Сознание человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:21, доклад

Описание работы

Заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира.

Работа содержит 1 файл

Сознание.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    Чувственное и рациональное познание, роль практики в познании – см. ЛЕКЦИЮ. 

    Интуиция — (от лат. intuitio - пристально смотрю) - способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что:

    1) интуиция - это особая форма скачка  от незнания к знанию;

    2)   интуиция - это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления.

        Исследователи отмечают также и признаки интуиции: 

    • внезапность скачка;
    • неполная осознанность процесса;
    • непосредственный характер возникновения знания

       Выделяют также формы интуиции: 

  • Чувственная
  • Интеллектуальную
  • Мистическая

 Интуитивное  мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но часто опережает его во времени решения задач. Еще его особенность в том, что оно возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Оно всегда эмоционально окрашено. Оно всегда просто и лаконично и никогда не представляет собой целой теории, а дает лишь некоторый ключевой элемент. 

    Также следует сказать о том, что  выделение в познании чувственного и рационального познания, а также  интуиции вовсе не означает, что  процесс познания протекает именно в такой последовательности. В реальном познании все сосуществует одномоментно, формы познания в реальном познавательном акте неразделимы. 
 
 
 
 
 
 
 

Истина  как цель познания

    Главная цель познания – достижение истины. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин.

    В истории философии  сложилось несколько  основных концепций  истины.

    1. Классическая (корреспондентская) концепция – под  истиной понимается соответствие человеческих знаний объективной действительности. Основателями ее являлись древнегреческие мыслители – Платон и Аристотель. Корреспондентная концепция предполагает, что не ученые творят свои гипотезы по своему усмотрению, а открывают объективные закономерности мироздания. Данная концепция лежит и в основе диалектического материализма (основатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

    Б. Рассел исходит из 3 постулатов:

    1)теория  истины должна допускать ее  противоположность – ложь

    2)если  бы не было утверждений, то не было бы ни истины, ни лжи; истина и ложь – свойства утверждений;

    3)истинность  и ложность утверждений зависит  от того, что лежит вне самих  утверждений

    Объекты сами по себе не истинны и не ложны, ложность или истинность – это  не свойства объектов, это свойства утверждений.

    Истина  субъектна (не субъективна), но при этом объективна: утверждения зависят  от сознания в своем существовании, но не зависят от него в своей  истинности или ложности.

    Основными положениями диалектического материализма относительно понятия истины являются:

  • понятие “действительность” трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей.
  • “действительность” входит также и субъективная действительность; познается, отражается в истине также и духовная реальность.
  • познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
  • признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс (все достигаемые истины – есть истины относительные, абсолютная истина – есть сумма относительных истин).

    Все эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов  и человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины — это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

    Однако, классическая концепция истины встречает следующие трудности: действительность никогда не дана субъекту напрямую, но лишь через посредничество сознания, а значит прямого соответствия никогда не будет; данные логики и математики, призванные упорядочить наши мысли относительно действительности не имеют соотносимых объектов реального мира (напр. мнимые числа); сами научные закономерности (напр. физический закон) есть обобщения всех частных случаев, в то время как в реальности мы имеем дело только с единичными случаями.

    2. Априористская концепция (от лат. a priori – до опыта, само собой разумеющееся) – под истиной здесь понимается не соответствие действительности, а познание доопытных структур чувственности и рассудка, составляющих человеческой сознание. Поскольку именно они обеспечивают контуры всей получаемой информации, то они и есть источник истины. Так как именно сознание является источником правил, упорядочивающих внешний мир, то именно правила сознания и являются подобием истины (осознание пространства и времени, математические истины). Ярчайшим представителем данной концепции являлся И. Кант, хотя следы данной концепции прослеживаются в древнеиндийской философии, философии Платона, христианской доктрине богоподобия, философии Декарта. Главная трудность данной концепции в том, что считать универсальными доопытными структурами, свойственными для всех людей.

    3. Онтологическая концепция истины. Истина в данной концепции есть единое, весь мир одновременно. Это означает, что каждая конкретная вещь по отдельности истиной не является. И это действительно так. Поскольку целое не равно сумме частей, и только интегральное знание о мире является в известной степени достоверным. Сторонниками данной концепции являлись Платон, В.С. Соловьев, М. Хайдеггер. Указанная концепция исправляет все недостатки классической и априористской концепций, однако при всей своей привлекательности она недостижима, поскольку человек здесь должен одновременно воспринимать весь мир, все бытие в его прошлом, настоящем и будущем состояниях. Другой аргумент – если все истинно – то как быть с заблуждениями. 

    4. Когерентная теория истины. Сторонники данной концепции утверждают, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Истина - это во многом логическая правильность и корректность. Истиной по мысли когерентной концепции также может быть непротиворечивость гипотезы фундаментальному знанию, существующему в науке. Сторонниками данной концепции являлись А. Тарский, Л. Витгенштейн, Б. Рассел. Аргументами против данной концепции являются тот факт, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-либо теории еще отнюдь не свидетельствуют о ее истинности, а соответствие какой-либо фундаментальной теории также не является критерием, ведь любая фундаментальная теория также относительна. 

    5. Прагматистская концепция. Знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата. Истина таким образом, отождествляется с пользой, результативностью. Сторонниками данной концепции являлись Ч. Пирс и У. Джемс. 

    6. Конвенционалистская концепция. Истина есть продукт соглашения (гласного или негласного) между участниками познавательного процесса. И это действительно имеет место в науке и философии, где

    Большинство парадигмальных концепций являются не только доказанными, но и взаимосогласованными. Сторонниками данной концепции могут считаться Т. Кун и Х. Патнем. Однако, то, что принимается одним сообществом не всегда является убедительным для другого.    

    7. Экзистенциалистская концепция. Экзистенциальными называются такие состояния человека, когда он, отвлекаясь от внешних проблем погружается в глубины своего духовного состояния и задумывается в первую очередь о смысле собственного жизненного предназначения. Истина здесь сближается с ценностями. Критерием истины уже выступают не столько знания, сколько «правда», творческая самореализация, духовный рост. Сторонниками данной концепции являлись С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс. К данной концепции близко творчество Ф.М. Достоевского.   

    Таким образом, общими критериями истины могут являться:

    • Практика
    • Эксперимент
    • логическая непротиворечивость
    • внутренняя и внешняя когерентность
    • простота
    • ценностное содержание
    • красота

         Истину также следует отличать  от мнения (обобщенных массовых представлений), заблуждения (непреднамеренной трактовки истинного знания как ложного, а ложного как истинного) и лжи (преднамеренного сокрытия истинного знания).

    Истина  - это такое объективное содержание наших знаний, которое удостоверено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходит за границы своей применимости и не претендует на окончательный завершенный характер.  

    Истина (из лекции) – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее этот объект как он существует сам по себе, вне нашего сознания. 

    Свойства  истины:

  • объективность – в истине отражается объективная реальность
  • конкретность - это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются
  • постоянное развитие – характеризуется понятием абсолютной и относительной истин
 

Относительная истина – неполное знание об объекте

Абсолютная  истина – исчерпывающее знание об объекте

Пример  относительной истины – законы Ньютона - остаются истиной, но в определенных условиях

Абсолютные истины складываются на основе относительных. Каждая относительная истина содержит момент абсолютности , следовательно, абсолютная истина – сумма относительных  истин. 

Аспекты истины:

  1. Онтологический – истина – это то, что обладает бытием
  2. Аксиологический – истина – этическая категория, это благо
  3. Праксиологический – истина неразрывно связана с практикой
 

Практика – это предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию окружающей действительности

Роль  практики в процессе познания: 
1.   практика- источник познания (причина познания)

Познание осуществляется не только для получения знаний, а для их возможного применения в  процессе жизнедеятельности, на практике.

  1. практика – основа познания, его движущая сила, т.е. практика является движущим импульсом познания
  2. практика – цель познания

Информация о работе Сознание человека