Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:46, реферат
Сократ великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс, стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики,диалектики, политических и правовых учений. Влияние,оказанное им на прогресс человеческого познания,ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
4. Киренская
школа. Эта школа была основана уроженцем
африканской Кирены Аристиппом и продолжена
Аретой, Антипатром, а затем Феодором,
Гегесием и Анникеридом (около 320 - 280 гг.
до н. э. ). Вместе с киниками Аристипп исходит
из убеждения, что предметом знания может
быть только практически достижимое благо.
Так как орудием познания могут быть, по
Аристиппу, только наши ощущения и так
как в ощущениях постигаются будто бы
не свойства самих вещей, а лишь наши собственные,
совершенно индивидуальные состояния,
то критерия блага может считаться только
испытываемое нами при ощущении наслаждение
или страдание. Наслаждение не может быть
состоянием безразличного покоя, а лишь положительным
5. Академия Платона. Платон является наиболее известным учеником Сократа, который основал свою Академию, история которой самостоятельна, хотя и связана с контекстом сократических школ. Как уже упоминалось ранее, одним из главных учений Платона - это учение о «идеях» («видах»).
Платон стремился развить Сократовские представления. Согласно Платону, вещи не рассматриваются в их кажущемся столь привычным экспериментальном существовании. Для всякой вещи фиксируется смысл, идея, которая, как выясняется, для каждой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Соответственно можно вести речь о прекрасном вообще, благом вообще, зеленом вообще, доме вообще. Платон убежден, что без обращения к идеям никак не обойтись, так как это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.
Но если на ряду с отдельными вещами есть еще и идеи, каждая из которых относиться к какому-то определенному классу вещей, то, естественно, возникает вопрос о взаимозависимости единого (идеи) с многим. Как соотносится друг с другом вещь и идея? Платон рассматривает эту связь двояко: как переход от вещей к идее (вещь - идея) и как переход от идеи к вещам (наоборот). Он понимает, что идея и вещь как-то сопричастны друг другу. Но степень их сопричастности может достигать различного уровня совершенства.
Кроме того, Платон был убежден в том, что идеи объективны и считал, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к вещам, порой пересекаясь в них, порой покидая их. За эти воззрения Платона критиковали. Действительно, не было найдено рациональных обоснований идей вне вещей.
Помимо этого учения, у Платона были и многие другие не менее известные. Но поскольку тема моей работы несколько иная, и рассмотреть все учения Платона в рамках данной работы - невозможно, то я просто перечислю некоторые из них: учение об обществе и государ стве, космология Платона, этика Платона, теория любви, учение о познании и диалектике, и др.
Таким образом, рассмотрев данный вопрос, можно сделать вы -вод о том, что ученики Сократа стали разрабатывать те или иные по -ложения его философии и пришли к созданию собственных философских школ, просуществовавших более или менее длительное время. В целом, учеников Сократа принято разделять на две группы: с одной стороны, это гениальный ученик Сократа Платон, который разработал свою собственную философскую систему, с другой -- так называемые «сократические школы», менее известные, менее влиятельные, чем Академия Платона, но не менее интересные и заметные.
Заключение
Сократ является первым из трех великих философов классического периода. Изучив историю его жизни и деятельность можно сде -лать выводы о том, что, главное направление в учении Сократа зак -лючается в том, что в нем формируются социальные и индивидуально-психологические механизмы, позволяющие и требующие от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий.
Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было цельным, земным, жизненным, полным и глубоким выражением духовной жизни античного мира. Он распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину обнаружением про тиворечий в утверждениях противника. При помощи правильно подо -бранных вопросов обнаруживались слабые места оппонента. Цель же его философских учений заключалась в помощи людям.
Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надеж ному) знанию становится источником понятийной (субъективной) диа лектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалистической философии Платоном.
Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу фило софии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную т твердую опору, на которой могло бы стоять «здание» нрав -ственности, права и государства после того, как старый - традицион -ный - фундамент был уже «подточен» индивидуалистической крити -кой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софистынова торы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций - «ниги -листа» и разрушителя авторитетов.
Сократ великий античный мудрец, который стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Список используемой литературы
1. Асмус В. Ф. Античная философия (история философии). - 3-е изд. - М. : Высш. шк. , 2003;
2. Введение в философию / Авт. Колл. : Фролов И. Т. и др. - 2-е изд. , перераб. и доп. - М. : Республика, 2002;
3. Волков Г. У колыбели науки. Москва. 1991;
4. Гусейнов А. А. , Иррлитц Г. Краткая История Этики. - Минск. : БГПА ВУЗ-ЮНИТИ 1996;
5. Канке В. А. философия. Исторический и систематический курс. - 5-е изд. , перераб. и доп. - М. : Логос, 2005;
6. Кравченко А. И. Культурология: Словарь. - Изд. 2-е. - М. : Академический Проспект, 2001;
7. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Издательство «Азбуковник», 2001;
8. Платон. Апология Сократа. Собр. соч. в 4 тт. , Т. 1. М. : Мысль, 1990
9. Реале Дж. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 1 Античность, 1994;
10. Спиркин А. Г. Философия. - 2. е изд. - М. : Гардарика, 2002