Сознание. философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Работа содержит 1 файл

реферат Сознание. философия.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Память  как способность хранить и  воспроизводить информацию об объекте  позволяет объединить имеющиеся  и приобретаемые знания и на этой основе пополнять и углублять  их. Благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся. С воображением связана способность строить фантазии, выдвигать предположения, делать открытия. 

    Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания (которого, кстати, многим из нас так часто не хватает), каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. 

    Сознанию  человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. 

    Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания “Я” как такого образования, которая хотя и похоже на “Я” других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом “Я”, а значит, контроль и самооценку, поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.  

    Физиологические  механизмы   психических   явлений   не   тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности  в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция  сознания не совместима ни с  идеалистическими  воззрениями,  отрывающими  психические явления от мозга, ни со взглядами, так называемых, вульгарных  материалистов, отрицающих специфику психического. 

    Отражение вещей, их  свойств  и  отношений  в  мозгу,  разумеется,  не означает их перемещения в мозг или образования их  физических  отпечатков  в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг  не  деформируется,  не  синеет,  не холодеет, когда на него оказывают  воздействие  твердые,  синие  и  холодные предметы.  Переживаемый  образ  внешней  вещи   есть   нечто   субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся  вне мозга, ни к тем физиологическим процессам,  которые  происходят  в  мозгу  и порождают  этот  образ.  Идеальное  есть  не  что  иное,  как  материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней. 

    Человеческий  мозг  -  поразительно  сложное  образование,   тончайший нервный аппарат. Именно мозг  есть  орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга. От  уровня сложности  организации  мозга зависит и уровень  отражательно-конструктивной способности  сознания.  Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом  лишь примитивного  сознания.  Мозг  современного  человека, сформировавшийся   в результате   длительной   биосоциальной   эволюции, представляет   собой сложноорганизованный  орган.  Зависимость   уровня   сознания   от   степени организации  мозга  подтверждается  еще  и   тем,   что   сознание   ребенка формируется, как известно, в связи с  развитием  его  мозга,  а  когда  мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

    Нормальная психика невозможна вне  нормально  функционирующего  мозга. Как  только  нарушается  и  тем  более  разрушается   утонченная   структура организации  материи  мозга,  разрушаются  и   структуры   сознания.   Когда повреждаются лобные доли, больные  не  могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не  имеют устойчивых  намерений и легко возбуждаются  побочными раздражителями.  При поражении затылочно-теменных отделов коры  левого  полушария нарушаются  ориентировка  в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит  ее  полная  деградация,  если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками. 

    Экспериментальные данные различных наук,  таких  как  психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо  свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от  материи, которая  мыслит.  Мозг  с  его  сложными  биохимическими,  физиологическими, нервными процессами  является  материальным  субстратом  сознания.  Сознание всегда связано с этими протекающими  в  мозгу  процессами  и  не  существует помимо них. Но не они  оставляют сущность сознания. 

    Духовный  мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить  какими-либо  приборами  или  химическими  реактивами.  В   мозгу человека  никто  еще  не  нашел  непосредственно  ни  одной  мысли:   мысль, идеальное не имеет существования  в  физическом  и  физиологическом  смысле этого слова. Вместе с тем, мысли,  идеи  реальны.  Они  существуют.  Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее  действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше  личное, индивидуальное сознание, а также  весь  мир  “надличной“  духовной  культуры человечества, то есть внешне объективированные  идеальные  явления.  Поэтому никак  нельзя  сказать,  что  реальнее  -  материя  или  сознание. Материя - объективная, а сознание - субъективная реальность. Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение,  мысль,  идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа  - это отнюдь не произвольное  привнесение  чего-то  от  субъекта:  объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное  выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу. 

    Содержание  мысленного  образа  предмета  определяется   не   анатомо-физиологической  организацией  человека  и  не  тем,  что  познающий  субъект находит непосредственно в природе на основе  своего  индивидуального  опыта. Его содержание  представляет  собой  синтетическую  характеристику  объекта, полученную в ходе  предметно-преобразующей  деятельности.  Этим  открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания:  оно  может  быть познано   через   формы   своего   выявления    в    чувственно-практической деятельности. 

    Субъективный   образ   как   знание,   как   духовная   реальность   и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно  разные явления. Непонимание  этой  качественной  специфики  порождало  механическую тенденцию их отождествления.  Абсолютизация  же  специфики  сознания  как субъективного  образа  порождает  тенденцию  противопоставлять  идеальное  и материальное и доводить противопоставление  до полного распада мира  на  две субстанции - духовную и материальную. 

    Сознание  и объективный мир - противоположности,  образующие  единство. Основой его является  практика,  чувственно-предметная  деятельность  людей. Именно она и порождает необходимость  психического  сознательного  отражения действительности. Необходимость  сознания,  и  при  этом  сознания,  дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни. 

    Функции сознания

    Рассмотрим  основные функции сознания. Первая и важнейшая - познавательная, которая  реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая, тесно связанная с первой, - творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Третья функция - регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать систематизирующую функцию, критически-оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше. 

    Сознание - высшая форма отражения действительного  мира;  свойственная

    только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном

    и целенаправленном отражении действительности, в  предварительном  мысленном

    построении  действий и предвидении их результатов, в  разумном  регулировании

    и самоконтролировании  поведения человека.  “Ядром” сознания,  способом  его

    существования является знание. Сознание принадлежит  субъекту,  человеку,  а не окружающему  миру. Но содержанием сознания,  содержанием  мыслей  человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому  сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. 
     

    Уровни  сознания

    Сознание  как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и  того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

    Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

    Обладая  объективной  природой  и  имманентными   законами   развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать  бытие  в  рамках закономерного для данного общества  эволюционного  процесса.  В  этом  плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора  общественного процесса, либо механизма  его  торможения.  Мощная  преобразовательная  сила общественного  сознания  способна  воздействовать  на  все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.  В  этом  плане  оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности)  конечного  и ограниченного   отдельным   человеком   индивидуального   сознания.   Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном  принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения  действительности, тех способов  и  средств,  с  помощью  которых  осуществляется  производство духовных  ценностей,  того   смыслового   содержания,   которое   накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности. 

    Материальная  сила сознания

    Человек отражает внешний мир не в пассивном  созерцании, а в  процессе практической,  преобразующей  деятельности.  Сознание   характеризуется   не только как отражение мира, но и как  такая  духовная  деятельность,  которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. 

    Содержание  сознания  обязательно   так   или   иначе   практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или  идеи.  Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование  того,  что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая  деятельность  сознания  тесно   связана   с практической деятельностью  человека  и  с  потребностями,  возникающими   под   влиянием внешнего  мира.  Потребности,  отражаясь  в  голове  человека,   приобретают характер  цели.  Цель  -  это  идеализированная  и  нашедшая  свой   предмет потребность человека, такой  субъективный  образ  предмета  деятельности,  в идеальной форме которого предвосхищается результат этой  деятельности.  Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются  до высших форм своего проявления в виде социальных,  этических и эстетических идеалов.   Способность   к   целеполаганию   -   специфически   человеческая способность, составляющая  кардинальную  характеристику  сознания.  Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания,  то  есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии  с  общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной  деятельности человека  и  природы  не  сводятся   к   простому   совпадению.   В   основе целеполагающей  деятельности  человека  лежит  неудовлетворенность  миром  и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку,  обществу.

Информация о работе Сознание. философия