Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:09, курсовая работа
Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в проведении комплексного исследования познавательных установок и методологических приемов софистики. Реализация поставленной цели конкретизируется в следующих задачах:
- провести анализ трансформации образа софистики в истории культуры;
- выявить когнитивные и социокультурные предпосылки возникновения софистики;
- исследовать особенности релятивизма софистики.
Введение………………………………………………………………………...…3
2. Софистика как выражение самосознания культуры Древней Греции…………5
3. Жизнь и деятельность известных софистов:
3.1. Протагор и его идея гносеологического релятивизма………………………..8
3.2. Горгий, проповедник абсолютного скептицизма……………………………..10
3.3. Гиппий, приверженец репрессий ……………………………………………...12
3.4. Продик и его теория эвфемеризма …………………………………………….14
3.5. Антифонт и его идеология рабовладельческой формации …………………..16
3.6. Алкидам – последователь Антифонта…………………………………………18
3.7. Трасимах – соотношение права и морали……………………………………..18
3.8. Критий – глава антидемократической комиссии …………………………….19
4. Философская проблематика софистики………………………………………..20
5. Заключение……………………………………………………………………….23
6. Список использованной литературы ……………………………………….….25
Именно здесь лежит, весь яд софистики, но этот яд был глубоко плодотворным. Мысль, развёртывавшаяся беспрепятственно в натурфилософский период, в софистике, оторвавшись, от вещей, зашла в тупик. Она не могла дольше в нём оставаться и стала искать средств, при помощи которых она была бы в состоянии из капризной игры превратиться в чёткий инструмент познания мира и человека.
Софисты были, прежде всего, образованными людьми и, даже больше того, они впервые своей теорией и практикой положили начало «образованию» античному и современному. Образованный человек всегда сумеет найти основания для всех своих поступков «доказать всё».
В
софистике человек уже
Новый
контакт устанавливается между
субъектом и объектом, ибо непосредственная
связь по линии мифа оборвалась. Человеческим
и даже слишком человеческим становится
космос.
Заключение
Изучая деятельность софистов, мы сталкиваемся с особой трудностью. Софисты V века до н. э. созвучны многим эпохам; Ренессансу и Гуманизму, Веку французского Просвещения, периоду «Бури и Натиска» и младогегельянства Германии. Перед ними преклоняются такой философ, как Гегель и такой поэт, как Гете. Что общего в исторической ситуации эпохи софистов и других эпох? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить более общую проблему: определить сущность софистики как социально-исторического феномена, отыскать ее исторические корни, объяснить ее дальнейшую судьбу. Софистика рассматривается как отражение в духовной сфере определенной (современной) стадии социально-экономического развития общества.
Поразительно, до какой степени входящие буквально во все учебники по истории философии критические изложения взглядов софистов представляют собой лишь многовековые наслоения искаженных интерпретаций. Собственно, и критика релятивизма как такового до сих пор опирается на более чем спорные аргументы Аристотеля против софистов. Эти аргументы уже давно следовало бы подвергнуть ревизии.
Изучая древнегреческую философию, я пришла к выводу, что необходимо подвергнуть «процедуре фальсификации» некоторые не просто устоявшиеся, но ставшие от бесконечных повторений нерушимым гранитом мнения о том, кто есть кто в древнегреческой философии.
Древнегреческая
софистика как социально-
Со школьной скамьи всем поколениям философов внушалось, что софистика – это как бы антипод «добропорядочной» философии.
Как
известно, труднее всего изменить
вроде бы совсем нейтральные по смыслу
стереотипы массового сознания. Людям
свойственно привыкать к
Хотя многие критики часто определяют деятельность софистов словами «блеск формы и нищета содержания», следует обратить внимание на то, что риторический аспект софистики, к которому чаще всего и относятся подобные характеристики, вовсе не является пустыми рассуждениями. Софистов часто упрекают в том, что они равнодушны к жизненным проблемам граждан и что их учения носят несколько отвлечённый характер. Однако подобная «отвлечённость» необходима для глобальных обобщений, для более искусного и логически верного решения практических задач. Якобы пустые, «беспредметные» рассуждения софистов, приложенные к какой-либо реальной проблеме, обретает вполне понятный смысл и становятся как бы двигателем этой проблемы, то есть софистика в сочетании с действительностью уже представляет собой некий живой организм. Софистика словно оформляет практику, определённым образом дополняет её. Подводя итог вышесказанному, можно привести слова исследователя Б.Чернышева, который говорит, что деятельность софистов «заключалась в том, что они оформили практику и возвели её в теорию, в логос».
Значение
деятельности софистов велико не только
для жизни Древней Греции, но и для мировой
науки. Платон в одном из своих сочинений
писал, что ни Гомер, «первейший из поэтов
и первый из трагиков», ни другие поэты
и художники Древней Греции «не могут
сравняться по своему воспитательному
влиянию с софистами». Учение софистов
занимает весьма важное место в мировой
истории философии, а их философское наследие
представляет и сегодня огромный интерес
не только с точки зрения рассмотрения
их выводов как определённого этапа в
истории философии, но и в плане блестящего
примера логического, аналитического
мышления.
Список
используемой литературы: