Сократические школы: Киники, киренаики, мегарики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Сократ выступает как воплощение здоровой реакции на опасные разрушительные тенденции социального, интеллектуального и нравственного развития. Видя эту опасность, он возвращает внимание философии к основному — к человеку, к его назначению и смыслу жизни, к возможности достижения им счастья. Надо было обладать поистине здоровой натурой, огромным запасом жизнестойкости и оптимизма, чтобы в век спекулятивной критики и нравственного шатания так просто и правильно взглянуть на главную проблему философии.

Содержание

Введение 3
1. Жизненный путь Сократа. Жизнеутверждающий смысл его смерти…….5
2. Диалектика Сократа. Сократ и софисты…………………………….…….10
3. Сократические школы: Киники, киренаики, мегарики…..........................17
Заключение 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

сократ.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Сократ  был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской  проблемой, а важнейшим из проблем  философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

      Но  то, чего не сделал сам Сократ, сделала  за него история. Она хорошо потрудилась  над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические, другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие - как еретические. Его признавали “своим” самые разные идеологические течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философа нового времени на различные школы и направления, Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.  История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до канонизированных идолов массового сознания, оттенив, тем самым, живые и животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.

      Фигура  Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть  символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную т твердую опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности, права и государства после того, как старый – традиционный – фундамент был уже «подточен» индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций – «нигилиста» и разрушителя авторитетов.

      Сократ - великий античный мудрец, который  стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной  философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Спиркин А.Г. Философия. – 2.е изд. – М.: Гардарика, 2002;
  2. Волков Г. У колыбели науки. -  Москва. -  1991;
  3. Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003;
  4. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проспект, 2001;

Информация о работе Сократические школы: Киники, киренаики, мегарики