Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:46, реферат
Сократ великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс, стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики,диалектики, политических и правовых учений. Влияние,оказанное им на прогресс человеческого познания,ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Ведение
Сократ великий
античный мудрец, «олицетворение философии», как
назвал его К. Маркс, стоит у истоков рационалистических
и просветительских традиций европейской
мысли. Ему принадлежит выдающееся место
в истории моральной философии и этики, логики,диалектики,
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический финал окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.
Сократом
интересовались и увлекались во все
времена.От века к веку аудитория его собеседников
изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее,
В центре сократовской мысли тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков,права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
Современные обращения к Сократу это не просто академическая дань уважения к общечеловеческому авторитету античного мыслителя, но и неподдельный интерес к его любопытной и привлекательной личности, к его продолжающемуся и в наши дни духовному влиянию.
Глава 1. Философия Сократа
1. 1 Познай самого себя
Согласно
приводимому Аристотелем
Сократовское
проникновение в существо человеческих
требовало новых, истинных путей познания.Философский
интерес Сократа к проблемам человека
и человеческого познания знаменовал
собой по ворот от прежней натурфилософии
к моральной философии. Человек и его место
в мире стали центральной проблемой этики
Сократа и главной темой всех его бесед. Переход
от натурфилософии к мораль ной философии, связанный
с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально,молодой
Сократ был охвачен настоящей страстью
к Познани. Природы, к исследованию причин
земных и небесных явлений, их возникновению
и гибели. В подобных стихийно-научных
размышлениях Сократ опирался на натурфилософские
положения своих предшественников.Предложенные
ими объяснения явлений природы не удовлетворяли
молодого Сократа. В пору этого разочарования
состоялось знакомство Сократа с учением
Анаксагора. Сократу на время показалось, что
он нашел, наконец, учителя,
Она состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит при чиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений,этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами водой, воздухом, эфиром и т. п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы лишь сфера приложения причины, но не ее источник.
Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того,что познается, своему понятию.
Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость,сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не бытием, но со знанием о бытии. И это знание результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.
Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать че -ловеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком» Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, I, 24.
Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».
1.2 Добродетель это знание
В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях,моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа это философия морали, этика.Этичечески сориентирована и его теория познания, гносеология.
Нравственно этический смысл человеческих поисков истины и овладение знанием предопределяется тем. Что истоки и знания, нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели оказывается его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает характер морального действия, нравственного акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.
Истинное
познание познание посредством понятий
доступно, по сократовской концепции, лишь
немногим, мудрецам, философам.
Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит по сравнению с божественной мудростью.И уже совсем мало что значит в этом отношении обыденное, непросвещенное мнение.
Сократовское
положение о мудрости знания человеком
границ своего знания и незнания « Я знаю.Что
ничего не знаю» как раз и фиксирует отношение
человеческого познания к божественному
разуму. Знание божественно, и только оно
возвышает человека и уподобля-ет его богам. Большинство
же людей, считает. Сократ,
Главной
задачей философии он полагал
рациональное обосно ние религиозно-нравственного
мировоззрения, познание же природы, натурфилософию
считал делом ненужным и безбожным.Сократ -
Получается, что основной вопрос философии Сократ решает как идеалист: природа это нечто не стоящее внимания философа, важ нейшим для него является дух, сознания. Сомнение служилоСократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.
Он выступает против
детерминизма древнегреческих
Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач. Цель: глаз видеть, ушей слушать, носа обонять и т. п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха лю дей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года;более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода.
В соотношении
с благом как результатом действия по
знанию зло есть недоразумение, следствие
проступков, совершенных по неведению. Следовательно,
Но можно
ли научить добродетели? Казалось бы, что
исходя из определения добродетели как
знания, на этот вопрос следует ответить однозначно
утвердительно. Однако Сократ после обстоятельного
об суждения данной темы приходит к отрицательному
выводу:добродетели научить нельзя. Дело
обстоит так потому. Что Сократ различает
знание и незнание. Строго говоря, знание
и,следовательно, добродетель,
Обычно же люди только мнят, что знают, и их мнения в большинстве случаев мало чем отличаются от простого незнания. Но есть, за мечает Сократ, и истинные мнения, которые находятся. Как бы между знанием и незнанием. Мнение, если оно истинно, ведет к правильным действиям и добродетельным поступкам. Истинное мнение так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает его в границах добродетели.
Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться. Но истинные мнения, как и всякое мнение вообще, из-за ихчувствительной природы весьма изменчивы, текучи и преходящи. Знание ценнее правильного мнения и отличается от него тем, что оно связано. Подобное связывание истинного мнения происходит благодаря понятию, которое и придает мнению характер знания. Но это доступно лишь философам, что и предопределяет сократовское обоснование права фи -лософии на руководство человеческими, в том числе полисными делами.
1.3 Диалоги
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.
Своего
философского учения Сократ в письменную
форму не облекал, но распространял
его путем устной беседы. Не ограничиваясь
руководящей ролью в пределах своего