Сознание как философская проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Задачей моей работы является исследование тех особенностей сознания, которые позволили выделить ее в отдельную философскую проблему, изучить ее функции, ее взаимодействие с мышлением, памятью, языком, его значение в окружающем нас мире, в реальной действительности, данные основные вопросы я поставила для раскрытия в основной части.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Сущность сознания……………………………………………………….5

Проблема сознания в истории философии…………………………………..5
Взгляды философов о сознании……………………………………………….7
Понятие и сущность сознания…………………………………………………9
Сознание и мышление………………………………………………………….12
Сознание и память……………………………………………………………...12
Сознание и язык………………………………………………………………...13
Общественное и индивидуальное сознание………...………………………...14
Проблема идеального……………...…………………………………………...17
Глава II. Сознание и бессознательное…………………………………………….18

2.1 Философская категория бессознательное…………………………………….18

2.2 Взгляды философов о бессознательном………………………………………20

2.3 Динамика сознательного и бессознательного………………………………..21

2.4 Проявления бессознательного в сознательном……………………………….23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...…26

Работа содержит 1 файл

Сознание как философская проблема.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Сущность сознания……………………………………………………….5

    1. Проблема сознания в истории философии…………………………………..5
    2. Взгляды философов о сознании……………………………………………….7
    3. Понятие и сущность сознания…………………………………………………9
    4. Сознание и мышление………………………………………………………….12
    5. Сознание и память……………………………………………………………...12
    6. Сознание и язык………………………………………………………………...13
    7. Общественное и индивидуальное сознание………...………………………...14
    8. Проблема идеального……………...…………………………………………...17

Глава II. Сознание и бессознательное…………………………………………….18

2.1 Философская категория бессознательное…………………………………….18

2.2 Взгляды философов  о бессознательном………………………………………20

2.3 Динамика сознательного  и бессознательного………………………………..21

2.4 Проявления бессознательного в сознательном……………………………….23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...…26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Проблема  сознания всегда привлекала пристальное  внимание философов, так как определение места и роли человека в мире, особенностей его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

    Вопрос  о сущности сознания затрагивает  мировоззренческие и методологические установки любого философского направления, поэтому эта проблема очень важна для изучения.

    Подходы к данной проблеме существуют разные, но все они имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфической  формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Данная форма характеризуется выделением человека как своеобразной реальности, как носителя способов взаимодействия с окружающим миром.

    В своей работе я хочу представить  и раскрыть подходы к проблеме сознания на основе  разных философских  точек зрения.

    Проблема сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, которые являются предметом исследования не только философии, но и гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, информатики. Этот факт еще раз доказывает, что сознание является очень важной проблемой, которую нельзя рассматривать только с одной какой-либо точки зрения, необходимо объединить все существующие знания о данном феномене нашей жизни. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в разных дисциплинах всегда опирается на определенную философско – мировоззренческую позицию в определении познания, но при этом должны развиваться специальные научные исследования, которые бы стимулировали разработку и углубление философской проблематики сознания. Например, развитие современной информатики, процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о способах взаимодействия человека с современной компьютерной техникой.

    Помимо  раскрытия сущности сознания и исследования ее, как проблемы философии, в моей работе я хочу осветить ряд таких вопросов, как бессознательное, идеальное, и их взаимодействие с сознанием.

    Я считаю мою темой очень актуальной, потому что вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно – технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д.  – то есть все проблемы современного общества оказываются очень тесно связанными с исследованием сознания.

    Задачей моей работы является исследование тех  особенностей сознания, которые позволили  выделить ее в отдельную философскую  проблему, изучить ее функции, ее взаимодействие с мышлением, памятью, языком, его  значение в окружающем нас мире, в реальной действительности, данные основные вопросы я поставила для раскрытия  в основной части.

    С сознанием в широком смысле слова  следует связывать и представление  о бессознательным, проблеме которого я хочу посвятить отдельную главу. Развитие сложных форм бессознательного происходит на поздних этапах истории человеческого сознания, где бессознательное, то есть то, что находится за пределами сознания или рефлекторное внесознательное действие (инстинкт, рефлекс, под гипнозом, в состоянии сомнамбулизма), не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, приобретает самостоятельность, но при этом тесно с ним связано. Но понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

    Таким образом, сознание выступает как  исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями. 
 

Глава I. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

Проблема  сознания в истории  философии

    Философия ставит в центр внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается в том, что вид, к которому принадлежим  мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно сказать, что философский анализ сущности сознания важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Поэтому проблема сознания изначально привлекала пристальное внимание философов при выработке ими мировоззренческих и методологических установок.

    «Сознание – продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной – человеческого мозга. Возникнув, как результат развития материи, сознание неразрывно с ней связано. Оно неотделимо от мыслящей материи – мозга, свойством которого является».1 Действительно, значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, так как сознание связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу. Данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них запечатлены знания, мысли и чувства людей.

    «Спекулируя на идеальности сознания, идеалисты утверждают, что оно [сознание] существует самостоятельно, независимо от материи. При этом они рассуждают следующим образом. Если мысль идеальна, не является вещью, а поэтому ее невозможно отыскать в человеческом мозгу, то, следовательно, она не связана с материей – мозгом, а существует самостоятельно. Она будто бы не только независима от материи, но и «творит» ее…»2 Идеалистический подход мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

    Если  идеализм вырывает пропасть между разумом  и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

    «Попытки  оторвать мысль от мозга также  совершенно несостоятельны. Философию, которая предпринимает такие  попытки, утверждает существование мысли без мозга, В.И. Ленин метко назвал «безмозглой» философией. Естествознание, писал Ленин, непреклонно стоит на том, что сознание не существует независимо от тела, что оно есть вторичное, функция мозга, отражение внешнего мира.

    В тоже время Ленин выступал и против абсолютного противопоставления сознания и материи. Он считал, что противоположность эта абсолютна только в рамках основного вопросов философии, то есть вопроса о том, что первично – материя или сознание. Но вне рамок основного вопроса противоположность материи и сознания относительна. Эта относительность проявляется в том, что, во-первых, сознание представляет собой свойство высокоорганизованной материи, возникает и развивается под воздействием материальных факторов, и, во-вторых, возникнув на основе материи, сознание обретает известную самостоятельность, оно активно влияет на развитие материального мира».3

    Материализм рассматривает сознание как отражение  материи, отражение внешнего мира. При  подобном подходе оказывается, что  сознание при всей его сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.

Взгляды философов о сознании

    Р.Декарт: «Я - субстанция, сущность, природа которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается в месте и не зависит ни от какой материальной вещи... « Я есть, я существую» - это достоверно. Но сколько времени? На столько, сколько я мыслю, ибо возможно, что я совсем бы перестал существовать, если бы окончательно перестал мыслить»4. По мнению Декарта, душа не только зависит от сознания, но и существует постольку, поскольку она мыслит. Таким образом, это идеалистическая теория, основанная на постулате о первичности духа как независимой от природы субстанции, проявлениями которой являются мышление и воля.

    Д.Дидро: «- Могли бы вы мне определить, в чем заключается бытие чувствующего существа в отношении к самому себе? - В том, что оно сознает самого себя начиная с первого момента сознания до настоящего времени...».5 Речь идет о взаимном отношении бытия и сознания, в данном случае, как сознает человек самого себя. Указание временных границ «с первого момента» и «до настоящего времени» вызвано влиянием постоянного развития, которому подвержен и человек.

    «Э. Кант, пытаясь решить вопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как "единство синтеза", что не дает ему возможности избежать разрыва между чувственным и рациональным. По Канту, основой содержания сознания являются не выводимые из опыта априорные идеи. Они усваиваются личностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта. Сознание, получая извне хаос чувственных явлений, вносит в него известный порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются пространство, время, причинность и т.п.. Именно эту априорную основу, присущую, по мнению Канта, всем людям, он называет трансцендентальным сознанием. Это сознание Кант характеризует как высший априорный синтез, предшествующий сознательному содержанию опыта».6

    «Современная философия: термин "сознание" неоднозначен и даже многосмыслен. С одной стороны, сохраняется "классический" смысл этого термина, согласно которому сознание есть некоторое препарированное (т.е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание. С другой стороны, сознание понимается как нечто понимающее, "знающее" само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме».7

    С.Лем: «- Откуда мы знаем, что у нас именно такое, а не иное тело, именно такое лицо? Что мы стоим, что держим в руках книгу, что цветы пахнут? Вы ответите, что определенные импульсы воздействуют на наши органы чувств и по нервам бегут в наш мозг соответствующие сигналы. А теперь вообразите... что я смогу воздействовать на ваш обонятельный нерв точно так же, как это делает душистая гвоздика, - что вы будете ощущать?

    - Запах гвоздики, разумеется.

    - А если я сделаю  то же самое  со всеми вашими  нервами, то вы  будете ощущать не внешний мир, а то, что Я по этим нервам протелеграфирую в ваш мозг... Понятно?

    - Но тогда возможно  и то, что хозяин  запыленной лаборатории,  в которой мы  стоим на полках, - сам тоже ящик, построенный другим, еще более высокого  ранга ученым, обладателем оригинальных и фантастических концепций... И так до бесконечности. Каждый из этих экспериментаторов - творец своего мира, этих ящиков и их судеб, властен над своими Адамами и своими Евами, и сам находится во власти следующего бога, стоящего на более высокой иерархической ступени...».8 Таким образом, получается, что весь объективный мир, в том числе и люди, и тело самого индивидуума, существуют лишь в его сознании.

Информация о работе Сознание как философская проблема