Сократ как олицетворение философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Сократ великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс, стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики,диалектики, политических и правовых учений. Влияние,оказанное им на прогресс человеческого познания,ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Работа содержит 1 файл

филоссофия.docx

— 51.91 Кб (Скачать)

4. Киренская школа. Эта школа была основана уроженцем африканской Кирены Аристиппом и продолжена Аретой, Антипатром, а затем Феодором, Гегесием и Анникеридом (около 320 - 280 гг. до н. э. ). Вместе с киниками Аристипп исходит из убеждения, что предметом знания может быть только практически достижимое благо. Так как орудием познания могут быть, по Аристиппу, только наши ощущения и так как в ощущениях постигаются будто бы не свойства самих вещей, а лишь наши собственные, совершенно индивидуальные состояния, то критерия блага может считаться только испытываемое нами при ощущении наслаждение или страдание. Наслаждение не может быть состоянием безразличного покоя, а лишь положительным удовольствием, простирающимся не на прошлое и не на будущее, а лишь на настоящее. Только отдельное, заполняющее данными миг удоволь ствие имеет цену и должно быть предметом стремлений. Так как ни прошлое, ни будущее нам не принадлежит, то ни раскаяние, ни надежда на будущее, ни страх перед будущим не имеют никакого смысла. Цель жизни - в наслаждении настоящим. Из всех возможных наслаждений наиболее желательны чувственные, так как они самые сильные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково готов как к тому, чтобы воспользо ваться ими, если позволят обстоятельства, так и к тому, чтобы с лег -ким и беспечальным сердцем от них отказаться. Из учения Аристиппа Феодор вывел отрицание существования богов и необязательность этических норм для мудреца, но он целью своей деятельности считал не наслаждение единичными удовольствиями, а радость, что стоящую выше отдельных благ и предполагающую в том, кто к ней стремиться, рассудительность.

5. Академия Платона. Платон является наиболее известным учеником Сократа, который основал свою Академию, история которой самостоятельна, хотя и связана с контекстом сократических школ. Как уже упоминалось ранее, одним из главных учений Платона - это учение о «идеях» («видах»).

Платон  стремился развить Сократовские представления. Согласно Платону, вещи не рассматриваются в их кажущемся столь привычным экспериментальном существовании. Для всякой вещи фиксируется смысл, идея, которая, как выясняется, для каждой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Соответственно можно вести речь о прекрасном вообще, благом вообще, зеленом вообще, доме вообще. Платон убежден, что без обращения к идеям никак не обойтись, так как это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.

Но если на ряду с отдельными вещами есть еще  и идеи, каждая из которых относиться к какому-то определенному классу вещей, то, естественно, возникает вопрос о взаимозависимости единого (идеи) с многим. Как соотносится друг с другом вещь и идея? Платон рассматривает эту связь двояко: как переход от вещей к идее (вещь - идея) и как переход от идеи к вещам (наоборот). Он понимает, что идея и вещь как-то сопричастны друг другу. Но степень их сопричастности может достигать различного уровня совершенства.

Кроме того, Платон был убежден в том, что идеи объективны и считал, что  они могут существовать (на небе) и без сопричастности к вещам, порой пересекаясь в них, порой  покидая их. За эти воззрения Платона  критиковали. Действительно, не было найдено  рациональных обоснований идей вне  вещей.

Помимо  этого учения, у Платона были и  многие другие не менее известные. Но поскольку тема моей работы несколько  иная, и рассмотреть все учения Платона в рамках данной работы - невозможно, то я просто перечислю  некоторые из них: учение об обществе и государ стве, космология Платона, этика Платона, теория любви, учение о познании и диалектике, и др.

Таким образом, рассмотрев данный вопрос, можно  сделать вы -вод о том, что ученики Сократа стали разрабатывать те или иные по -ложения его философии и пришли к созданию собственных философских школ, просуществовавших более или менее длительное время. В целом, учеников Сократа принято разделять на две группы: с одной стороны, это гениальный ученик Сократа Платон, который разработал свою собственную философскую систему, с другой -- так называемые «сократические школы», менее известные, менее влиятельные, чем Академия Платона, но не менее интересные и заметные.

 

Заключение

Сократ  является первым из трех великих философов  классического периода. Изучив историю его  жизни и деятельность можно сде -лать выводы о том, что, главное направление в учении Сократа зак -лючается в том, что в нем формируются социальные и индивидуально-психологические механизмы, позволяющие и требующие от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий.

Сократ  был человеком, для  которого собственная  жизнь была философской  проблемой, а важнейшим  из проблем философии  был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение  было цельным, земным, жизненным, полным и  глубоким выражением духовной жизни античного  мира. Он распространял  свои взгляды по преимуществу в разговорах и  дискуссиях. В них  же сформировался  философский метод  Сократа. Его целью  было выяснить истину обнаружением про тиворечий в утверждениях противника. При помощи правильно подо -бранных вопросов обнаруживались слабые места оппонента. Цель же его философских учений заключалась в помощи людям.

Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить  таким образом  к новому (более  надеж ному) знанию становится источником понятийной (субъективной) диа лектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалистической философии Платоном.

Фигура  Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу фило софии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную т твердую опору, на которой могло бы стоять «здание» нрав -ственности, права и государства после того, как старый - традицион -ный - фундамент был уже «подточен» индивидуалистической крити -кой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софистынова торы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций - «ниги -листа» и разрушителя авторитетов.

Сократ  великий античный мудрец, который стоит  у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит  выдающееся место  в истории моральной  философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное  им на прогресс человеческого  познания, ощущается  до наших дней. Он навсегда вошел в  духовную культуру человечества.

 

Список  используемой литературы

1. Асмус В. Ф. Античная философия (история философии). - 3-е изд. - М. : Высш. шк. , 2003;

2. Введение в философию  / Авт. Колл. : Фролов  И. Т. и др. - 2-е  изд. , перераб. и доп. - М. : Республика, 2002;

3. Волков Г. У  колыбели науки.  Москва. 1991;

4. Гусейнов А. А. , Иррлитц Г. Краткая История Этики. - Минск. : БГПА ВУЗ-ЮНИТИ 1996;

5. Канке В. А. философия. Исторический и систематический курс. - 5-е изд. , перераб. и доп. - М. : Логос, 2005;

6. Кравченко А. И.  Культурология: Словарь. - Изд. 2-е. - М. : Академический Проспект, 2001;

7. Ожегов С. И. , Шведова  Н. Ю. Толковый  словарь русского  языка. М. : Издательство «Азбуковник», 2001;

8. Платон. Апология  Сократа. Собр. соч.  в 4 тт. , Т. 1. М. : Мысль, 1990

9. Реале Дж. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 1 Античность, 1994;

10. Спиркин А. Г.  Философия. - 2. е изд. - М. : Гардарика, 2002

Информация о работе Сократ как олицетворение философии