Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:21, доклад
Заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира.
Самосознание
существует не только в различных
формах и на разных уровнях, но и
в разной степени проявленности.
Самосознание имеет явные и неявные
формы. Осязательное восприятие человеком
внешних вещей достаточно часто
является неявной формой самосознания.
Явные формы самосознания, когда те или
иные феномены сознания становятся предметом
специальной аналитической деятельности
носят название рефлексии. Рефлексия представл
Сознание и мозг. Сознание и язык.
Данная
проблема находится на стыке естественно-научного
и гуманитарного знания, поскольку
сознание возникает на основе происходящих
в мозге процессов, но его содержание
в значительной мере определяется социальным
опытом. Велико практическое значение
данной проблемы для медицины, образования,
организации труда и отдыха.
Анализ развития
психики животных показывает, что уровень
ее развития, а значит, и степень развитости
форм отражения определяются развитием
нервной системы, в частности головного
мозга. Для человека интересна проблема
отношения мозга и сознания.
Интерес
к взаимосвязям сознания и мозга
возник давно. Для русской физиологии,
начиная со времен И.М. Сеченова и
И.П. Павлова, он в известной мере
традиционен. Прорыв в данной области
был во многом связан с появлением методов
"изображения живого мозга", таких
как позитронно-эмиссионная томография,
функциональный магнитный резонанс и
многоканальная запись электрических
и магнитных полей мозга. Новейшие приборы
позволили увидеть на экране дисплея,
какие зоны активизируются при выполнении
различных задач, требующих умственного
напряжения, а также с большой точностью
определять локализацию поражения при
заболеваниях нервной системы.
Другим
важнейшим социальным фактором появления
и развития сознания является язык.
У животных существует первая сигнальная
система, у человека в дополнение к первой
сигнальной системе складывается вторая
сигнальная система – речь, язык. Как способ
существования сознания речь находится
с ним в сложной функциональной взаимосвязи.
Они не существуют друг без друга: сознание
отражает действительность, а язык обозначает
и выражает существенное в этом отражении.
В языке сочетается идеальная основа (информация)
и способ ее передачи посредством материального
носителя – знака. Развитие сознания,
обогащение его информационной насыщенности
развивает речь, но, с другой стороны, развитие
речи как совершенствующийся способ существования
сознания развивает сознание. Язык влияет
на стиль мышления, его манеру, приемы
и способы. Совершенствуя свой язык, человек
совершенствует и свое сознание. Сознание
осуществляет себя и в других знаковых
системах, в различных искусственных и
символических языках (музыкальном, математическом,
эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов,
жестов и т.п.).
Идеальное и материальное
Ильенков Э.В. «Диалектика идеального»
Идеальное,
по мнению Ильенкова, не тождественно
субъективной реальности, всему тому,
что имеется в индивидуальном сознании.
Это не столько часть индивидуального
сознания, сколько компонент общественного
сознания, к которому приобщился индивид,
это такие элементы общественной культуры,
которые непосредственно связаны с деятельностью
индивида. Идеальное — это образы, подлежащие
опредмечиванию или духовной объективации.
К идеальному, отмечает Э. В. Ильенков,
относятся нравственно-моральные нормы,
регулирующие бытовую жизнедеятельность
людей, правовые установления, формы государственно-политической
организации жизни, ритуально-узаконенные
схемы деятельности во всех ее сферах,
обязательные для всех правила жизни,
жесткие цеховые регламенты и т.п., вплоть
до логических нормативов рассуждения.
Все эти структурные формы и схемы общественного
сознания противостоят индивидуальному
сознанию в качестве особой, внутри себя
организованной действительности, в качестве
внешних форм его детерминации. «Идеальность»
предстает как форма сознания и воли, как
закон, управляющий сознанием и волей
человека, как объективно-принудительная
схема сознательно-волевой деятельности.
Общественное сознание выступает как
исторически сложившаяся и исторически
развивающаяся система независимых от
индивидуального сознания форм и схем
«объективного духа», «коллективного
духа», «коллективного разума» человечества
(непосредственно «народа» с его своеобразной
духовной культурой). Вне человека и помимо
человека никакого «идеального» нет. Но
человек при этом понимается, что подчеркивает
Э. В. Ильенков, не как отдельный индивид
с его мозгом, а как реальная совокупность
реальных людей, совместно осуществляющих
свою специфически-человеческую жизнедеятельность,
как «совокупность всех общественных
отношений», складывающихся между людьми
вокруг общего дела, вокруг процесса общественного
производства их жизни. Идеальное и существует
только «внутри» человека, понимаемого
таким образом.
Познавательные способности человека
Проблема познаваемости мира
Одним из важнейших вопросов теории познания (гносеологии) является вопрос: познаваем ли мир? Попытки ответить на него уходят своими корнями в глубокое прошлое, - возникнув в античности (и еще ранее в восточной философии), они пронизывают средневековье, захватывают Новое время, продолжаются в наши дни. В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.
Скептицизм (от греч. skeptomai – сомневаюсь) признает существование вещей вне человека, вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, т.е. достижения адекватного знания. Скептицизм возник в глубокой древности. Его наиболее крупные представители: Пиррон (IV-III вв. до н.э.) древне-греческий философ из Элиды, основатель скептической школы, его ученик Тимон (IV–III до н.э.), Секст Эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III вв. до н.э.) и другие. Они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания, об одних и тех же явлениях и процессах (например, в зависимости от состояния нашего организма) и что всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.
В Новое время скептицизм развился в агностицизм (от греч. а - не; gnosis – знание). Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовского и кантовского.
Д. Юм (английский философ, психолог, историк) утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, можно дать, считает Д. Юм, разные ответы, которые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиций материализма источник наших ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма – мировой дух или сознание субъекта. Как можно проверить истинность этих утверждений? Для этого надо стать вне своих ощущений и посмотреть на себя как бы со стороны. Но этого ни один человек сделать не может, так как это равносильно тому, чтобы, стоя у окна, увидеть себя идущим по улице. Следовательно, не надо и ставить вопроса об источнике ощущений. Надо лишь довольствоваться самими ощущениями и восприятиями. Современный позитивизм в той или иной степени продолжает эту же линию Д. Юма. Так, Бертран Рассел (1872-1970 гг., англ. математик, логик, социолог и философ) почти дословно повторяет Д. Юма: «Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне».1
И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е. объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить «трансцензус» (переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего. Такой «трансцензус» возможен только для веры. Агностицизм вызывал критику уже современников. Например, Гегель высмеивал И. Канта за его агностицизм. Но, будучи представителем объективного идеализма, Гегель не мог дать достаточно обоснованной и последовательной критики агностицизма.
Позиции гносеологического оптимизма разделяют все материалисты и значительная часть идеалистов. Например, у Платона теория познания – это «припоминание» душой прежних впечатлений, приобретенных ею до вселения в человеческое тело. Для Гегеля же, по замечанию Ф. Энгельса, утвердительный ответ подразумевается сам собой, так как мышление может познать то содержание, которое заранее было содержанием мысли.
В
учении Э. Гуссерля познание трактуется
как умозрительное, интуитивное, «непосредственное
созерцание содержащихся в нашем
сознании феноменов». А неотомизм
основой познания называет «божественное
откровение», посредством которого Бог
делает человеку доступными «высшие ценности».
Для представителей метафизического материализма
было характерным рассмотрение субъекта
и объекта познания как двух природных
систем, первое из которых пассивно воспринимает
воздействие второй. Для субъективного
идеализма «мир – совокупность моих ощущений».
Значит то, что порождено сознанием субъекта,
может быть им и познано. Надо лишь правильно
описать свои ощущения. Как видим, за общим
утвердительным ответом скрывается разное
содержание. Поэтому следует иметь ввиду,
что решение вопроса о познаваемости мира,
т.е. об отношении мысли к предмету мысли,
зависит от решения одного из важнейших
философских вопросов о природе мира (материален
он или идеален?).
Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
Для
эмпиризма характерна абсолютизация
опыта, чувственного познания, принижение
роли рационального познания (понятий,
теории). Как целостная гносеологическая
концепция эмпиризм
сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас
Гоббс, Джон Локк, Джордж
Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма
присущи позитивизму, неопозити
Рационализм — метод, согласно которому
основой познания и действия людей является разум. Среди других представителей
философского рационализма можно назвать Бенедикта
Спинозу, Готфрида
Лейбница, Рене Декарта, Георга
Гегеля и
др. Обычно рационализм выступает в качестве
противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.
Априоризм — общее обозначение учений, принимающих идею априори в познании, действии, чувствовании; речь может идти о теоретико-познавательном, логическом, этическом, эстетическом и др. видах. Понятие возникло во втор. пол. 19 в. и связано с именем Канта.
Основы диалектико-материалистической теории познания выражены в следующих положениях:
1.
мир существует вне нас,
2.
этот мир познаваем;
3.
познание есть диалектический
процесс, т.е. непрерывное
Основные компоненты познания: субъект, объект, познавательный образ (знание).
Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, дающее в результате некое знание (познавательный образ). Но это знание возникает не сразу. Оно образуется в процессе взаимодействия субъекта познания с объектом, при активной роли самого субъекта. Субъект познания это тот, кто познает (активно-деятельное, творческое начало). Субъектом познания может быть отдельный человек в его общественной сущности, социальная группа, общество в целом. Объект познания – это то, что познается. Это сфера приложения активности субъекта. В качестве объектов познания могут выступать предметы природы или социальные явления, выделенные человеком и включенные в сферу его познавательной деятельности. Субъект и объект – это функциональные категории (не имеющие строго фиксированной закрепленности), которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно воздействует на окружающих – субъект, а, если на него воздействуют другие, то он превращается в объект.
Основным
принципом теории познания диалектического
материализма является принцип активного
отражения. Отражение – это деятельность
мозга человека, взаимодействующего
с внешним миром, отвечающего на его воздействия.
Суть отражения в том, что ощущаются, воспринимаются,
мыслятся не сами по себе ощущения, восприятия,
представления, а предметы, их свойства,
связи, отношения, существующие вне и независимо
от сознания субъекта. Тезис: «знание отражает
объект» означает, что субъект познания
создает такие формы мыслительной деятельности,
которые, в конечном счете, определяются
природой, свойствами, закономерностями
самого объекта (а не свойствами сознания
познающего субъекта). Следовательно,
содержание знания объективно. Но воспроизведение
особенностей отражаемого объекта в образах
сознания происходит в соответствии с
особенностями отражающей системы. А это
значит, что образы сознания, будучи объективны
по содержанию, субъективны по форме, т.е.
несут в себе определенные характеристики
субъекта.