Сознание человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:21, доклад

Описание работы

Заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира.

Работа содержит 1 файл

Сознание.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Сознание

    Сознание  – это связанная с речью и присущая только человеку функция мозга, состоящая в активном целесообразном отражении действительности. 

    Заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит  Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья, где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени, когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» - личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX века открывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок. 

В философии  сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея  у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

2.      Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).

3.      Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).

4. Социологизация  сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).

5.      Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

6.      Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).   «Мысль находится почти в таком же положении в мозгу, как желчь в печени, а моча в почках».  

    Для появления сознания должны были сформироваться биологические предпосылки.

    Одной из ключевых к настоящему моменту продолжает оставаться теория отражения. Материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным.  
 

    Отражение - процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия.

    Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления.

    На  каждом из уровней системной организации  материи свойство отражения проявляется  как качественно отличное. Возникновение  органической природы формирует качественно новую форму отражения.

    Наиболее  простой уровень отражения, присущий живой материи, проявляется в  форме раздражимости. Раздражимость - собой способность организма  к простейшим ответным реакциям на воздействие среды. Это уже избирательное реагирование живого на внешние воздействия. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение.

    При увеличении уровня организации живого появляется качественно новое свойство – чувствительность.

    Чувствительность  – это способность отражать свойства предметов в виде ощущений, т.е. это начало форм психики.

    С возникновением особого центра нервной  системы – мозга, информационный объем отражения выходит на новый  качественный уровень – психическая  форма отражения. Психическое отражение – выражает способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и обращать их в виде целостного образа ситуации. Высшие животные способны к некоторым видам рассудочной деятельности, но сознанием они не обладают. Высшей формой отражения является сознание человека, кот. по сравнению с мозгом животных имеет более сложную организацию, кроме того сознание явл. не только функцией мозга, но и продуктом общественного развития. 

Качественные особенности сознания человека в отличие от психики животных:

  1. способность предвидения  отдельных последствий своих действий
  2. целостное отношение к действительности
  3. наличие речи и языка
  4. наличие самосознания
 

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

Психика человека состоит из сознания и бессознательного.

Сферы сознания:

  1. познавательная – состоит из чувственного и рационального познания. Чувственное познание основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям. Рациональное познание – абстрактная мыслительная деятельность, оперирующая понятиями, суждениями, умозаключениями.

Внимание, интуиция(основа в  бессознательном), память, соображение, язык. Познавательная деятельность невозможна без языка, функцией которого является выражение и закрепление результате познания.

2. эмоциональная – включает внутренние чувства человека (радость, горе, сострадание), аффекты (гнев, ужас, ярость), эмоциональные состояния (настроения), элементарные эмоции (жажда, голод)

3.  мотивационно – волевая – это мотивы, интересы, потребности субъекта, кот. ориентируют его в познавательной деятельности, а также воля (выбор цели, внутренние усилия, необходимые для ее достижения).

Вывод: все сферы сознания взаимосвязаны, причем, основную роль в познавательной деятельности играет рациональное познание, поскольку оно ориентирует чувственное познание, контролирует эмоциональную и мотивационно-волевую сферы.  

    Указанные сферы  сознания дополняются уровнями сознания, которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

    Большой, непревзойденный вклад в разработку проблемы бессознательного внес австрийский  психиатр, психолог и врач Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Человеческая психика, по Фрейду, трехслойна. Самый нижний и самый мощный пласт ее представлен как раз бессознательным, или Оно (Id). Фрейдовское бессознательное живет по принципу или закону удовольствия. Свою энергию оно черпает в основном из двух источников: либидо - сексуального влечения (это здесь главное) и инстинкта агрессии (разрушения, смерти). Говоря символически - из Эроса и Танатоса. На поверхности бессознательного, Оно, покоится сознательное - Я (Ego). Живет оно по принципу реальности, т. е. адекватной ориентации в объективных и субъективных (межличностных) структурах жизненного мира человека. Наконец, третий слой психики человека - «Сверх-Я» (Super-Ego), представленное совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями, нормами и идеалами, вообще культурой. Закон жизни этого слоя - внутренняя цензурность, контроль, репрессия. С помощью «Сверх-Я» ограничивается, социально канализируется спонтанность (свобода) человеческих влечений, настоятельно требующих своего удовлетворения. 

Юнг указывал на следующую  структуру психики: 
1. Экзопсихическая составляющая - структуры, которые замыкаются на внешнем мире и ответственны за связь с ним. 
2. Эндопсихическая составляющая - 
1) эго-комплекс - это то, что определяет личность (сугубо индивидуальное образование); 
2) личное бессознательное; 
3) коллективное бессознательное - является носителем своего опыта (1), опыта всех поколений на Земле (2), бытия материи (3).

Эго - комплекс или сознание - это центр сознания, это то, что определяет личность.

Сознание берется  из принципа реальности. Организм попадает в чужую среду и идет адаптация через органы чувств. Источник развития сознания это органы чувств, которые вынесены во вне, на кожные покровы и т.д. В основе развития сознания лежит развитие ощущения. Ощущение порождает восприятие. После восприятия идет интерпретация и оценка с помощью чувств (положительные или отрицательные эмоции). Сознание строится из сознательных перцепций, воспоминаний мыслей и чувств. Служит основой нашего самосознания. Создает ощущение последовательности и направленности нашей сознательной жизни. Сознание - это ядро психики - канал связи «Я» с внешним миром.

    Бессознательное – совокупность психических явлений неосознаваемых человеком – сновидения, гипнотическое состояние, инстинкты, стериотипы автоматического поведения, интуиция. 

    Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

    Одним из первых вопрос о самосознании в  европейской культуре ставит Сократ, провозглашая свою знаменитую установку «познай самого себя». В философии Средневековья проблемы самосознания анализировались в контексте исследования человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени, и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку – это его собственное «Я», факт его мышления. Самосознание тем самым основывалось на непосредственной данности психического, что означало, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта, который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако, и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум. Разумным было самосознание в философии Гегеля, где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появилисьиррационалистические тенденции в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности. Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы. На место разума встает особое созерцание. 

    Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.  

Информация о работе Сознание человека