Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:41, реферат
"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному.
1. Введение
2. Современное естественно-научное представление о структуре, строении материи и их физический смысл
3. Материя и её атрибуты
4. Заключение
Литература
Федеральное
Государственное Бюджетное
Высшего Профессионального Образования
"Волгоградский Государственный Социально-Педагогический Университет"
Институт
Художественного Образования
Реферат
на
тему:
«Современные
представления о строении
материи»
Волгоград,
2011г.
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………
2. Современное естественно-научное представление о структуре, строении материи и их физический смысл………………………………6
3. Материя и её атрибуты…………………………………………………..8
4.
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Домарксистское
понятие материи
"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных
философских системах его содержание понимается по-разному. Для
идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем
отвергает
существование материи или
выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию
мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться
в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как
возможность, которая превращается в действительность только в результате
соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи,
абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.
В
субъективно-идеалистической
что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие
из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал,
что можно употреблять понятие "материя", если уж очень хочется, но только
как синоним слова "ничто". Для Беркли существовать - это быть потенциально
воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до человека, Беркли
ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители субъективного
идеализма ( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают существование
материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Материя, вещь,
предмет, по; их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения
человека создают, конструируют их.
В материалистической философии также существуют разные представления о
материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за
материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.
Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи
рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное
вещество,
которое они считали
подход к определению материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть
составляла поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий
философ Фалде из Милета (начало и середина VI в. до н. э.) считал, что все
произошло из воды. Даже земля, по его мнению плавает на воде, подобно куску
дерева. Представитель той же Милетской школы - философ Аваксимен утверждал,
что все вещи происходят из воздуха, за счет его разряжения, или сгущения
(воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные
небесные светила и, наоборот, твердые вещества – земля, камни и т. д. – есть
не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в
непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не
воспринимали, когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков,
пламени. Это значит, - учит Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха,
и следовательно, воздух есть всеобщий субстрат вещей.
Гераклит из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь. Кстати, огонь у
Гераклита - это и образ вечного движения. "Этот космос, - доказывал он, -
один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он
всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно возгорающимся и мерно
угасающим".
Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов
находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в
качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу. Так, например,
Эмпедокл (У в. до н. э.) говорил о 4-х элементах, как о корнях всех вещей:
огне, воздухе (эфире), воде и земле. Эти корни вечны, неизменны, не могут ни
возникать из чего-либо другого, ни переходить друг в друга. Все прочие вещи
получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях.
Другой
древнегреческий философ
бесконечного числа "семян" - делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи
есть частица каждой другой, в белом заключено черное, в черном - белое, в
тяжелом - легкое и т. д. Жизнь мира, - подчеркивал Анаксагор, - есть
процесс. Оценивая эти взгляды Анаксагора, нельзя не видеть, что его
философия
практически подготовила
Атомистический материализм связан с именами древнегреческих философов
Левкиппа и Демокрита (IV в. до н. э.). Материя отождествлялась ими с
бесструктурными атомами (атом в переводе с греческого означает
"неделимый").
По Демокриту, бытие
атомов и пустоты. Атомы геометричны (например, душа состоит из круглых
атомов), не подвергаются никакому воздействию извне, неспособны ни к какому
изменению, они вечны и неуничтожимы. Они обладают определенным размером,
массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы совершенно не
видимы, - замечал Демокрит, но, однако, они могут быть вполне видимыми в
умственном смысле. Жизнь, с точки зрения Демокрита, - это соединение атомов,
смерть - их разложение. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться, -
учил
Демокрит.
Определение материи К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.Лениным
Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо
заметных изменений, сохранялся в различных школах философского материализма
вплоть до начала ХХ века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми
атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов XVIII
века, и для Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь на
позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос:
существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя лишь
в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной
первоматерии, не изменяемой формы всех форм.
Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX
века в естествознании, особенно в физике. Они были столь фундаментальны, что
породили не только кризис физики, но очень серьезно затронули и ее
философские основания. К числу важнейших открытий, подорвавших основы
механической картины мира, относились, в частности, обнаружение
рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г., А.
Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская - Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон).
К 1903 г., отметим, были достигнуты значительные результаты в исследовании
радиоактивности: получило определенное обоснование ее объяснение как
спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических
элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А.
Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их
атомов.
Объяснить указанные (и некоторые другие) открытия в рамках механической
картины мира не удавалось; все более явной становилась недостаточность
классико-механического понимания физической реальности. Это вызвало
определенное замешательство у ряда крупных физиков.
Все
это привело к коренному
строении материи. Рухнуло основное положение атомистического материализма о
неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома, что послужило поводом
для опровержения материализма в свете новейших выводов естествознания. Так,
например, известный французский физик Анри Пуанкаре писал о "признаках
серьезного кризиса физики", о том, что перед нами - "руины" ее принципов,
их "всеобщий разгром", что "великий революционер радий" подорвал принцип
сохранения энергии, а электронная теория свела на нет принцип сохранения
массы. В результате он приходит к выводу, что все старые принципы физики
разгромлены, поэтому ее положения не соответствуют действительности, а
являются лишь продуктами человеческого сознания.
Тезис о том, что в связи с новыми открытиями физики материя исчезла, был
правомерно оспорен В. И. Лениным, защищавшим философский материализм.
Характеризуя подлинный смысл выражения "материя исчезла", В. И. Ленин
показывает, что исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали
материю, что то исчезновение материи, о котором говорят некоторые ученые и
философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо
нельзя смешивать философское понятие (термин) материя с естественнонаучными
Информация о работе Современные представления о строении материи