Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:30, реферат
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
Следовательно,
и цели человека порождены
общественной практикой, объективным
миром и предполагают его.
Но
человеческая мысль способна не
только отражать непосредственно
существующее, но и отрываться от него.
Бесконечно многообразный объективный
мир всеми своими красками и формами как
бы светится, отражаясь в
зеркале нашего “я” и образуя
не менее сложный, многообразный
и удивительно изменчивый мир.
В этом причудливом царстве
духа, собственном духовном пространстве,
движется и творит человеческая
мысль. В сознании людей возникают
и верные и иллюзорные представления.
Мысль и движется по готовым шаблонам
и прокладывает новые пути, ломая устаревшие
нормы. Она обладает чудесной способностью
новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.
Активность
свойственна не только индивидуальному,
личному, но и общественному
сознанию, прежде всего
прогрессивным идеям, которые,
овладевая массами, становятся “материальной
силой”.
Структура сознания
При анализе самосознания первым встает вопрос об осознании как многоуровневой системе, имеющей свою собственную содержательную и функциональную структуру. Чтобы более четко понять ее, необходимо вернуться к понятию «Сознание».
Понятие
“сознание” не однозначно. В широком
смысле слова под ним имеют в виду психическое
отражение действительности, независимо
от того, на каком уровне оно осуществляется
- биологическом или социальном,
чувственном или рациональном. Когда
имеют в виду сознание в этом широком
смысле, то тем самым подчеркивают
его отношение к материи без
выявления специфики его структурной
организации.
В более
узком и специальном значении под сознанием
имеют в виду не просто психическое
состояние, а высшую, собственно
человеческую форму отражения действительности.
Сознание здесь структурно
организовано, представляет собой целостную
систему, состоящую из различных
элементов, находящихся между собой в
закономерных отношениях. В
структуре сознания наиболее отчетливо
выделяются, прежде всего, такие моменты,
как осознание вещей, а также переживание,
то есть определенное отношение
к содержанию того, что отражается.
Способ, каким существует сознание,
и каким нечто существует для него,
это - знание. Развитие сознания
предполагает прежде всего обогащение
его новыми знаниями об окружающем мире
и о самом человеке. Познание, осознание
вещей имеет различные уровни, глубину
проникновения в объект и степень ясности
понимания. Отсюда обыденное, научное,
философское, эстетическое и религиозное
осознание мира, а также
чувственный и рациональный уровни
сознания. Ощущения, восприятия, представления,
понятия, мышление образуют ядро
сознания. Однако они не исчерпывают
всей его структурной полноты:
оно включает в себя и акт внимания
как свой необходимый компонент.
Именно благодаря сосредоточенности
внимания определенный круг объектов
находится в фокусе сознания.
Воздействующие
на нас предметы, события вызывают
в нас не только познавательные
образы, мысли, идеи, но и эмоциональные
“бури”, заставляющие нас трепетать,
волноваться, бояться, плакать,
восхищаться, любит и ненавидеть.
Познание и творчество - это не холодно-рассудочное,
а страстное искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу
определенного отношения к объекту
познания знания получают различную
значимость для личности, что
находит свое наиболее
яркое выражение в убеждениях: они проникнуты
глубокими и устойчивыми чувствами.
А это является показателем особой ценности
для человека знаний, ставших
его жизненным ориентиром.
Чувства,
эмоции суть компоненты человеческого
сознания. Процесс познавания затрагивает
все стороны внутреннего мира человека
- потребности, интересы, чувства, волю.
Истинное познание человеком мира
содержит в себе как образное выражение,
так и чувства. Познание не ограничивается
познавательными процессами, направленными
на объект (внимание), эмоциональной сферой.
Наши намерения претворяются
в дело благодаря усилиям воли. Однако
сознание - это не сумма
множества составляющих его элементов,
а их гармоничное объединение, их
интегральное сложноструктурированное
целое.
При
анализе динамической структуры
самосознания используются не одно, а
два понятия: «текущее Я» и «личностное
Я». Первое обозначает конкретные фазы
осознания себя в «текущем настоящем»,
то есть непосредственные процессы деятельности
самосознания. Понятие «личностного Я»
употребляется для обозначения устойчивой
структурной схемы самоотношения, ядра
синтеза «текущих Я». Эта схема более или
менее частично и проявляется в «текущем
настоящем».
«Внешнее»
и «внутреннее Я» взаимообусловлены
и внутренне взаимосвязаны, но они
не могут, конечно, считаться тождественными,
так как «внешнее Я» — эмпирический
наблюдаемый индивид, «внутреннее
Я» всегда остается чисто психологическим
феноменом.
Если видеть во «внутреннем Я» интегральную ось всех форм самовосприятия, личностное (персонифицирующее) единство самоотношения и самоотражения, то оно оказывается очень близким, а в некоторых отношениях тождественным самосознанию.
Уникальным
свойством самосознания является то,
что оно может выступать в роли субъекта
по отношению к самому себе, оставаясь
одновременно в системном плане идентичным
данному «субъекту» объектом. Опираясь
на это свойство, и следует решать вопрос
о соотношении «внутреннего Я» и самосознания.
Самосознание,
выступая в роли субъекта своего к
себе отношения, в роли объекта этого
же отношения может
Нельзя, конечно, понимать внутреннее, субъектно-объектное отношение самосознания как нечто голое, реляцию психики к себе самой, своего рода отношение, не имеющее своего предмета вне самого себя. Это отношение, во-первых, существует как внутренняя сторона субъективной реальности, отражающей объективную; во-вторых, его субстанциональной основой является сам человек как психосоматическое единство. Наконец, оно объективировано языковой формой, в которой наше «Я» только и способно оперировать собственной информацией на когнитивном уровне, и, следовательно, опосредованно детерминировано формами социальных коммуникаций.
Поэтому
сознание невозможно вывести из одного
лишь процесса отражения объектов природного
мира: отношение “субъект-объект” не
может породить сознания. Для этого
субъект должен быть включен
в более сложную систему
социальной практики, в контекст общественной
жизни.
Наиболее
известная в современной науке
модель структуры самосознания предложена
К.Г. Юнгом и основана на противопоставлении
осознаваемых и неосознаваемых элементов
человеческой психики. К.Юнг выделял два
уровня ее самоотображения. Первый — субъект
всей человеческой психики — «самость»,
которая персонифицирует как сознательные,
так и бессознательные процессы. Самость
есть величина, относящаяся к сознательному
«Я», — писал К.Юнг, — как целое к части.
Она охватывает не только сознательное,
но и бессознательное и поэтому есть как
бы тотальная личность, которая и есть
мы. Второй уровень — форма проявления
«самости» на поверхности сознания, осознаваемый
субъект, сознательное «Я», вторичный
продукт тотальной суммы сознательного
и бессознательного существования».
Похожей
схемой при определении внутренней
структуры субъективности пользуются
«гуманистические психологи» (А.Маслоу,
Ш.Бюлер, Р.Мей и др.) — представители влиятельного
направления современной психологии,
стремящегося преодолеть крайности поведенческого
и психоаналитического методов изучения
внутреннего мира личности. Разница только
в том, что в «гуманистической психологии»
по сравнению с неофрейдизмом происходит
смещение акцента на функциональное значение
«самости» как личностного фактора в процессе
целеполагания субъекта. Она (самость)
выражает интенциональность или целенаправленность
всей личности на осуществление максимума
потенциальных возможностей индивида.
Каждый
из нас, приходя в этот мир, наследует
духовную культуру, которую
мы должны освоить, чтобы
обрести собственно человеческую сущность
и быть способными мыслить по-человечески.
Мы вступаем в диалог с общественным
сознанием, и это противостоящее
нам сознание есть реальность, такая же,
как, например, государство или
закон. Мы можем взбунтоваться против
этой духовной силы, но так же, как и в
случае с государством, наш бунт может
оказаться не только бессмысленным,
но и трагичным, если мы не будем учитывать
те формы и способы духовной
жизни, которые нам объективно
противостоят. Чтобы преобразовать
исторически сложившуюся систему духовной
жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное
сознание возникло одновременно
и в единстве с возникновением
общественного бытия. Природе
в целом безразлично существование
человеческого разума, а общество не
могло бы без него не только
возникнуть и развиваться, но и просуществовать
ни одного дня и часа. В силу
того, что общество есть
объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное сознание
как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие
статично и даже мертво.
Итак,
сознание как отражение и как
активно-творческая деятельность представляет
собой единство двух нераздельных
сторон одного и того же процесса:
в своем влиянии на бытие оно может
как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может
не только отражать бытие, но активно способствовать
его перестройке. В этом и заключается
та исторически сложившаяся
функция общественного сознания,
которая делает его объективно необходимым
и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Выводы
Мы рассмотрели происхождение категории сознания, а также сознание как основу существования человека.
Сегодня
мы без труда можем обнаружить недостатки
в научной методологии даже величайших
мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться
в том, что профессиональные маги средневековья
и последовавшей за ним эпохи Возрождения
зачастую оказывались простодушными жертвами
собственных предрассудков и суеверия.
Однако магия была также исскуством привнесения
божественной жизни в материальную сферу,
искусством обогащения и интенсификации
психической жизни человека.
Психологические
опыты и эксперименты, которые
эти люди выполнили в опыте собственной
внимательной интроспекции, могут по праву
считаться вкладом прошлых эпох в современную
экспериментальную научную психологию.
Как бы ни называть те цели, которые преследовали
духовидцы, визионеры, прорицатели и др.,
- «сверхестественный опыт», «божественное
откровение» и т. д. – и как бы к ним ни
относиться, бесспорно одно: независимо
от их собственных целей и от того, как
сами эти люди истолковывали свою собственную
практику, косвенным образом они чрезвычайно
обогатили психологический опыт человечества
и привнесли много нового и неожиданного
в развитие наших знаний о психическом.