Современные представления о строении материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному.

Содержание

1. Введение
2. Современное естественно-научное представление о структуре, строении материи и их физический смысл
3. Материя и её атрибуты
4. Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат по филосмофии2.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

  представлениями о материальном мире. С развитием  естествознания происходит

  смена одного научного представления о  мире (материи) другим, более глубоким

  и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не может

  опровергнуть смысл и значение философского понятия (категории) "материя",

  которая служит для обозначения объективной  реальности, данной человеку в его

  ощущениях и существующей независимо от них. 
 
 

2. Современное естественно-научное представление о структуре строении материи. 

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов  и процессов,

которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в

сознании, существуя  независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам

по себе, не м. быть отождествлен с материей, но все  их многообразие, включая

их связи, составляет мат. действительность. В домарксовском  материализме

материя часто  понимается как нечто существующее наряду с вещами, как

некоторая телесность, праматерия, из которой возникают  и в которую исчезают

конкректные вещи. Диалектический материализм развивает  иное представление о

субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся

многообразие  единого материального мира. С этой точки зрения материя

существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду

с ними. Категория  материи является фундаментальным  философским понятием.

Диалектико-материалистическое определение этого понятия было дано Лениным в

книге “Материализм и эмпириокритицизм”: “Материя есть философская категория

для обозначения  объективной реальности, которая  дана человеку в ощущениях

его, которая  копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,

существуя независимо от них.” В этом определении выделено 2 основных

признака: 1) материя  существует независимо от сознания; 2) она копируется,

фотографируется, отображается ощущениями. первая характеристика означает

признание первичности  материи по отношению к сознанию, вторая - признание

принципиальной  познаваемости материального мира. Таким образом, определение

материи предстает  как сжатая, свернутая формулировка материалистического

решения ОВФ. Словом, оно сразу позволяет провести разграничительные линии

между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с

другой. Вместе с тем ленинское определение  материи заключает в себе и  такое

содержание, которое  отличает диалектическое понимание  мира от

метафизического. В этом определении отсутствуют  ссылки на конкретные свойства

и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных характеристик. В

традиции материализма были и другие определения. Например, многие

материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых корпускул

(атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное определение

материи. На каждом этапе познания и практики человек  осваивает только

некоторые фрагменты  и аспекты неисчерпаемого в своем  многообразии мира.

Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов

и форм, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет

приводить к  открытию новых, неизвестных ранее  свойств, видов и форм материи.

Несостоятельны  также попытки определить материю, рассматривая некоторые ее

виды в качестве своеобразных “первокирпичиков” мироздания. Здесь заранее

предполагается, что такие “первокирпичики” вечны, неизменны и не возникают ни

из каких других объектов (если же они возникают  из какого-то предшествующего

состояния материи, то тогда они уже не могут рассматриваться в качестве

последнего основания  материального мира). Таким образом, остается только один

способ определить материю - выделить такой предельно  общий признак, который

характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще

только будут  познаны в будущем. Таким общим  признаком является свойство "быть

объективной реальностью, существовать вне нашего сознания". Определяя материю

посредством этого  признака, диалектический материализм  неявно предполагает

бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость. В основе современного

научного представления  о строении материи лежит идея ее сложной системной

организации. Любой  обьект материального мира может  быть рассмотрен в качестве

системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием

элементов и  связей между ними. Например, макротело  можно рассматривать как

определенную  организацию молекул. Любая молекула тоже является системой,

которая состоит  из атомов и определенных связи между  ними. Атом также

представляет  собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек,

расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою

очередь, имеет  внутреннюю структуру. Материальные системы  всегда

взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые  свойства, отношения и связи

элементов в  этом взаимодействии меняются, но основные связи могут

сохраняться, и  это является условием существования  системы как целого.

Сохраняющиеся связи выступают как устойчивые связи, не изменяющиеся при

вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы

и образуют ее структуру. Система - это элементы и их структура. Любой объект

материального мира уникален и нетождественен другому. Наличие общих признаков

оранизации позволяет  объединить раличные объекты в классы материальных

систем. Эти классы часто называют уровнями организации  материи или видами

материи. Все  виды материи связаны между собой  генетически, то есть каждый из

них развивается  из другого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Материя и её атрибуты. 

Пространство  и время – формы  существования материи.

Время и пространство - основные формы существования материи. Философию прежде

всего интересует вопрос об отношении время и пространства к материи, т. е.,

являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции,

существующие  только в сознании. Философы-идеалисты  отрицают зависимость

времени и пространства от материи и рассматривают их то как формы

индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные  формы

чувственного  созерцания (Кант), то как категории  абсолютного духа (Гегель).

Материализм подчеркивает объективный характер время и  пространства. В том,

что время и  пространство неотделимы от материи, проявляется  их

универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения

одновременно  сосуществующих объектов, время же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. Время  необратимо, т. е. всякий

материальный  процесс развивается в одном  направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь времени

и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является

сущностью времени  и пространства и что, следовательно, материя, движение,

Время и пространство неотделимы друг от друга. Эта идея получила

подтверждение в современной физики. Естествознание 18 -19 в., говоря об

объективности времени и пространства, рассматривало  их, вслед за Ньютоном, в

отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами

древних натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в.

отождествляли пространство пустотой, считали его  абсолютным, всегда и повсюду

одинаковым и  неподвижным, а время - протекающим равномерно. Современная

физика отбросила  старые представления о пространстве как пустом вместилище

тел и о времени  как едином для всей бесконечной  вселенной. Главный вывод

теории относительности  Эйнштейна состоит как раз  в установлении того, что

время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а

находятся в  таком универсальной взаимосвязи, в которой они теряют

самостоятельность и выступают как стороны единого  и многообразного целого.

Общая теория относительности  доказала, что течение времени и протяженность

тел зависят  от скорости движения этих тел и  что структура или свойства

четырехмерного  континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от

скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании

современной теории времени  и пространства большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии

опровергло кантовское учение о времени и пространстве как внеопытных формах

чувственного  восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их

последователей  обнаружили зависимость пространственных свойств от физической

природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи

пространственным  расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений

о времени и  пространстве используется идеализмом для отрицания их объективной

реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в

своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об

объективно-реальном времени и пространстве.

Что же такое  пpостpанство и вpемя? Пpостpанство и  вpемя - это всеобщие фоpмы

существования матеpии. Нет и на может  быть матеpии вне пpостpанства  и

вpемени.  Как  и матеpия,  пpостpанство и вpемя  объективны,   независимы   от

сознания. Стpуктуpа   и   свойства движущейся матеpии опpеделяют стpуктуpу и

свойства пpостpанства и вpемени. Пpостpанство и вpемя  зависят  не только от

матеpии, но и  дpуг от дpуга.  Это обнаpуживается  даже пpи  пpостом

механическом  пеpемещении:  по положению солнца на небе можно опpеделить

вpемя, а для  опpеделеничя  кооpдинат космического  коpабля  нужно задать

Информация о работе Современные представления о строении материи