………………………………………….12
Сознание и память……………………………………………………………...12
Сознание и язык………………………………………………………………...13
Общественное и индивидуальное сознание………...………………………...14
Проблема идеального……………...…………………………………………...17
Глава II. Сознание и бессознательное…………………………………………….18

2.1 Философская категория бессознательное…………………………………….18

2.2 Взгляды философов о бессознательном………………………………………20

2.3 Динамика сознательного и бессознательного………………………………..21

2.4 Проявления бессознательного в сознательном……………………………….23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...…26

Работа содержит 1 файл

Сознание как философская проблема.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Понятие и сущность сознания

    Проблема  сознания является многоплановой, поэтому  исследования феномена сознания в самых различных областях знания остаются разобщенными. И «…если исходить из реальных познавательных процессов, то скорее всего следует говорить не об одном понятии сознания, а о целом ряде специфических понятий, используемых в соответствующих областях знания. В этом отношении философское понятие сознания существенно отличается от тех понятий сознания, которые используются в конкретных науках»9 - в этом одна из главных трудностей определения сознания.

    Существуют  следующие «черты философского понятия сознания:

    1. Сознание есть свойство высокоорганизованной  материи, продукт социального  развития и необходимое его  условие. Здесь сознание характеризуется  в онтологическом аспекте; выявляется  его происхождение и особая  форма его бытия как идеального, как субъективной реальности; сознание существует лишь в форме психической деятельности человека.

    2. Сознание есть отношение к  действительности – «мое отношение  к моей среде»10. Этим определяется его ценностный и вместе с тем личностный аспект, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания.

    3. Сознание есть отражение действительности  – истинное или превратное. Этим  оно характеризуется в гносеологическом  аспекте, ибо содержание сознания  есть всегда результат отражения  действительности. Однако сознание также входит в понятие действительности, поэтому оно способно отражать не только внешние объекты, материальную действительность, но и самое себя, явления субъективной  реальности. В сознательном акте осуществляется двуединое отражение – объекта и субъекта. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения отражения…»11

    Данные  характеристики не являются исчерпывающими, они выполняют как бы интегративную функцию по отношению ко всем понятиям и представлениям о сознании, способствуя целостному видению проблемы сознания.

    Уже с глубокой древности мыслители  напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

    «Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка»12. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

    «Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. В этом смысле сознание - «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие…

    Слово «сознание» прежде всего можно разделить  как со-знание, указывая на значимость каждой части в понимании термина. Приставка «со-» означает «совместное», т.к. первой формой сознания было именно общественное сознание, а индивидуальное пришло позже. Теперь обратимся ко второй части слова – «знание». То есть в основе сознания лежит непрерывный процесс познавания окружающего мира - от простого осматривания вокруг до сложных мыслительных процессов, когда знание извлекается из всего потока информации с помощью мыслительных процессов - абстракция, индукция, дедукция и др.».13

    Также можно принять во внимание взгляд на сознание М. Мамардашвили: «Сознание  – это прежде всего сознание иного. Но не в таком смысле, что мы сознаем другой предмет, а в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся…это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркивая, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» означает какую – то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Назовем это условно обостренным чувством реальности. Оно связано в тоже время с какой – то иномирной ностальгией»14.

    Сознание  и мышление

    «Мышление - это процесс отображения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход “от явления к сущности”. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности. Мышление связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств…»15

    Я считаю, что мышление является реализацией сознания, его началом и завершением. По моему мнению мышление сугубо индивидуально, так как не может быть публичным любой процесс самореализации.

Сознание  и память

    «Память - это способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Память связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его сознания и личности. Наряду с ощущениями, память является вторым важнейшим составляющим, необходимым для инициации процесса мышления…

    За  всю историю философии не возникало  сколько-нибудь серьезных разногласий по вопросу о сущности и назначении памяти.

    Начиная с античности, все философы единогласно  признавали память фундаментом, на котором  зиждется мышление, и без которого не были бы возможны ни обобщение, ни рассуждение (ибо невозможно построить простейшее рассуждение без наличия постулатов или иных исходных данных), ни умозаключения.

    Однако  в философии Нового времени возник вопрос о способе хранения информации в памяти  - образуют ли упорядоченные  по силе ощущения хронологическую последовательность, создавая иллюзию течения времени или же напротив, истекшее время ослабляет силу ощущения»16.

    Память, которая основана на хронологическом упорядочении ощущений, является основой мышления, а, следовательно, сознания, подтверждение чему можно найти в трудах многих философов.

  Сознание  и язык

    Очень тесно связаны между собой  сознание и язык, поэтому научный анализ такого явления, как язык очень важен для осмысления сущности, природы сознания. Язык является формой существования и проявления мышления и играет значительную роль в формировании сознания.

    «Язык - это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем, заключается в понимании языка как объективированного мышления. Вторая позиция, выдвинутая Марксом заключается в следующем: “...язык - практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...»17.

    «Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано  и в материальных явлениях иного  рода, которые в этом случае так  же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Имматериальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение»18.

    Можно сказать, что знаковую функцию материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. То, что  для людей одного общества заключает  в себе известный им смысл, воспринимается людьми другого общества как обычный материальный предмет. 

Общественное  и индивидуальное сознание

    «Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.

    Главным объектом, который отражается общественным сознанием, является общественное бытие  …»19 Так как общественное бытие является многообразным и сложным, многообразно и сложно и сознание людей. Общественное сознание включает в себя различные формы – политические и правовые идеи, мораль, искусство, философию, религию, они имеют свои особенности и выполняют разные задачи.

    История общества говорит о том, что с  изменением бытия людей, их производственных отношений изменяется и их сознание, исчезают старые идеи и возникают новые, которые соответствуют новым условиям и потребностям. Например, «с победой социализма бытие людей коренным образом изменилось: на смену частной капиталистической собственности пришла социалистическая собственность. Соответственно изменились и идеи людей, их взгляды. Например, вместо принципа индивидуализма, составляющего краеугольный камень капиталистической морали, утвердился принцип коллективизма, являющийся основой коммунистической нравственности…

    …Исторический материализм …. Признает активную роль сознания в развитии общества»20. И действительно это так, ведь люди в любой области жизни общества всегда действуют сознательно, а потому их идеи и взгляды, которые пронизывают все стороны общественной жизни, оказывают на нее очень большое влияние. Общественное сознание в этом случае как бы объединяет людей, направляет их на решение тех ли иных задач.

    «Говоря об активной роли сознания, следует  иметь в виду не только идеи, идеологию, но и социальную психологию, особенно психологию классов, больших социальных групп. Социальная психология – это  коллективное сознание, а потому от психологического настроя массы в немалой степени зависит успех или неудача того или иного исторического действия.

    В.И. Ленин очень высоко оценивал роль психологического фактора в истории, постоянно изучал социальные чувства  и настроения масс и учитывал их в практике революционной борьбы и социалистического строительства»21.

    Из  всего сказанного можно сказать, что общественное сознание людей, их идеи имеют большое значение в жизни человечества. Поэтому, я считаю, в практической деятельности важно учитывать активную роль сознания в развитии общества

    «Будучи сознанием данного, конкретного  человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядов, интересов, эмоциональных и других психических качеств. Оно выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной, специфичной для определенной личности, отражением общего и отдельного в бытии людей»22. Индивидуальное сознание включает в себя самосознание – осознание человеком самого себя, своего отношения к миру, обществу, классу, коллективу.

    «Соотношение  общественного и индивидуального  сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества. Подобно тому как всякое общее существует в отдельном, общественное сознание проявляется только через индивидуальное»23. Действительно это так, ведь способностью мыслить обладает лишь отдельный человек, но индивидуальное сознание существует только в связи с общественным сознанием. Так как каждый человек трудится в обществе, принадлежит к определенному классу, а поэтому его сознание не отделимо от общественного сознания, а как бы является его воплощением.

    «Общественное и индивидуальное сознание едины. У  них общий источник – бытие  людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык. Вместе с тем этом единстве имеются  существенные различия. Общественное сознание по сравнению с индивидуальным отражает действительность глубже, всесторонне. Оно отвлекается от специфических черт сознания индивидов, впитывает в себя лишь общезначимое в индивидуальном сознании. Что касается индивидуального сознания, то оно кроме черт, присущих сознанию той или иной социальной общности, содержит в себе присущие только данному человеку особенности, порождаемые специфическими особенностями его конкретного бытия»24. 

 Проблема  идеального

    «Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей)…»25

    В ХХ веке эта проблема вновь была поставлена отечественными философами. Наибольший вклад в эту проблему внес Э.В. Ильенков. С точки зрения Э.В. Ильенкова: «идеальное не тождественно субъективной реальности. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах, когда предмет создан, исчезает и идеальное»26. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, обязательные для всех правила. Вне человека идеального нет, потому что идеальное есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Сознание является одним из проявлений идеального. Это более широкое понятие, чем сознание, но его характеристики во всем справедливы относительно сознания.

Информация о работе Сознание как философская проблема